Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №119 — Рамадан: время сбора плодов и подведения итогов
12.08.2011

В этом году Рамадан приходится на жаркие августовские дни, когда на полях и в садах вызревают и собираются плоды нового урожая. Прошлое лето запомнилось жарой не только в России: жара привела к небывалому росту цен на продовольствие и понижению уровня жизни по всему миру. Во многом это послужило спусковым крючком для революций в арабском мире, что в свою очередь привело к росту цен на нефть и к новому ухудшению жизни простых людей. В России цены на основные продукты питания за полгода возросли на треть. Поэтому в мусульманском мире духовные лидеры призывают воспользоваться новым богатым урожаем и сократить цены на продовольствие хотя бы на время Рамадана. В этот месяц стоит подумать и о сокращении расходов за счет употребления алкоголя. В России наконец-то пиво приравняли к алкоголю, его запрещается продавать в киосках и увеличивается наказание за продажу алкоголя несовершеннолетним.

Во время Рамадана российские мусульмане, особенно в национальных республиках, разворачивают новый этап борьбы против алкоголизации, сексуальной распущенности и разврата. В Татарстане всеобщее негодование вызвал половой акт прямо под стенами кремля и на фоне мечети Кул-Шариф. В амурском Благовещенске несколько сот граждан осадили квартиру педофила, выпущенного полицией после акта насилия над семилетней девочкой. К счастью, сам преступник и не принявшие должных мер сотрудники органов внутренних дел были задержаны. Россияне все лучше понимают, что религиозные морально-нравственные стандарты и сознательная защита своих интересов против алкоголизма, наркомании, сексуального насилия отвечают общим интересам.

Это лето запомнится стремлением государственных и религиозных деятелей дать оценку процессам, которые имели место в России за одиннадцать с половиной веков развития и происходят в современном Отечестве. 22 июля во Владимире прошло заседание по вопросу подготовки к празднованию 1150‑летия зарождения российской государственности. Здесь в выступлении президента Дмитрия Медведева прозвучал тезис о единстве в многообразии в судьбах нашего Отечества: «Развитие российской государственности изначально происходило на многонациональной основе и пошло не по пути дробления, а, наоборот, по пути объединения... В процессе создания государства не было существенных препятствий для культурного и религиозного многообразия, что опять же предопределило создание такого уникального государства, как Российская империя, впоследствии Российская Федерация». Очень важно, что президент Д. А. Медведев подчеркнул важность концепций права и справедливости для судеб России. Он указал: «Изначально Россия формировалась... как правовое государство... И идея правового русского государства того периода как раз была в общей идее справедливости: власть нужна для того, чтобы государство развивалось, чтобы люди жили лучше, и поэтому власть должна учитывать как интересы обычных людей, так и их традиции, традиции разных народов, которые объединены в большой стране». Все эти прекрасные идеи требуют расширенной реализации на практике. За постсоветское двадцатилетие (кстати, Д. А. Медведев не упомянул о преемственности с СССР) народы нашей страны шли по пути восстановления многовековых национальных и религиозных традиций.

Тема сохранения и развития традиций обсуждалась и 5 июля 2011 года в Нальчике в ходе беседы президента Дмитрия Медведева с лидерами духовных управлений мусульман России. Президент подчеркнул: «Наша российская мусульманская община динамично развивается все последние годы: строятся новые мечети, открываются исламские университеты, медресе, культурные центры... это способствует решению самых разных проблем и... помогает большому количеству наших граждан-мусульман ощутить себя полноценными гражданами» России. Рост численности членов уммы нашего Отечества неизбежно ставит все новые задачи и проблемы пред мусульманскими лидерами и самими мусульманами.

Сохранение рядов уммы при недопущении ее радикализации является узким мостом, по которому трудно пройти. Не случайно, что нынешние российские власти сохраняют положительное упоминание только о двух ключевых событиях советской истории: победе в Великой Отечественной войне и полете Юрия Гагарина в космос. В качестве ориентиров для модернизации президент Дмитрий Медведев и председатель правительства Владимир Путин называют «Великие реформы» 1860—1870‑х гг., проведенные императором Александром II, и реформы премьер-министра Петра Аркадьевича Столыпина столетие назад. Первая реформа освободила россиян от крепостного рабства и дала гражданские права горожанам, в ходе столыпинской реформы крестьянин превращался в реального собственника. В обеих реформах крен делался на многолетнюю деятельность исполнительной власти. Александр II отказался от созыва парламента и дарования конституции, Столыпин был инициатором роспуска II Госдумы и предпочитал говорить не о законодательной, а о представительной власти. В качестве источников роста в ходе обеих реформ выделялись многочисленный и эффективный собственник, местное самоуправление и инициатива, быстрый и справедливый суд на местах. Сегодня мусульманские общины, особенно на селе, уже являются такими точками опоры. Их статус и особенности могут быть вписаны в такое пространство роста.

19 июля председатель правительства Владимир Путин продолжил добрую традицию встреч с представителями конфессий и национально-культурных общественных организаций. Он указал: «В России проживает более 180 народов и этносов... у нас каждый этнос имеет свою национальную территорию обитания, свои корни. Другой родины у наших граждан, к какой бы конфессии или к какой бы национальной группе они ни относились, — другой родины, кроме России, нет». Первым в дискуссии принял участие патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Он обратил внимание на проблемы, которые высветились в обществе после Кондопоги, Манежной площади, последних июльских событий в Сагре. Предстоятель Русской православной церкви задал вопрос: «Почему одна этническая группа с легкостью нападает на другую? Да потому что ничего общего нет. Ничего нет общего, наоборот, надо этнически объединиться, чтобы защитить свой бизнес, чтобы вытеснить местных жителей, — то, что иногда, к сожалению, происходит в Российской Федерации. Нет общности».

Более оптимистичным было выступление председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля-хазрата Гайнутдина. Он поддержал слова председателя правительства: «Мы являемся не пришельцами в свою страну — мы являемся коренными гражданами своего Отечества. Мы имеем здесь могилы своих отцов и дедов, мы имеем и общую историю. Мы вместе создавали наше государство, мы вместе защищали интересы своего Отечества и сегодня мы заботимся о благополучии и процветании нашего Отечества». Эти слова муфтия заставляют вспомнить строки из «Великого юбилея» Габдуллы Тукая 1913 года. Действительно, «мы на русской земле оставивший глубокий след народ». Равиль-хазрат Гайнутдин указал: «И вот вчера, завершая рабочий визит по Республике Татарстан, по Нижегородской области, мы провели конференцию, созвучную теме сегодняшней нашей встречи: „Поиск путей межрелигиозного и межнационального согласия в российском обществе“. Так называлась конференция... в селе Медяны Нижегородской области». Мусульмане говорят: «Мы испокон веков на территории Нижегородской области... живем рядом с русскими, мордвой, татарами, чувашами и, таким образом, никогда не знали никаких конфликтов на религиозной и на национальной основе». Председатель Совета муфтиев России указал, что вне столиц «в регионах наши граждане развивают культуру, традиции, поднимают экономику и развивают гражданское согласие и мир».

Действительно, судя по данным социологических вопросов и моим личным встречам, именно в столицах межнациональные и межрелигиозные отношения являются наиболее напряженными. И эти конфликты, многие из которых носят характер борьбы за собственность и власть, автоматически переносятся в регионы. Конечно, представители общин мигрантов должны способствовать тому, чтобы их члены уважали традиции коренного населения. Но какие именно? Только по числу детей в детдомах в России ситуация хуже, чем в послевоенные годы. При том что на Северном Кавказе без детдомов обходятся. О морально-нравственном кризисе в российском обществе все чаще говорят представители православного духовенства. Мы уже неоднократно говорили, что у национальных диаспор и духовных управлений отсутствуют легальные и эффективные механизмы адаптации мигрантов.

В целом от Рамадана до Рамадана Россия прожила не худший год. Финансовая система страны устояла в отличие от ряда стран даже Еврозоны. Высокие цены на нефть позволили сохранить значительные социальные расходы, и экономический рост сохраняется в размере около 4%. Продолжает ветшать советская инфраструктура, наиболее страшным примером здесь стало крушение «Булгарии». Поэтому граждане поддерживают увеличение роли государства в социальной сфере, ключевых отраслях экономики, повышение его контролирующей роли. Идеи правды-справедливости и правового государства живы в российском обществе. Поэтому постараемся в месяц Рамадана быть сплоченными и милосердными, поможем своим близким и вообще всем людям!

Дамир Мухетдинов,
кандидат политических наук



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.