Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №116 — Подвижники Ислама
20.05.2011


 

В том, что сегодня в странах бывшего СССР Ислам свободно служит делу воспитания подрастающего поколения в духе взаимоуважения и гуманизма, есть великая заслуга династии муфтиев Бабахановых из Узбекистана. О том, как муфтиям Бабахановым удалось сохранить Ислам в условиях воинствующего атеизма советского периода и впоследствии стать одними из выдающихся и признанных религиозных деятелей ХХ века, в своих книгах повествует потомок муфтиев Амирсаидхон УСМАНХОДЖАЕВ. Сегодня мы беседуем с ним о его семье, о том, как велась работа над книгами, и о положении Ислама в Узбекистане.

— В 2008 году вышла ваша книга о жизни муфтиев Бабахановых. В нынешнем году увидела свет ваша новая книга — о религиозной жизни в Узбекистане. Расскажите о том, как шла работа над ее созданием.

— В 2006 году на меня снизошло озарение, и я решил написать книгу о жизни и деятельности муфтиев Бабахановых. Для этого я начал собирать материалы: у нас есть семейный архив, а также многочисленные архивы государственных организаций. На мое решение написать книгу также повлиял визит в Узбекистан делегации ДУМ Нижегородской области России. Тогда Дамир-хазрат Мухетдинов, редактор газеты «Медина аль-Ислам» и журнала «Минарет», просмотрев накопленные материалы, предложил издать мою книгу. И таким образом она была подготовлена и издана в 2008 году под названием «Жизнь муфтиев Бабахановых: служение возрождению Ислама в Советском Союзе».

Академик Евгений Максимович Примаков дал положительный отзыв на нее и доброе напутствие. И действительно, эта книга стала полезной многим. И мне самому она помогла еще глубже познать величие нашей религии. В процессе работы материалы, которые я изучал, помогли мне лучше понять значение деятельности моих предков. Я осознал, что они смогли организовать сильную школу подготовки кадров в тяжелых условиях атеистической идеологии Советского Союза. С их помощью были установлены дружественные связи с единоверцами из восьмидесяти стран мусульманского мира. Посредством моих предков советская власть проводила свою политику в мусульманских странах.

Эта книга была издана к юбилейным датам трех муфтиев — 150‑летию со дня рождения моего деда (первого муфтия), 100‑летию со дня рождения муфтия Зиядинхана и 70‑летию со дня рождения моего двоюродного брата Шамсиддинхана.

Вторая моя книга вышла в этом году, но подготовка шла уже с 2006 года. Начало моим книгам было положено тогда, когда ко мне после смерти моего брата Шамсуддинхана попала наша шаджара, генеалогическое древо, датированное VIII веком. Согласно этой шаджаре, наш родоначальник был одим из шести полководцев, которые прибыли из Шама (территория нынешних Сирии и Ливана, Палестины, Иордании, части Египта и Турции. —Прим. ред.) для распространения Ислама в Центральной Азии, а далее они пошли уже в Оренбург.

При подготовке книги под названием «Динимиз фидойилары» («Подвижники Ислама») на узбекском языке я задался вопросом, насколько глубоко осмысливают и понимают Ислам мои сверстники, которые родились и жили в советский период, и даже люди более старшего поколения. В дружеских беседах я задавал им вопросы, например, о значении мазхаба Абу Ханифы, о тарикате Бахауддина Накшбанди и о том, куда приводит его путь. Большинство тех, с кем я беседовал, не могли дать никакого ответа. Так я понял, что есть потребность в книге, которая могла бы дать полезную информацию моим товарищам, их детям и другим мусульманам в целом.

Изучая труды наших ученых и религиозных деятелей, я пришел к выводу, что первую главу необходимо посвятить именно отношению к Исламу в советское время и в период после 1991 года. В книге я представил выводы в виде сравнительной таблицы, из которой становится очевидно, какая свобода вероисповедания предоставлена нам в Узбекистане после 1991 года. Поэтому я призываю своих читателей дорожить этой свободой, о которой в советский период приходилось только мечтать.

— Вы могли бы привести примеры того, что изменилось?


Эшан Бабахан

— Например, если с 1948 по 1991 год в Узбекистане было открыто лишь 40 мечетей, то с 1991 года по сегодняшний день было открыто уже 1955. Подготовка кадров теперь ведется не в одном медресе, а в девяти. В трех из девяти медресе обучаются женщины — раньше такого не было. По инициативе президента Ислама Каримова в 1999 году был открыт Ташкентский государственный исламский университет. Сейчас для университета было построено прекрасное здание, созданы отличные условия для обучения студентов. Я вспоминаю, как в 1971 году в Ташкенте в махалле «Хазарти Имом» мой дядя, муфтий Зиядинхан Бабахан, открывал институт в здании старой мечети. А сейчас все по-другому: полноценное здание, оснащенное оборудованием по последнему слову техники. Просто учись в удовольствие, получай знания.

Молодым важно дать возможность сравнить сегодняшние условия с теми, что остались в прошлом. Поэтому моя книга посвящена не только истории распространения Ислама в Средней Азии и советскому периоду, но и периоду «независимости».

Подготовлен к изданию русский вариант книги, тираж будет готов уже в этом году. Редактором русского издания является доктор Самандар Каландаров. Я очень признателен ему за сотрудничество и считаю, что его вклад в работу над изданием сделал книгу еще богаче.

Я отдал долг перед своими предками, восстановив в памяти их жизнь и деятельность. В этом мне помогли председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин, его первый заместитель Дамир Мухетдинов, гендиректор ИД «Медина» Ильдар Нуриманов, дипломат-международник Самандар Каландаров, сенатор Александр Дзасохов, а также бывший в советское время депутатом и председателем узбекского Комитета защиты мира Миргияз Загидов. Эти люди дополнили мою книгу своими воспоминаниями, поэтому она получилась живой. Кроме того, мои современники также поделились своими воспоминаниями, которые я включил в книгу. И она получилась более интересной.

— Расскажите, пожалуйста, о своем отношении к религиозному образованию в Узбекистане в частности и на пространстве СНГ в общем.

— В октябре прошлого года в столице Республики Дагестан Махачкале проходила конференция, посвященная деятельности Хасана-эфенди из Кахиба. Я был приглашен на эту конференцию и, выступая на ней, внес одно предложение. Меня волнует вопрос: почему за последние два десятилетия появились разные религиозные течения в странах СНГ? Я думаю, если в советский период одно бухарское медресе и, начиная с 1971 года, Ташкентский исламский институт готовили религиозные кадры, у них была унифицированная учебная программа.

В связи с распадом Советского Союза в странах СНГ отношение к Исламу изменилось в лучшую сторону. Открыты десятки исламских учебных заведений, построены тысячи мечетей, но для ведения работы в мечетях не были готовы кадры. Поэтому первое время назначали даже тех, кто мог прочесть всего одну суру, лишь бы кто-то был. Многие молодые люди поехали получать исламское образование за рубеж. А вот по какой программе они там учились, учились ли вообще — это большой вопрос. После возвращения многие из них кичились тем, что получили образование в Сирии, Иордании, а на самом деле многие из них глубокого образования и не имели. Вот поэтому с теми религиозными деятелями, которые обучались в Бухаре и Ташкенте, у них пошли разногласия.

Поэтому на конференции я предложил объединить усилия представителей исламских учебных заведений стран СНГ и учебные программы привести в соответствие с единым стандартом. Ученые всего мира, которые занимаются математикой, астрономией, физикой, химией, психологией и т. д., понимают друг друга с полуслова, так как терминология унифицирована. Мы тоже должны свои учебные программы стандартизировать и обучать молодых людей правильному толкованию Ислама.

— В 2007 году был создан Фонд имени муфтиев Бабахановых. В чем заключается сейчас деятельность Фонда и какие цели и задачи ставятся перед ним?

— Я благодарю шейха Умара Идрисова и Дамира Мухетдинова за инициативу по созданию такого фонда. Этот именной фонд был презентован в ноябре 2007 года на III Всероссийском форуме мусульман в Москве. От имени этого фонда я выступал с докладами на четырех международных конференциях, касающихся вопросов Ислама и мусульман. Фонд просветительский. Его цель — дать больше информации мусульманам, в том числе и молодому подрастающему поколению, что мы и делаем. Своими выступлениями, изданием книг, в сотрудничестве с общественными организациями, такими как фонд ветеранов «Нурони» и фонд «Махалля», мы помогаем правильно осознавать и толковать суть Ислама, чтобы люди, особенно молодежь, не терялись и нашли свой правильный путь.

В 2008 году в мечети имени Эшана Бабахана мы открыли духовно-просветительскую комнату, где располагаются пять больших стендов, изучая которые в какой-то степени можно прикоснуться к истории наших предков, а также понять смысл того, что нужно знать мусульманину. Мой дед всегда говорил: «Никогда в своей жизни из прямого не делай кривого, наоборот, из кривого сделай прямое». В жизни бывают разные ситуации, также и конфликтные. В таких ситуациях необходимо иметь здравомыслие, терпение, хладнокровие, и из этой ситуации надо находить такой выход, чтобы всем было хорошо. И тогда все смогут смотреть друг другу в глаза с чистой совестью и улыбаться. Ведь улыбка — это тоже садака. Когда добро и чистота будут в наших душах, тогда мы найдем взаимопонимание друг с другом.

 

Беседовал Роберт Нагимзянов,
выпускающий редактор портала «Ислам в СНГ»

 



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.