Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №119 — Мозаика
12.08.2011

Подготовила Нина Александрова

Диалог цивилизаций

Плен у Шамиля

155 лет назад в 1856 году, в Санкт-Петербурге вышла книга Е. А. Вердеревского «Плен у Шамиля: правдивая повесть о восьмимесячном и шестидневном (1854–1855) пребывании в плену у Шамиля семейств: покойного генерал-майора князя Орбелиани и подполковника князя Чавчавадзе, основанная на показаниях лиц, участвовавших в событии». Автор книги — русский поэт, писатель, посвятивший свое творчество Кавказу. В 1854 году в ходе набега на Кахетию сын Шамиля Гази-Магомед заглянул в имение знатнейшего грузинского рода князей Чавчавадзе. Были уведены в плен жена и дети князя, а также члены другого знатнейшего грузинского рода Орбелиани, гостившие у Чавчавадзе. Их должны были обменять на сына Шамиля Джемаль-Эддина и 40 000 рублей. Сделка состоялась в марте 1855 года. Повествование о пленении полны ярких историй приключений пленниц, нравов и обычаев горских народов.

Для пленниц снова наступили дни грустных ожиданий и мелочных развлечений: то развлекал их обряд именования новорожденной дочери Шуанеты, то были они свидетельницами мусульманского праздника байрама...

Наступил день байрама. Во двор привели множество быков и баранов. Жители сераля столпились на средине двора, в своих лучших одеждах. Наконец вышел Шамиль и, торжественно приблизившись к народу, прочитал молитву и сам зарезал одного барана. Это было сигналом страшной резни, за которую с заметной охотой принялись его приближенные. Море крови разлилось по большой площади двора. Но вскоре все это было мгновенно прибрано и очищено. Мясо, посолив, развесили на крыше флигеля.

Пир происходил в другом, внешнем дворе. Мясо поглощалось в огромном количестве, но вина, разумеется, не было: его заменили мед, сыта и буза. Пленницам тоже принесли пропасть мяса вареного, жареного и даже сырого, которое они должны были варить в своем камине.

В этот день были приглашены на обед и пленники. Из них простолюдинов угощали на дворе, а князья обедали в комнате для гостей, в той самой, из которой окно выходило на внутренний двор и которая иначе называлась кунацкою (то есть дружескою, от слов кунак — друг). Один из слуг сказал княгиням: «Ваши грузины обедают в кунацкой; если хотите, можете их видеть». Княгини поспешили к окну; сердце в них сильно билось от страха: что если узнают Шамиль или Зайдем? Но страх покорился любопытству и участию к товарищам несчастия, и княгини приветствовали их через окно:

— Вы живы? Все живы? — спросили они.

— И вы живы? Слава Богу! Слава Богу! Мы часто о вас слышим, но не знаем, справедливы ли слухи, — отвечали обрадованные пленники. Тем и кончилось свидание, которое продолжать было бы слишком опасно. Пожелав друг другу всего лучшего, пленники и пленницы расстались.

После байрама прошло еще несколько времени без всякого улучшения в положении пленниц. Зайдет по-прежнему мучила их то голодом, то неприятными разговорами; Шуанет и Аминет по-прежнему приходили со словами дружбы и расположения. Аминет особенно подружилась с княжной Баратовой и иногда вместе с нею проказничала так, что княгиня смеялась от души и в эти минуты забывала о своем грустном положении. В особенности занимательны были проделки княжны с простаком и святошей Хаджио. Пользуясь его особенным к ней расположением, княжна позволяла себе жестокие с ним шутки: она как-то узнала, что всякий добрый мюрид должен всего более избегать прикосновения к нечистой женщине, то есть к женщине-христианке; если же с мюридом случится подобное несчастье, то по закону он должен семь раз совершить омовение после каждого такого осквернения. На этом основании (и, вероятно, по наущению Аминет) княжна заставляла почтенного казначея раз по двадцати в день совершать омовение: завидев его где бы то ни было, она подкрадывалась к старику и прикасалась к нему рукою. Старик смущался, плевал, приходил в ярость, но все-таки отправлялся мыться. Кончилось тем, что он стал бояться княжны как огня, околицами обходил те места, откуда мог ожидать ее появления, озирался во все стороны и был в постоянном, очень забавном страхе. Несмотря на это, он ежедневно являлся к пленницам узнать об их здоровье. Впрочем, это делал он по приказанию Шамиля и, следовательно, боязнь встретить княжну превозмогалась в нем более сильным опасением: подвергнуться гневу своего повелителя. При этом случае нельзя не обратить внимания на ту разницу, которую мы встречаем между нынешним домашним бытом и домашними нравами Шамиля и теми нравами, какие мы встречали лет 10 или 12 назад. Невозможно не заметить значительного смягчения.

Коллекция цитат

Если б мне всемогущество было дано,
Я бы небо такое низринул давно
И воздвиг бы другое, разумное небо,
Чтобы только достойных любило оно!

Омар Хайям

Даты и события АВГУСТА

165 лет тому назад состоялось открытие Караван-Сарая, построенного по проекту А. П. Брюллова (1846).

1 — начало поста Рамадан.

4 — 65 лет со дня рождения Рамазана Абдулатипова (1946), российского государственного деятеля.

16–21 105 лет со дня проведения III Всероссийского мусульманского съезда, проходившего в Нижнем Новгороде (1906).

19 — 125 лет со дня рождения Александра Волкова (1886–1957), народного художника Узбекистана.

21 — 170 лет со дня рождения Мухаметсалима Уметбаева (1841–1907), башкирского поэта-просветителя, ученого.

25 — 100 лет со дня рождения Гайнана Амири (1911–1982), башкирского писателя.

30–31 праздник разговения.

Веселая мудрость

Омирбек — знаменитый каракалпакский шутник. Лучшие дни своей жизни он провел в родном ауле среди родных и друзей, которые были первыми слушателями его шуток и сохранили их для поколений.

Желание ишака

Старый ишак Омирбека умер, и пришлось покупать нового.

На базаре Омирбек нашел себе уже немолодого, но сильного ишака и быстро сторговался с его хозяином.

— Только учти, Омирбек, — сказал торговец, передавая ишака, — это животное привыкло с базара ездить в мой аул, дорогу хорошо знает, так что смотри за ним, чтобы он не свернул на старый путь...

— Ладно, — сказал Омирбек. — Но это зависит от того, кто из нас окажется сильнее — я или ишак.

Ишак оказался: как Омирбек его ни поворачивал в сторону своего аула, он продолжал бежать в привычном направлении.

Омирбек махнул рукой и больше не сопротивлялся.

— Омирбек, куда ты идешь? — спрашивали попадавшиеся по пути знакомые. — Ведь твой аул в другой стороне!

— Мой ишак хочет проститься со своими родственниками, — отвечал Омирбек. — Не могу же я отказать ему в такой пустяковой просьбе.

Плов с мясом

Омирбек продавал барана. Покупатели попались придирчивые и глупые. Они замучили Омирбека вопросами. Их интересовало все: из какой отары был взят этот баран, как баран спит, какой у него в молодости был курдюк, почему рога такие толстые... Сначала Омирбек отвечал вежливо и подробно. Потом его ответы стали укорачиваться. Наконец он уже едва сдерживал себя, чтобы не обругать покупателей. А те все продолжали задавать свои вопросы.

— Сколько ему лет? — спрашивали покупатели, ощупывая пузо барана.

— Он уже в годах, наверно, — ваш ровесник, — сердито отвечал Омирбек.

— Как он ест?

— С аппетитом.

— А что он ест?

— О Аллах! Только плов с мясом, — закричал Омирбек. — Поэтому и продаю его!

Навес

Омирбек появился на базаре в огромной новой бараньей шапке. Друзья смеялись:

— Омирбек, на нее пошел, наверное, целый баран!

— Твоя голова стала как навес от солнца.

А некоторые даже подбегали к Омирбеку поближе и говорили:

— Посидим немного в тени от шапки!

И сколько Омирбек ни старался избавиться от этих любителей тени, это ему не удавалось. Отделываясь шутками, они преследовали его, не отпуская ни на шаг. Они надоели ему. И когда кто-то в тысячный раз повторил: «Побудем немного в тени этого навеса!», Омирбек обоими кулаками сильно ударил по лбам проказников, которые притиснулись к нему ближе других.

— Вай! — закричали они. — За что ты бьешь нас?

— При чем тут я? — усмехнулся Омирбек. — Это просто упали подпорки навеса!

Книжная полка

В 2011 году свой тысячелетний юбилей отмечает творение великого Фирдоуси «Шах-наме». Этому знаменательному событию в мировой культуре Отдел рукописей Российской национальной библиотеки подготовил виртуальную выставку «„Шах-наме“ Фирдоуси — бессмертное творение гения», с которой можно познакомиться на сайте библиотеки (http://www.nlr.ru/exib/shahnama/). Перед читателями откроется удивительный мир поэмы и ее бессмертного автора.



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.