Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №120 — Мозаика
30.08.2011

Подготовила Нина Александрова

Коллекция цитат

Друзья пиров, бесед, друзья души —
Из трех родов друзей все ль хороши?
Друзей пиров корми и — прочь от двери,
Друзей бесед беседы не лиши.
И лишь друзей души почти доверьем,
За них и чашу с ядом осуши!

Саади

Даты и события сентября

— 20 лет со дня провозглашения независимости Республики Узбекистан.

1 — 1150 лет со дня рождения Абдаллаха Ибн Аль-Мутазза (861–908), арабского поэта и филолога.

— 70 лет со дня рождения Ахмета Орбелина (1941–2007), башкирского писателя.

15 — 100 лет со дня рождения Хая Мухамедьярова (1911–1941), башкирского поэта.

16 — День Бахаутдина Накшбанди (Накшбенди Бахаутдин Саид Мухаммад ибн Джалалитдин) в Узбекистане.

21 — 105 лет со дня регистрации устава «Мусульманского благотворительного общества в Нижегородской ярмарке» (1906).

29 — 105 лет со дня рождения Халила Абжалилова (1896–1963), татарского актера, народного артиста СССР.

Веселая мудрость

В Средней Азии много анекдотов, связанных с именем Бахлулы. В Азербайджане в начале прошлого века даже выходил журнал под таким названием. Бахлула всегда спешит на помощь, борется против всякой несправедливости.

Как Бахлул спас гостя от своего брата Халифа

Однажды ночью к Бахлулу в гости пришел незнакомый человек. Об этом узнал Гарун аль-Рашид и пригласил их к себе на обед. По дороге во дворец Бахлул сказал своему гостю:

— Мы идем к моему брату халифу. Он совсем не такой, как все. У него есть палачи и тюрьмы. Он может повесить и бросить в темницу кого захочет. Поэтому будь осторожен! Молчи, если тебя не спрашивают, и сиди себе в сторонке.

Халиф принял их и угостил на славу. После обеда гостям подали арбуз. Увидев, что слуга не принес нож, Гарун аль-Рашид сильно разгневался. Гость, видя ярость халифа, испугался за слугу. Чтобы спасти несчастного, он поспешно вытащил свой нож и протянул его халифу. Красивый нож с драгоценной рукояткой тотчас привлек внимание владыки.

— Везирь, — сказал он, — ты узнаешь мой нож, который я потерял на охоте?

— Да, повелитель, — ответил, поклонившись, везирь, — это тот самый нож. Ты помнишь, — продолжал халиф, — мы даже оповестили через глашатая по всему городу, что тот, кто найдет нож и не принесет его, будет повешен?

— Да, повелитель, помню, — покорно подтвердил везирь, и халиф немедля отдал приказ повесить незнакомца.

Тогда Бахлул сказал:

— Нет, он мой гость и никто не имеет права обидеть его даже словом. Сегодня он будет ночевать в моем доме. А завтра, когда он уйдет, можете предать его суду. Я и сам приду туда, и, если сказанное вами подтвердится, делайте с ним все что хотите.

Халиф, выслушав Бахлула, вынужден был подождать, но прежде заставил его поклясться, что тот не научит своего гостя какой-нибудь хитрости.

Ночью Бахлул повел незнакомца в конюшню и сказал на ухо своему ослу:

— Я же предупреждал тебя быть осторожным. Теперь ничего не поделаешь. Завтра рано утром тебя будут судить. Ты должен сказать судье, что несколько лет назад этим ножом убили твоего брата: убийца скрылся и не был найден. Скажи ему, что с тех пор, находясь в обществе, ты всегда вытаскиваешь этот нож, надеясь найти его владельца и отомстить убийце.

Так Бахлул, не нарушив данной халифу клятвы, спас своему гостю жизнь.

Огонь из ада

Бахлул, мудрый юродивый, повстречал как-то Гарун аль-Рашида.

— Ты откуда идешь, Бахлул? — спросил властитель.

— Из ада, — немедля ответил тот.

— И что же ты там делал?

Бахлул объяснил:

— Нужен был огонь, ну так я и решил спросить, не поделятся ли они огнем со мной. Но их предводитель сказал: «Мы тут огня не держим». Я, конечно, спросил: «Как же так?» Он ответил: «Говорю тебе, здесь огня нет, каждый приходит со своим собственным».

Книжная полка

Мусульмане живут во многих странах мира, и для каждого из них паломничество в Мекку является обязательным один раз в жизни. Предлагаем вашему вниманию список литературы об особенностях казахстанского хаджа.

Амербекова Ж. Манит край далекий неродной...: Сегодня посещение святых мест — дело осуществимое. «Хадж» в Мекку и Медину // Мегаполис. — 2004. — 30 дек. — С. 12.

Ауезов М. Перед вечностью в хадже // Деловая неделя. — 2010. — 12 нояб. — С. 1–2.

О хадже в Мекку

Ахетов А. Святой хадж — это чистота помыслов: Поломничество хадж в Мекку // Экспресс К. — 2005. — 4 фев. — С. 7.

Жумагужин А. Ак жол — белый путь: [Об открытии постоянно действующей пешей паломнической дороги Туркестан — Мекка] // Веч. Алматы. — 1996. — 15 нояб.

Калиева К. Особенности казахстанского хаджа: Проблемы казахстанского паломничества в хадж // Мегаполис. — 2006. — 6 февр. — С. 6.

Мустафина Р. Хадж: О паломничестве в Мекку // Вестн. КазНУ. Сер. истор. — 2004. — № 4 (35). — С. 1791–182.

Мухтарова Г. История казахского хаджа // Наш мир. — 2007. -—31 авг. — С. 10.

Об истории паломничества казахов в Мекке, Медине

Телибеков М. Мой хадж: О казахст. паломников в хадж... // Деловая неделя. — 2006. — 13 янв. — С. 15.

Шулембаева Р. К святым местам: Хадж в Мекку // Казахст. правда. — 2004. — 24 янв. — С. 1.

Диалог цивилизаций

Страна Аравия

Степь, простирающуюся к югу от Газы, арабы называют Барзи-эль-Шам. Вольней первый посетил и прекрасно описал ее, прибавляя, что она достойна подробного описания. Зеэтцен, Буркарт, капитаны Эрба и Менглез обозревали ее.

Большая мечеть, называемая Бетуллах (дом Божий), или эль-Гарам (т. е. храм), замечательна только Каабою, которая в ней заключается; потому что в других городах Востока есть столь же большие и еще лучшие украшенные мечети <...>. Единственная дверь, которою входят в нее и которая отворяется два или три раза в год, устроена на северной стороне; в семи футах от грунта, к ней ведет подвижная деревянная лестница. Дверь совершенно окована серебром и изукрашена золотом. Всякий вечер ставят на порог маленькие зажженные восковые свечи и курильницы, наполненные мускусом, алоем и другими благовониями. На северо-восточном углу Каабы, близ двери, вделан знаменитый черный камень, поверхность которого истерлась и вылощилась от прикосновения и поцелуев многих тысяч паломников; он окружен широким серебристым листом. К западной стороне Каабы, на два фута ниже ея вершины, примыкает мизаб, или желоб, по которому стекает вода, падающая на крышу святого здания: говорят, что он из чистого золота. Помост, окружающий Каабу, под мизабом, дважды сделан из разноцветных камней, что составляет прелестную мозаику. В средине большие плиты прекрасного древнего змеевика означают место, где погребены Исмаил и Агар, его мать. Богомольцы произносят обычную молитву и падают дважды ниц перед этим памятником.

Около Каабы прекрасный мраморный помост окружен тридцатью двумя столбами из позолоченной бронзы, которые связаны железными прутьями; к каждому из них привешено по семи лампад, возжигаемых каждый вечер по закате солнца. За столбами видно здание, где находится колодец Земзин. По преданию мусульманскому он отыскан был Агарью в пустыне в то мгновение, когда, томясь жаждою, умирал сын ее Исмаил. Довольно правдоподобно, что Мекка этому источнику обязана существованием своим; ибо на несколько миль в окрестности нет пресной воды. Богомольцы с набожным умилением пьют воду Земзина и запасаются ею в бутылках. Около Каабы разные строения назначены для жительства имамов, которые распоряжаются оттуда молитвою или хранят святыню <...>.

При закате солнца правоверные во множестве стекаются на вечернюю молитву и составляют обширные круги, иногда до двадцати числом, около Каабы как общего средоточия, к которому каждый направляет земные поклоны; ибо, по замечанию магометанских учителей, из всех мест нашего мира в Мекке только правоверный может обращаться для молитвы ко всем сторонам небосклона. Имам становится у врат Каабы, и все собрание подражает его коленопреклонению. И самый хладнокровный человек невольно ощущает в душе своей тайное чувство благоговения при виде семи или осьми тысяч богомольцев, совокупно преклоняющихся колено или повергающихся ниц перед святынею, особенно когда представишь себе отдаление различных стран, откуда стеклись эти люди, и побуждение, которое привело их.

Совершив многие подвиги набожности в стенах Мекки, богомольцы отправляются для жертвоприношения на гору Арафат, находящуюся неподалеку, а потом в Минскую долину.



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.