Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №113 — Мусульманский мир просыпается
17.02.2011

Тема пробуждения мусульманского мира была популярна почти столетие назад, когда закончилась Первая мировая война, и шестьдесят лет назад, когда закончилась Вторая мировая и начался процесс массовой деколонизации. Насер в Египте, Бен Белла в Алжире, Хабиб Бургиба в Тунисе в 1950–1960-е гг. пользовались неоспоримой поддержкой народа. Они провозгласили лозунги светской модернизации и построения новых справедливых обществ. В Алжире и Египте возникшие режимы обладали очарованием борьбы за независимость. Гамаль Абдель Насер в дни Суэцкого кризиса 1956 года превратился в неоспоримого лидера мусульманского мира. Египтяне говорили: «Канал снова наш», и будущее казалось лучезарным. Бен Белла провозгласил татарина Мирсаида Султан-Галиева «отцом революции третьего мира». Тогда не был услышан голос Садри Максуди, считавшего, что независимому государству нужны либеральные свободы, правовое государство и действительное равенство перед законом и судом. И если путь к этим целям труден, то по нему все равно нужно идти…

А тогда, в эпоху деколонизации, бывшие европейские владения старались получить бонусы как от Советского Союза, так и от разных стран Запада, чьи интересы не всегда совпадали. СССР не требовал соблюдения режима правового государства и конкурентных выборов, Западу же разъяснялось, что управляемые народы дики и еще не доросли до демократии. Потом наступил черед борьбы с «исламизмом». Когда рухнул Советский Союз и были разгромлены экстремисты, то власть уже просто не хотела уходить. Необходимо понимать, что арабские режимы Средиземноморья гораздо ближе к России второй половины XIX — начала XX века, чем к режиму советскому. Здесь при контроле государства над политической сферой и сохранении власти традиционной элиты действовали свобода частной собственности и свобода передвижения. В Алжире и Тунисе французский распространен среди профессионалов и в системе образования, а в Каире спокойно действует Американский университет. Офицеры также получили образование в странах западной демократии. Почти поголовное владение английским языком среди элиты мусульманских стран — это особая песня о главном. Миллионы мусульман на время или навсегда уезжают в страны западной демократии. При этом они получили представление о механизме контроля общества над властью. В том же Тунисе, когда в 2000-е гг. рос ВВП и доходы большинства населения, народ весьма снисходительно смотрел на обогащение властей. Однако кризис заставил считать деньги.

Конец прошлого — начало нынешнего года принесли всплеск народной активности в странах мусульманского мира, преимущественно средиземноморских. Внешняя причина достаточно понятна: в прошлом году проблемы с климатом и соответственно резкий рост цен на продовольствие испытала не только Россия. Многие арабские страны традиционно завязаны на импорт основных продуктов питания. К тому же в условиях роста населения и массовой молодежной безработицы слишком многие труженики живут действительно на грани голода, и цена субсидируемой государством лепешки для них — вопрос архиважный.

При этом массовое недовольство проявили не домохозяйки, а образованные слои населения. Они получили свои дипломы, но не высококвалифицированную работу и не жизненные стандарты, характерные для среднего класса хотя бы своих стран. Но даже в нише мелкого бизнеса им пришлось сталкиваться с давлением чиновников и полиции, которые привыкли получать свой бакшиш. При этом Интернет приносит информацию о жирующих представителях верхов. Ведь у любого политика, даже если он сам скромен, есть большое количество родственников. Элита в мусульманских странах внешне научилась жить так же, как на Западе, но не захотела учиться ответственности и прозрачности, характерной для элиты Запада. И если предыдущее поколение не могло знать об образе жизни элиты, то WikiLeaks снабдил новое поколение всеми пикантными подробностями. Старшее поколение сказало бы что-то типа «язмыштан узмыш юк» — от судьбы не уйдешь, и решило бы, что «несмазанная ложка рот дерет». Новое поколение воспитывалось на западных публичных стандартах и предпочло пожертвовать жизнью, но не достоинством. Ну а далее:

Иди и гибни безупречно.

Умрешь не даром, дело прочно,

Когда под ним струится кровь...

Это желание справедливости вывело на улицы Каира, Туниса, Саны, Аммана, многие тысячи людей. Сегодня толпы на улицах арабских столиц требуют власти, подконтрольной народу. Они не видят причин, которые делали бы власть коррумпированной и безответственной. Естественно, что речь идет и о принципах религии ислама, но опять-таки скорее в варианте справедливости и подконтрольности властей народу. Народ требует разобраться со своими, а не иностранными «властителями и судиями». Правители вынуждены идти на определенные реформы, но на момент написания статьи только в Тунисе и Египте сменилась высшая власть.

Мы видим сегодня своеобразный арабский вариант европейской революции 1848-го, когда буржуазия выступила против автократических режимов. Эти бесконтрольные монархи правили своими народами после победы в наполеоновских войнах. Тогда в большинстве стран правителям удалось сохранить свою власть, но буржуазия резко усилила свое влияние. Сегодня в арабских странах под угрозой оказалась власть, опирающаяся преимущественно на кланы, связанные с госаппаратом. В исламском мире пока только в Турции достаточно успешно идет эксперимент по усилению мусульманской буржуазии за счет представителей силовиков. Кажется, что подобный вариант реализуется в Тунисе. Вместе с тем нельзя забывать, что современное турецкое государство до 1950 года возглавлялось президентами-военными в лице Ататюрка и Исмета Иненю. В Египте, на момент написания статьи, власть перешла в руки военных, и армия пока в целом контролирует ситуацию после того как Хосни Мубарак был вынужден оставить власть в итоге многомиллионных выступлений. Правящий класс показал свое единство, избавившись от наиболее «надоевших» народу персонажей. В целом, мусульманские государства пока удерживаются от сползания к гражданской войне и угрозе массового террора, как это было в 1980–1990 гг. Если большинство на выборах получат представители умеренных в лице буржуазии и интеллектуалов, то, возможно, процесс демократизации будет медленным, но неостановимым. В конце концов, если это произошло в Турции, на Иберийском полуострове, в Латинской Америке и Южной Корее, то почему это невозможно в арабском мире? От зрелости элит Египта и Туниса во многом зависит будущее всего «дар уль-Ислам».

Выступления сторонников Саада Харири в Ливане показывают, что средний класс не хочет правительства, которое делало бы ставку на противостояние, хотя бы это противостояние касалось государства немусульманского в лице Израиля. Нельзя забывать, что Тунис и Ливан традиционно являются наиболее европеизированными странами мусульманского мира. Сумет ли образованный класс арабского мира добиться постепенного создания государств, основанных на принципах демократии и справедливости, ведущих эффективную социальную и экономическую политику? Пример мединской общины времен Пророка Мухаммада всегда здесь будет точкой отсчета. Сегодня мы находимся в важной точке водораздела. Если принципы права и народовластия не восторжествуют, то исламский мир, весьма вероятно, ждет подъем новых диктаторов и (или) вторжение сил извне мусульманского мира. Результаты референдума на юге Судана показывают, что этот богатый нефтью регион исчезает из сферы влияния арабского мира. В условиях внутренних раздоров у мусульманского мира нет сил на единую внешнюю политику. Поэтому возникают призывы к защите границ «дар уль-Ислам», созданию халифата или хотя бы союза Турции, Ирана и Египта. Сейчас мусульманский мир переживает период выбора. Будет крайне опасно, если народное возмущение выплеснется в сторону поиска врагов, а не решения собственных проблем. Сегодня арабов объединяют лозунги демократии и справедливости, но между провозглашением лозунгов и их претворением в жизнь дистанция может быть очень велика...

Айдар Хабутдинов,
доктор исторических наук

 



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2019 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.