Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №124 — Мозаика
31.12.2011


 

Коллекция цитат

Ах, что такое человечность? Путь к свету, на восток, держать,

В узде времен коня мгновенья — как ни был бы высок — держать.

Во всяком, даже малом деле хранить зерцало чистоты

И в самой малой доле сердца извечный огонек держать.

Ташходжа Асири

Даты и события ЯНВАРЯ

5 – 175 лет со дня рождения тюрколога, языковеда, этнографа, переводчика, действительного члена Петербургской АН Василия Васильевича (Фридрих Вильгельм) Радлова (1837–1918).

9 – 20 лет Всетатарской национальной ассоциации «Магариф» (1992).

20 – 75 лет государственному советнику Республики Татарстан, председателю Попечительского совета республиканского фонда «Возрождение», первому президенту РТ Минтимеру Шариповичу Шаймиеву (1937).

21 – Ночь Хиджры (Ночь переселения Пророка из Мекки в Медину).

22 – 85 лет со дня основания Самаркандского государственного университета имени Алишера Навои (1927).

Книжная полка

За последнее время вырос интерес читающей публики к проблемам современного Ислама. Эта тема нашла отражение на страницах отечественной периодики. Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные журнальные статьи уходящего года.

Бурмистров П. Армия решает все. Допустят ли военные исламизацию Северной Африки // Русский репортер. — 2011. — № 46. — С. 60–64.

Волобуев А. В.О концепции греха в Исламе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2011. — № 2. — С. 18–21.

Курабин Г. Европейская смерть Ислама // Октябрь. — 2011. — № 5. — С. 131–137.

Мартыненко А. В. Основные тенденции развития интеллектуальной культуры в Новое и Новейшее время // Исторический журнал: научные исследования. — 2011. — № 1. — С. 80–84.

Смирнов А. Н. Исламский фактор в политике России: пределы влияния // Мировая экономика и международные отношения. — 2011. — № 9. — С. 72–180.

Станкевич Г. В. Политический Ислам: сущность, причины «возрождения» // Политика и общество. — 2011. — № 3. — С. 62–66.

Файнберг А. А. Ислам в контексте афроамериканской хип­хоп культуры // Религиоведение. — 2011. — № 2. — С. 50–61.

Фоменков С. О деятельности организации «Аль­Каида» в странах исламского Магриба // Зарубежное военное обозрение. — 2011. — № 1. — С. 9–13.

Шумилкин А. Тайны «исламского братства» // Эхо планеты. — 2011. — № 8. — С. 2–5.

Веселая мудрость

Ходжа Насреддин… Стоит только произнести это имя, и на лице появляется улыбка..

Пойду спрошу осла, может, он согласен

Однажды утром сосед попросил у ходжи осла. Ходжа пробормотал: «Пойду спрошу у осла; если он захочет — дам». Он прошел в дом и, побыв недолго, вернулся и сказал: «Я говорил ослу, он не соблаговолил, да еще прибавил: «Если дать меня чужому, будут тыкать мне стрекалом в уши, а тебя честить на все корки!»

Ослу ты веришь, а мне не веришь

Однажды сосед попросил у ходжи осла. «Нет у меня», — отвечал ходжа. А в это время заревел осел. Тогда сосед заметил: «Эфенди, ты говоришь, что у тебя нет осла, а вон, слышишь, осел ревет». Ходжа покачал головой и сказал: «Господи боже мой, чудной ты человек: ты ослу веришь, а мне, дожившему до седой бороды, не веришь».

Ходжа благодарит озерных лягушек, спасших ему осла

Однажды шел ходжа издалека. Ослу его захотелось сильно пить. Увидел озеро и в нетерпении устремился к воде. Перед ним была круча, и он чуть было не упал в озеро. Но неожиданно заквакали лягушки, и осел, вздрогнув, отшатнулся назад. Ходжа, обрадованный, поймал осла, а в озеро бросил пригоршню денежек, приговаривая: «Спасибо, озерные птички! Вот вам деньги, купите себе халвы и полакомьтесь».

Прежде столкуемся в цене, а хвост не за горами!

Однажды ходжа повел осла на базар. Видит — хвост у осла выпачкан. Он взял, отрезал хвост и положил в себе в суму. Вот объявился покупатель. Оглядывая осла, он и говорит: «Ну, на что годен бесхвостый осел!» А ходжа заметил: «Давай прежде столкуемся в цене, а хвост не за горами!»

Хорошо, что я не сидел на осле

Ходжа потерял осла; он и ищет его, и возносит благодарение Богу. Когда у него спросили, за что он благодарит, ходжа ответил: «Я благодарю Бога, что я не сидел на осле, а то ведь я бы пропал».

Диалог цивилизаций

У мишарей

В 2012 году исполняется 150 лет со дня рождения Петра Александровича Альбицкого (1862–1922), священника, настоятеля Петровской церкви Нижнего Новгорода. П. А. Альбицкий — первый секретарь Нижегородской губернской ученой архивной комиссии, автор многочисленных публикаций в центральной и местной печати. В 1890 году «Нижегородские губернские ведомости» опубликовали «Этнографические наброски. У мишарей» Альбицкого. Эту статью из своих записных книжек автор посвятил родной сестре Екатерине Александровне. По прошествии более чем ста лет этот материал предоставляет и сегодня очень интересные и любопытные факты по истории нижегородских мишарей.

Я направился кверху по высокому глинистому берегу Пьяны и только поднялся на верх, как кочко­пожарские мельницы оказались почти рядом со мною. Я не мог налюбоваться великолепной картиной, открывшейся перед моими глазами… Полюбовавшись этим видом, который так и просится на полотно, я незаметно подошел к деревне. У околичных ворот на столбе я прочел надпись: деревня Кочки­Пожарки. Государственные крестьяне. Ревизких душ 798, дворов 280. День у мишарей праздничный — пятница. Там и сям виднелись группы мужчин и молчаливые фигуры женщин, разодетых по­праздничному. Кое­где в тени деревьев перед избами и на лужайке под амбарами в холодке целые семьи расположились за чаепитием и благодушествовали. Строение почти все крыто соломой; перед избами нечто вроде палисадников, загороженных плетневым или дощатым забором с ветлами и кустами сирени. Виднеются избы с одним окном на улицу и с двумя на дворе. Есть и несколько довольно больших домов, построенных на городской манер; владельцы их: Ягудев Али­Бай, Ягудев Махуметша, Бядердин; первый из них живет около Киева и кумыс делает, а последний занимается тем же в Москве.

Мне хотелось познакомиться с муллою. Помещение муллы довольно скромное: небольшой дом, разделенный сенями на две половины: горницу и кухню. Хотя муллы дома не оказалось — он ушел в пойму указывать рабочим сенокос, но я был принят радушно остальными членами его семейства. Горница муллы Асфене убрана довольно прилично: на передней широкой лавке положен порядочный ковер; на столе красненькая салфетка; в переднем углу груда книг, вероятно, преимущественно учебных, так как мулла в зимнее время занимается обучением детей. Около так называемой голландской печки стоит шкафчик с чайной посудой. На стене часы с кукушкой, а к потолку прикреплена висячая лампа.

Радушные хозяйки начали угощать меня чаем из громадного самовара… К чаю подошел родственник муллы, пожилой мужчина с слезящимися глазами; он сообщил мне кое­какие сведения о житие­бытие мишарей.

В деревне живет 1132 души. Много народу уходит на заработки в Москву, Петербург, Варшаву и Астрахань… Население преимущественно народ промысловой. Местные мишари, проживая в больших городах, торгуют шалями, содержат в Москве постоялые дворы, служат в конторах. В Варшаве торгуют «красным товаром», а в Астрахани служат водовозами и живут там с семействами. Среди мишарей много портных…

К чести мишарей, уходящих на заработки, нужно сказать, что они присылают своим родственникам больше денег, чем русские, окончательно развращающиеся на стороне и привыкающие там ко всякому непотребству, на которое и уходят трудовые деньги. Замечательно и то обстоятельство, что татары благодаря своей трезвости и относительной честности больше ценятся на местах, чем русские.

Мне пришлось быть и в местной мечети: она невелика и устроена на турецкий манер с круглым куполом…

Муллы мне не удалось видеть, но все­таки я пробыл здесь с интересом и считал свою любознательность почти удовлетворенною.

ПОЗДРАВЛЕНИЯ

Дорогие читатели «Мозаики», поздравляю вас с Новым годом! Я хочу пожелать вам добра, мира, здоровья и подарить замечательное стихотворение Габдуллы Тукая.

Белый дед

Когда от снега все белым­бело,

Двор, улицу и небо замело,

Весь белый, дедушка идет домой,

Несет игрушек нам полным­полно.

Мы радостно его благодарим:

«Пускай Аллах прибавит к дням твоим!»

Для нашей радости и в дождь, и в снег

Все ходит дедушка с мешком своим.

Подготовила Нина Александрова



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.