Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
«Медина аль-Ислам» №89
29.12.2008

НАШ ИСЛАМ

ТАФСИР

РОЖДЕСТВО ИИСУСА ХРИСТА, МИР ЕМУ, В СВЕТЕ ТАФСИРА СУРЫ 19 «МАРЬЯМ» («МАРИЯ»)

Пример таких выдающихся личностей, как Иса (Иисус Христос) и его мать Марьям (Мария), о которых говорится в суре, служит цели порицания за отсутствие веры или за искажение веры предрассудками и предупреждают о последующей жизни.

Абдулла Юсуф Али

16. Помяни в Писании Марьям (Марию). Вот она ушла от своей семьи на восток.

Иса и Марьям под пальмовым деревом. Персидская миниатюраИстория Марьям рассматривается здесь таким образом: это личная сторона жизни людей, преданных Аллаху, их отношения с семьями и окружающими людьми.

Под востоком, возможно, имеется в виду восточная часть Храма. Она удалилась от своего народа и людей вообще для совершения молитв и прославления Господа. Ангел предстал перед ней в облике человека, когда она пребывала в состоянии чистоты. Она думала, что это был человек, испугалась и умоляла его не нарушать ее уединения.

17. и укрылась от них за завесой. Мы же послали к ней Нашего Духа (Джибрила), и он предстал перед ней в облике прекрасно сложенного человека.

18. Она сказала: «Я прибегаю к Милостивому, чтобы Он защитил меня от тебя, если только ты богобоязнен».

19. Он сказал: «Воистину, я послан твоим Господом, чтобы даровать тебе чистого мальчика».

По велению Аллаха она должна была стать матерью пророка Исы, и теперь пришло время объявить ей об этом.

20. Она сказала: «Как у меня может быть мальчик, если меня не касался мужчина и я не была блудницей?».

21. Он сказал: «Вот так! Господь твой сказал: “Это для Меня легко. Мы сделаем его знамением для людей и милостью от Нас. Это дело уже решено!”»

Миссия Исы явлена двумя способами: 1) он должен был стать знамением для людей, его чудесное рождение и чудесная жизнь должны были вернуть их к Аллаху; 2) его миссия была сходна с миссией всех пророков Аллаха, но здесь акцент делается на том, что сыны Исраила (Израиля), к которым был послан Иса, были ожесточившимся народом и для них его послание было воистину благой вестью о милости Божьей.

Ибо если Аллах желает что-то создать, Он говорит: «Будь» — и оно появляется. Нет никакого промежутка между Его замыслом и воплощением этого замысла, если только это соответствует Его замыслу. Время — лишь отражение нашего сознания в этом относительном мире.

22. Она понесла его (забеременела) и отправилась с ним в отдаленное место.

Благовещение и непорочное зачатие произошли, как мы можем предположить, в Назарете (в Галилее), приблизительно в 100 км к северу от Иерусалима. Рождение было в Вифлееме, примерно в 10 км к югу от Иерусалима. Это было отдаленное место не только из-за расстояния в 115 км, но и потому, что в самом Вифлееме роды проходили в безлюдном месте, под пальмовым деревом, откуда впоследствии, возможно, ребенок был перенесен в ясли, в хлев.

23. Родовые схватки привели ее к стволу финиковой пальмы, и она сказала: «Лучше бы я умерла до этого и была навсегда забытой!».

Она была всего лишь человеком и страдала от родовых мук, и никого не было рядом, чтобы помочь ей. Обстоятельства были весьма необычными, и ей пришлось уйти от своей семьи.

24. Тогда он (голос) воззвал к ней из-под пальмы: «Не печалься! Господь твой создал под тобой ручей.

25. Потряси на себя ствол пальмы, и на тебя попадают свежие финики.

Божественное провидение позаботилось о том, чтобы ей не пришлось страдать от жажды или голода. В ручье она также смогла совершить омовение.

26. Ешь, пей и прохлади глаза! Если же увидишь кого-либо из людей, то скажи: “Я дала Милостивому обет хранить молчание и не стану сегодня разговаривать с людьми”».

Буквально «прохлади глаза» — идиома, означающая «утешься и возрадуйся». Однако не следует выпускать из вида и прямое значение этих слов. Марьям нужно было охладить глаза, возможно, полные слез, свежей водой из ручья, и утешиться мыслью, что у нее должен был родиться такой замечательный ребенок. Она должна была также осмотреться вокруг и, если бы кто-то подошел к ней, не вступать с ним в разговоры. Она дала особый обет и не могла ни с кем разговаривать.

Она не должна была говорить ни с мужчиной, ни с женщиной, т. к. дала обет Аллаху. «Пост» здесь не означает отказ от еды и питья; ей только что было внушено поесть фиников и попить воды из ручья. «Пост» здесь означает отказ от обычной домашней пищи и от человеческого общения.

27. Она пришла к своим родным, неся его. Они сказали: «О Марьям (Мария)! Ты совершила тяжкий (или небывалый, или удивительный) проступок.

Изумление людей не знало границ. В любом случае они были готовы подумать о ней самое плохое, поскольку она исчезла из дома на некоторое время, а теперь вернулась с новорожденным ребенком на руках! Как она опозорила дом Харуна, главы рода священников! Мы можем предположить, что эта сцена произошла в Храме Иерусалима или в Назарете.

28. О сестра Харуна (Аарона)! Твой отец не был скверным человеком, и мать твоя не была блудницей».

Харун [Аарон], брат Мусы [Моисея], был первым в роду священников израильтян. Мария и ее двоюродная сестра Елизавета (мать Иоанна) происходили из семьи священника и были, таким образом, «сестрами Харуна» или же «дочерьми Имрана» (который был отцом Харуна). Марии напоминают о ее высоком происхождении и моральных принципах ее отца и матери. «Как, — сказали они, — она пала и опозорила имя своих предков!»

29. Она показала на него, и они сказали: «Как мы можем говорить с младенцем в колыбели?».

Что оставалось делать Марьям? Как она могла объясниться? Стали бы они в таком состоянии выслушивать ее объяснения? Все, что она могла сделать, это указать на младенца, который не был обычным ребенком. И ребенок пришел к ней на помощь. Чудесным образом он заговорил, защищая свою мать, и проповедуя людям, забывшим Бога.

30. Он сказал: «Воистину, я — раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком.

31. Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне совершать молитву и раздавать закят, пока я буду жив.

Между Исой и Йахьей (Иоанном) есть как общее, так и отличное. Например, Иса с самого начала объявляет, что он раб Аллаха, таким образом отрицая ложные утверждения о том, что он является сыном Всевышнего или Самим Всевышним. Величие Йахьи описано в аятах 12–13 этой же суры словами, которые нельзя отнести к Исе; но его описание в аятах 14–15 почти повторяют слова, которыми здесь описан Иса (аяты 32–33). Поклонение в молитве и милостыня, описание Христа в самых превосходных словах, и благочестие, чистота и преданность Иоанна — достойное описание пророков Аллаха.

32. Он сделал меня почтительным к моей матери и не сделал меня надменным и несчастным.

Чрезмерная жестокость не только несправедлива и губительна для тех, против кого она направлена, но, возможно, даже более пагубна для того, кто совершает ее, ибо его душа сбивается с пути, становится неприкаянной, несчастной и обреченной на гибель — таково состояние грешников, пребывающих в аду.

33. Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в тот день, когда я буду воскрешен к жизни».

34. Таков Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Слово Истины, относительно которого они препираются.

Споры о природе Иисуса Христа были не только тщетны, но также бесконечны и ожесточенны.

35. Не подобает Аллаху иметь сына. Пречист Он! Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!» — как это сбывается.

Рождение сына — это физический акт, свойственный людям. Всевышний Аллах свободен от каких-либо потребностей, и унизительно приписывать Ему подобные деяния; это есть не что иное, как пережитки язычества и антропоморфных материалистических предрассудков.

36. Иса сказал: «Воистину, Аллах — мой Господь и ваш Господь. Поклоняйтесь же Ему. Это и есть прямой путь».

В отличие от извращенных предрассудков, которые кроются во всевозможной метафизической казуистике, пытающейся доказать наличие трех в одном и одного в трех, в Коране нет подобных искажений истины — «кривды» (см. аят 18:1). Учение Христа было простым, как и его жизнь.




Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.