Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №123 — Мозаика
14.12.2011

Подготовила Нина Александрова

Диалог цивилизаций

Алексей Егорович Разин (1823–1875) — известный писатель для юношества, автор многочисленных произведений. В 1873 г. вышла в свет его книга «Мир в картинах». В форме дневника автор ведет повествование о странах, народах, населяющих земной шар. Несколько глав этого увлекательного произведения посвящены жизни мусульман Кавказа, Туркестана и «нашим татарам».

Татарский мулла

Познакомились мы и с одним из представителей татарского духовенства, с муллою села Большие Мангаллы… Он очень зажиточный человек, ведет значительную торговлю маслом, медом и яйцами, раз в пять лет бывает в Казани и очень порядочно говорит по-русски… Это был по-своему человек благочестивый, был на поклонении гробу Пророка в Мекке и был очень удивлен, когда мы рассказывали ему, что были недалеко от Мекки и не заехали в этот священный город всех мусульман.

Наш мулла — очень ученый в своем деле человек. Учился он в магометанской школе в Казани, потом поехал в Самарканд, чтобы кончить курс и утвердиться в вере. Там, говорил он, живут самые мудрые и самые ученые из татарских учителей веры. Они не перевели Коран на татарский язык с арабского, потому что это строго запрещено законом; но они великие мудрецы и их учение почти так же чисто, как сам Коран. «Они отлично знают арабский язык и говорят чистейшим наречием. А это наречие ужасно трудно», — продолжал он, переходя от предмета к предмету резкими и решительными скачками… Когда мы стали его расспрашивать, проповедует ли он своим слушателям, казанским татарам селения Большие Мангалы, священную войну против нас, неверных, то он без малейшей запинки отвечал, что, конечно, проповедует, но что эта война теперь невозможна на основании стиха Корана, что лань не может победить льва и эта священная война против неверных гяуров русских отложена до более благоприятного времени.

Деревенский мулла жил очень хорошо. У него была чистая комната с изразцовой печью и с большим окном в ту сторону, где Мекка. Пять раз в день он совершает омовения и молитвы. А по вечерам собирает правоверных на молитву. На одной из таких молитв присутствовали и мы…

В небольшой тесной с голыми стенами комнате собралось всего восемь богомольцев, а мулла читал им наизусть главу из Корана на арабском языке. Мы после спрашивали его, понимают ли его слушатели хоть что-нибудь из его чтения. «Ничего не понимают, — отвечал он, — и тем лучше. Коран не такая книга, чтобы ее смел понимать всякий неуч. Чтобы понимать Коран, нужно много, много знать и много учиться и знать священный язык. После чтения я и растолковывал им уже по-татарски все, что читано было. И это не перевод, потому что переводить священную книгу никто не смеет, а простое толкование, так точно, как учили меня в Самарканде столпы мусульманства. И нигде нет таких учителей веры, как в великом Самарканде. И теперь этот первейший город Центральной Азии находится под властью русского царя, и через него царь может иметь полное влияние на всех мусульман татарского происхождения. Пусть только пошлет для управления Самаркандом умных людей, хорошо знающих магометанский закон, и я очень был бы полезен».

Почтенный мулла в самом деле мечтал, что его смогут назначить начальником Самарканда или по крайней мере тамошнего духовного мусульманского училища…

В наше время правительство и общество обратили внимание на татар, живущих вот уже несколько столетий в среде православного населения. Проповедники наши без насилия, силою одного убеждения, многих мусульман уже обратили в православие и продолжают это священное дело с рвением достойным уважения. Это необходимо не только в смысле христианском, но и для предупреждения возможности такого же страшного явления, которое на Кавказе сделалось известным под именем юридизма. Это нам толковал почтенный мулла в селе Большие Мангалы, но толковал, по-видимому, с большим знанием дела, намекая довольно тонко, что если бы он не был очень хорошим верноподданным, то очень легко проповедовал бы не шариат, а тарикат и что он достаточно учен, чтобы проповедовать даже ханикат… «Каждый мусульманин должен исполнять шариат, а две остальные степени очень трудны, невозможны для обыкновенных людей».

Много научил нас в этих делах почтенный мулла, и мы очень рады были его послушать, так как наш путь лежал на Кавказ, где так еще недавно религиозный мусульманский фанатизм задал столько хлопот русскому оружию и стоил таких страшных денег и столь драгоценных жизней.

Мы распростились с муллой большими друзьями и поехали дальше.

Коллекция цитат

Кто рисковать страшится, тем славы не добиться.

Таджикская пословица

Даты и события декабря

4 — 60 лет со дня рождения Сергея Борисовича Сенюткина (1951–2004), основателя тюркологического направления в нижегородском краеведении, эксперта по научным вопросам ДУМНО.

8 — День Конституции Республики Узбекистан.

10 — 120 лет со дня рождения Гарифа Гумера (1891–1974), башкирского писателя.

15 — 110 со дня рождения Кави Наджми (1901–1957), татарского писателя.

24 — День Конституции Республики Башкортостан.

26 — 180 лет со дня рождения Мифтахетдина Акмуллы (1831–1895), башкирского поэта-просветителя.

Книжная полка

Все большее количество российских ученых связывают свою научную деятельность с исламоведением. Представляем вашему вниманию темы диссертаций, защищенных в 2011 году.

Абдурашитова З. А. Религиоведческий анализ мистицизма: на примере исихастской и суфийской традиций: автореферат дис. … кандидата философских наук: 09.00.14 / Абдурашидова Заира Абдурашидовна; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ]. — М., 2011. — 29 с.

Аюпова А. Р. Формирование и развитие мусульманских общин Великобритании: вторая половина XX — начало XXI вв.: автореферат дис. … кандидата исторических наук: 07.00.03 / Аюпова Асия Ряхимовна; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)]. — М., 2011. — 24 с.

Кулиева Ш. А. Проблемы интеграции мусульман в инокультурную среду на примере Великобритании в конце XX — начале XXI вв.: автореферат дис. … кандидата исторических наук: 07.00.03 / Кулиева Шекер Авдыевна; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов]. — М., 2011. — 28 с.

Кютюкчю М. Ислам и женщина в современной Турции: опыт философско-культурологического анализа: автореферат дис. … кандидата философских наук: 09.00.14 / Кютюкчю Мустафа; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ]. — М., 2011. — 30 с.

Маточкина А. И. Религия и власть в учении Ибн Таймийи: автореферат дис. … кандидата философских наук: 09.00.14 / Маточкина Анна Игоревна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. — СПб., 2011. — 22 с.

Садриев Р. Ю. Влияние Сунны на культуру и быт мусульманских народов Поволжья: конец XVIII — начало XX вв.: автореферат дис. … кандидата исторических наук: 07.00.03, 07.00.07 / Садриев Руслан Фаризович; [Место защиты: Ин-т востоковедения РАН]. — М., 2011. — 21 с.

Файнберг А. А. Феномен «черного ислама» в США: автореферат дис. … кандидата философских наук: 09.00.14 / Файнберг Алиса Алексеевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. — СПб., 2011. — 25 с.

Якубов М. Т. Социальные и морально-этические основы ислама в современных условиях: автореферат дис. … доктора философских наук: 09.00.11 / Якупов Марат Талгатович; [Место защиты: Башкир. гос. ун-т]. — Уфа, 2011. — 29 с.

Веселая мудрость

В хорошей шутке собрана вся мудрость прошлого, и с нею с нами делится непревзойденный мастер веселых рассказов и историй Молла Насреддин.

***

Отец поручил ходже напоить осла.

— Нет, не могу, у меня губы потрескались, — возразил ходжа.

— А при чем тут губы? — удивился отец.

— Как при чем? Если я не буду подсвистывать, разве осел догадается, что ему надо пить воду? А свистеть такими губами я не могу.

***

Желая посмеяться над Насреддином, один старик сказал ему:

— Жаль, умерла твоя мать, а то женился бы я на ней и ты был бы мне сыном.

— Так и сейчас еще не поздно.

— Как это? — оторопел шутник.

— Да очень просто: отдайте мне в жены свою дочь, вот я и буду вам сыном.

***

Груз двух ослов

Выехав на охоту, эмир и его везир взяли с собой Насреддина. За ними плелся пешком слуга. День был жаркий. Скинув с себя тяжелые золототканые халаты, эмир и его везир взвалили их на плечи слуги.

— Взгляни, эфенди! — сказал эмир. — Какой у меня выносливый слуга! Ведь то, что несет он на плечах, — это полный груз осла!

— Даже больше, ваше величество, — ответил эфенди, — это груз целых двух ослов!



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.