Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №115 — В СНГ
19.05.2011

Белоруссия

В минском метро произошел взрыв

Вечером 11 апреля на станции «Октябрьская» минского метро произошел взрыв, в результате которого погибли 13 человек.

Власти Белоруссии рассматривают три версии теракта. Председатель Комитета госбезопасности Белоруссии Вадим Зайцев заявил, что сейчас рассматриваются три варианта, которые могли бы объяснить мотивы преступников. Во‑первых, желание дестабилизировать обстановку в Белоруссии: «Кому­то не нравится уклад, которым живет белорусское общество. Поэтому предпринимаются попытки посеять страх, панику и недовольство властью», — считает Зайцев.

Во‑вторых, версия причастности к взрыву представителей радикальных молодежных организаций. По мнению КГБ, косвенно она связана с прошедшими в 19 декабря прошлого года президентскими выборами и якобы намерением радикальных активистов организовать силовые акции. Наконец, третья версия, разрабатываемая КГБ, — это поступок нездорового человека, одиночки.

Заместитель редактора независимой газеты «Народная воля» Светлана Калинкина отметила, что три вышеназванные версии приводят ее в недоумение своей несерьезностью. «Или белорусские спецслужбы в растерянности от того, что произошло, или они просто не желают нам сообщать те реальные версии, над которыми они работают», — заявила Калинкина. Она считает, что руководители силовых ведомств должны были подать в отставку после теракта.

12 апреля были задержаны несколько человек, которые через Интернет «распространяли умышленную дезинформацию» о новых терактах в Минске. Минская милиция в связи с этим предупредила граждан и СМИ об ответственности за распространение непроверенных сведений.

Фактором, спровоцировавшим теракт в минском метро, белорусский президент А. Лукашенко назвал избыток демократии в стране. При этом он заявил, что пока не видит причастности к теракту оппозиции, но выразил уверенность в том, что «“пятая колонна” использует этот факт в своих интересах и целях».

Александр Лукашенко отверг версию о том, что теракт в минском метро был совершен по религиозным причинам. «Долго думал. Межрелигиозная почва. Не может быть. Мы никого не наклоняем, никого не унижаем», — сказал А. Лукашенко, выступая 14 апреля с посланием к белорусскому народу. По его словам, «сразу после теракта прозвучали мнения: “вот ваххабиты, мусульмане”. При чем здесь мусульмане? Нам никогда мусульманское население проблем не доставляло, это такие же люди, как мы», — подчеркнул глава республики.

Украина

В Рескомрелигий объяснили позицию государства относительно «параллельного муфтията»

Зампредседателя Республиканского комитета по делам религий Валерий Петров в интервью «Первой крымской газете» объяснил появление параллельного муфтията — Духовного центра мусульман Крыма (ДЦМК) наряду с уже существующим Духовным управлением мусульман Крыма (ДУМК). По словам чиновника, на Украине один из самых либеральных законов в сфере свободы совести, списанный с американского аналога, согласно которому государство не имеет права отказать в регистрации религиозной общине, пусть даже самой маленькой.

Напомним, 15 декабря 2010 года, за день до своей ликвидации, Госкомитет по делам национальностей и религий Украины зарегистрировал в Крыму Духовный центр мусульман Крыма, а немного погодя ориентированные на ДЦМК 35 религиозных мусульманских общин избрали своим муфтием Ридвана Велиева. Это вызвало возмущение Духовного управления мусульман Крыма, поскольку в Крыму уже есть муфтий — Эмирали Аблаев, легитимно избранный на съезде абсолютным большинством мусульманских общин полуострова.

Причина такого положения дел совершенно не в том, что, регистрируя две параллельные структуры, государство умышленно провоцирует конфликт на религиозной почве среди граждан, исповедующих Ислам, считает зампредседателя Рескомитета по делам религий. «Органы власти не создают религиозные организации, они существуют уже до того, как к ним обращаются представители общин. Государство же лишь регистрирует их, то есть, по сути, осуществляет определенный учет».

Согласно официальным данным, на полуострове действуют 1382 религиозные общины, однако это лишь видимая часть айсберга, утверждает Петров. До того как обратиться в госорганы, многие общины существуют на уровне «домашних групп», то есть люди собираются для совместных молитв, проведения обрядов, дискуссий на религиозные темы, и таких групп больше, чем официально зарегистрированных. Кроме того, регистрация в госорганах — это не обязанность, а право общин.

Проблема экстремистских религиозных организаций на самом деле существует, признает Петров, но чтобы причислить кого­либо к таким организациям, нужна серьезная аналитическая работа, а специалистов‑религиоведов не хватает не только в самом Рескомитете, но и среди научной общественности Крыма.

Молдавия

Молдавские мусульмане получили возможность открыто исповедовать свои религиозные предписания, смело заявить о своей идентичности и стать активными членами общества, так как Ислам как религиозный культ впервые получил официальный статус в стране.

В марте этого года Ислам был внесен в национальный реестр Молдовы как религия, которую можно официально исповедовать на территории страны. Вслед за этим Министерство юстиции зарегистрировало первую мусульманскую религиозную организацию — «Исламская лига Республики Молдова» (ИЛРМ). Члены нового религиозного формирования задались целью координировать процесс исламского религиозного развития в Молдове, консолидировать взгляды мусульман, представлять их интересы в стране и за рубежом.

Долгие годы местные мусульмане, несмотря на конституционное право свободно исповедовать свою веру на основе конвенции по защите прав человека и основных свобод, не имели возможности открыто выполнять предписания Ислама. Изменить ситуацию удалось только с помощью европейских структур, которые в диалоге с правительством Республики Молдовы сумели убедить в важности придания Исламу официального статуса в стране.

Госнаркоконтроль и миграционная служба настаивают на введении визового режима со странами Центральной Азии

Госнарконтроль (ФСКН) и Федеральная миграционная служба (ФМС) предлагают ввести дополнительный паспортный контроль для приезжих из Центральной Азии или вовсе отменить безвизовый режим. Предложения были озвучены 13 апреля на закрытых парламентских слушаниях в Госдуме, в которых приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители администрации президента России, Совета безопасности, МИД, ФМС, ФСКН, Минобороны, представители спецслужб, государственных и коммерческих структур, инвестирующих средства в бизнес­проекты, направленные на развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества России с государствами Центральной Азии. В дискуссии также приняли участие представители межгосударственных парламентских и исполнительных структур СНГ, ученые, общественные деятели.

По словам депутата­«единоросса» из комитета по странам СНГ и связям с соотечественниками Константина Затулина, текущая внешняя политика России в Центральной Азии уже не отвечает требованиям национальной безопасности. Представитель ФСКН заявил, что «при сохранении текущего безвизового режима служба уже не сможет бороться с наркотрафиком, тем более что власти перечисленных стран уклоняются от борьбы с наркооборотом под различными предлогами, так как сами являются заинтересованными сторонами».

Депутат­«справедливоросс» из комитета по международным делам Семен Багдасаров, в свою очередь, предложил не разрывать действующие безвизовые соглашения, а ужесточить паспортный контроль над въезжающими гостями из Азии, что можно делать в кратчайшие сроки и в рамках уже существующих соглашений. При этом Багдасаров сомневается, что данные предложения дойдут до власти даже после проведения парламентских слушаний, так как едва ли найдутся желающие доложить высшему руководству страны о реальном масштабе проблем по ситуации с политикой России в Центральной Азии.

На закрытых слушаниях обсуждалась также проблема потери политического влияния России в Центральной Азии и неэффективность политики денежных вливаний в экономику стран этого региона: инвестиции в социальную составляющую экономики данных стран дают большую нагрузку на российский бюджет, при этом не давая никакой зримой выгоды или роста влияния России в регионе. Обращалось внимание на вялую деятельность российских неправительственных и некоммерческих организаций, которым мешает бюрократизм. Участники слушаний предложили также отказаться от прямых денежных вливаний и прямой поддержки того или иного центральноазиатского режима, что приводит к излишней персонификации отношений.



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.