11 декабря в Киеве во дворце «Украина» прошел V съезд мусульман Украины. Организатором выступило Духовное управление мусульман Украины (ДУМУ) во главе с Ахмедом Тамимом.
Вы имеете в виду Редвана Велиева? Так они создали ДЦМК специально для подобных интриг и манипуляций. Как может самозванец, за которым пара десятков человек и моральный облик которого оставляет желать лучшего, представлять мусульман Крыма и называться муфтием Крыма?! Это фарс!
— То есть в принципе вы не против всеукраинского съезда мусульман Украины?
Если государство действительно заинтересовано в проведении всеукраинского съезда мусульман, то это необходимо обсудить со всеми духовными управлениями и центрами, подготовиться и провести достойно. Мусульмане, во всяком случае мусульмане Крыма, должны быть представлены объективно. По всему видно, что сообщение, которое пришло к нам, — это просто формальность и политический ход.
Кроме того, этот вопрос уже обсуждался в бывшем Госкомнацрелигий, главой тогда был Дмитрий Саган. А в повестке дня он возник в связи с попыткой Тамима (Ахмад Тамим, самопровозглашенный муфтий Украины. — Ред.) монополизировать право отправки в хадж мусульман, и в результате конфликта, возникшего на этой почве, 68 человек, граждан Украины, не смогли совершить паломничество. Тогда встал вопрос о координации деятельности с властью и между управлениями с целью недопущения подобного впредь. Комитет особого интереса к организации съезда не проявил. Теплее было встречено предложение о создании Совета представителей духовных управлений и центров мусульман Украины, кратко — Совета муфтиев, который и был создан.
— Непредставленность крымских мусульман в полном объеме и имевшие ранее подобные конфликты — единственные причины вашего несогласия с ДУМУ и так называемым «V съездом» или есть еще причины?
В принципе непредставленность мусульман Крыма — достаточная причина, чтобы считать данный съезд локальным, а Тамима — муфтием только своих общин, а не мусульман всей Украины. Однозначно на это у него прав нет. Удивляет, конечно, позиция определенных госчиновников в данном контексте, а также зарубежных представителей, к примеру Чечни и Дагестана. Видно, они забыли то, что мы с ними пережили (высылка, гонения, лишения), если поддерживают структуру, которая открыто попирает права крымскотатарского народа на избрание себе муфтия.
То есть проблема еще и в том, что мусульмане Крыма — это крымскотатарский народ. Это коренное население Украины, это самая многочисленная и компактно проживающая общность мусульман Украины. Следовательно, когда речь идет о мусульманах Украины, в первую очередь имеется в виду крымскотатарский народ, это реальность.
Второе, мы категорически не приемлем сектантства, а нам навязывают чуждое религиозное понимание, как то «хабашизм», который представляет и распространяет ДУМУ и его восточный филиал ДЦМК. Мы вернулись на родину, чтобы возрождать свое, традиционное. Вот это дополнительные причины.
— Как на это отреагировали остальные Духовные управления и центры мусульман Украины?
Насколько мне известно, никто из них не признает Тамима муфтием Украины. У нас даже есть официальное письмо. Поэтому весь этот театр и трагикомическая постановка не вызывают у нас других эмоций, кроме сожаления о тех, кто в ней участвует, — чеченская диаспора и т. д. У каждой стороны личный интерес, но все прикрываются религией. Это же удобно, действенно и прибыльно.
— Учитывая тот пафос, с которым проводили данный съезд, поздравления президента, выступление, а незадолго до этого и открытие мечети «арРахма», чувствуется благосклонное отношение государства к ДУМУ и поддержка его притязаний на звание всеукраинского муфтия. Это интерес отдельных чиновников, безразличие и нежелание разобраться или все же целенаправленная политика государства, на ваш взгляд?
Уровень говорит о том, что тут не просто неосведомленность отдельных политиков. Не знаю, конечно, зачем делать ставку на ливанца Тамима да еще и лидера секты и проводника «хабашизма» на всем постсоветском пространстве. Могу сказать одно: мотив ясен — ассимиляция крымскотатарского народа. Путем оказания давления на его органы самоуправления, их ослабления, после — внушения «арабского понимания Ислама», ведь все понимают, что религия — это самый главный фактор национальной идентичности крымскотатарского народа.
Предлагаю рассматривать все это в совокупности политических акций, направленных против Меджлиса крымскотатарского народа. То есть наступление со всех фронтов, дабы мы не боролись за свои права… Это покушение на будущее народа, и кто же Тамим после этого — мусульманин? Пророк говорит: «Не уверует ктолибо среди вас до тех пор, пока он не пожелает своему брату (по вере) того же, что желает себе».
— Как может обернуться подобная политика государства для граждан Украины? И к чему приведет подобное противостояние между ДУМУ и остальными?
— Плачевно. А приведет к тупику и оттянет демократическое развитие Украины. Никто от этого не выиграет, а Украина только ослабеет как внутри, так и с точки зрения имиджа на мировой арене. Государство, строящее свою политику на несправедливости, никогда еще не процветало. И если ктото думает, что он будет веселиться, когда ближнему плохо, он ошибается. Это все временно.
V Съезд мусульман Украины прошел без представителей большинства мусульманских организаций страны
По официальным данным Государственного комитета Украины по делам национальностей и религий, по состоянию на 1 января 2011 года в стране функционируют 1208 мусульманских религиозных общин. Из них 960 входят в состав Духовного управления мусульман Крыма (ДУМК), 20 общин входят в состав Духовного управления мусульман Украины «Умма» (ДУМУ «Умма»), 18 — в состав Духовного центра мусульман Украины (ДЦМУ), 16 — в состав Регионального объединения «Киевский муфтият», 11 общин пытаются легализировать себя как Всеукраинское духовное управление мусульман «Єднання». Итого: 1025 общин из всех регионов Украины.
Руководители всех вышеперечисленных Духовных управлений заявили, что они не принимали участия в съезде, не делегировали туда своих полномочных представителей и не считают этот съезд всеукраинским, а бессменного главу ДУМУ не считают муфтием Украины. Еще около сотни мусульманских общин страны позиционируют себя как автономные и большинство из них являются последователями разных ветвей шиизма, сторонниками салафитского движения либо Хизб утТахрира. Учитывая воинственную риторику лидеров ДУМУ по отношению к этим идеологиям, можно с уверенностью сказать, что последние также не участвовали в мероприятии. Кто остался? Остаются общины, входящие в состав ДУМУ плюс десяток автономных общин из Крыма, называющих себя Духовным центром мусульман Крыма и являющихся филиалом хабашитского движения в Крыму. Если прибегнуть к вычислениям, то получается, что более 1125 общин из 1208 официально зарегистрированных не принимали в съезде участия. В процентном соотношении церемония, названная V съездом мусульман Украины, собрала 7% мусульманских общин страны.