Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №113 — Сухроб Шарипов: Исламизация — естественное состояние таджикского общества
17.02.2011

О главе Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана Сухробе Шарипове заговорили после его недавнего громкого заявления. Сухроб Шарипов говорил, что «передачей участка земли Китаю Таджикистан освободился от постоянной головной боли», чем вызвал протест и негодование своих оппонентов. Беседа корреспондента Радио Озоди с руководителем ЦСИ началась именно с этой темы.

— Скажите, чем обосновано ваше заявление?

— История помнит множество случаев, когда конфликт по поводу даже клочка земли приводил к жестоким войнам. У нас с Китаем были достаточно серьезные территориальные разногласия. Мы должны наконец-то освободиться от угроз, которые нам достались в наследство от СССР.

Китай предъявил определенные территориальные претензии, и с ним согласился не только Таджикистан, но и Россия, Казахстан и Кыргызстан. Сегодня академик Рахим Масов заявляет, что он не стал подписывать проект соглашения о передаче участка земли Китаю. Ну, допустим, что это так, но он как член комиссии по приграничным спорам разве не знал, чем это всем нам грозит!

Я не могу сказать, что все эти государства отказались от своих «игр». Таджикистан сегодня достаточно сильное государство, внутренний сепаратизм у нас побежден. Отношения этих государств тоже изменились.

Давайте посмотрим: Россия отдала Китаю свои острова, Казахстан — 987 квадратных километров по одному и 1000 — по другому соглашению. Все пошли на эти уступки, потому что чувствовали угрозу своей безопасности. Если бы и мы не пошли на такой шаг, то столкнулись бы с новой волной нестабильности.

— Вопрос, который сегодня волнует многих не меньше, чем территориальные уступки Китаю: считаете ли вы, что исламизация таджикского общества может стать угрозой для будущего страны?

— Нет, угрозы не будет. Исламизация является естественным состоянием общества. Даже если мы и ратуем за светское общество, то придерживаемся исламской культуры. Ислам — это наша сущность, а мы не можем уничтожить себя. Однако я считаю, что на территории Центральной Азии этот вопрос носит особый характер. Например, у нас было много исповедовавших ислам коммунистов. А ведь коммунист, по сути, должен быть атеистом. В то же время никто не мог запретить дехканину носить чапан и молиться.

Все мои дяди жили в совхозе «Туркменистан» в Вахшском районе, там, где обычно строго следовали законам шариата. Они не чувствовали давление по этому поводу, правда, до тех пор, пока не появились политические амбиции и требования.

Сегодня мы живем в свободном и независимом государстве. После всего, что произошло, сегодня народ жаждет религии, морали и находится в поисках самого себя. Даже если таджики считают себя атеистами, то на Западе обязательно признаются, что они мусульмане, потому что для них там мы — мусульмане. Они не могут нас принять по-другому. Ислам является основой истории, культуры и традиций таджиков.

— Тем не менее вы считаете небезопасным то, что подростки обучаются у имам-хатыбов, чья деятельность официально разрешена властями!

— Да, считаю. Потому что большинство наших имам-хатыбов не понимают своего назначения в обществе. Многие из них не имеют высшего религиозного образования. Во времена Советского Союза они обучались в подпольных религиозных школах, к тому же они мыслят узко и ограниченно. Если бы вы принимали участие на экзаменах аттестационной комиссии имам-хатыбов, то воочию убедились бы в низком уровне их знаний. Эта «элита» имеет собственное убеждение по вопросам геополитики, истории, внутренней политики и конфликтов. Один говорит, что «еда учителя — харом», другой говорит, что «хлеб танцовщицы — харом», «харом» — значит оскверненный. Кто им дал права называть что-то оскверненным или кого-то кафиром, то есть неверным?..

 

— Сухроб, а что вы думаете о событиях в Тунисе и могут ли они повлиять на ситуацию в Таджикистане?

— Конечно, могут, ведь мы же не с неба спустились. Назарбаев, Каримов или Рахмон — они дети этой земли, рожденные в СССР, и имеют ту же ментальность, что многие из нас. Мы хотим, чтобы они думали о своих народах. И они это сами прекрасно понимают и говорят об этом. Я верю, что наш президент стоит на защите наших национальных интересов и потому готов служить ему.

Хочу лишь указать на принципы построения государства в понимании центральноазиатской элиты. Посмотрите, как перетягивают Назарбаева то в одну сторону, то в другую. Порой он — самый демократичный президент, а иногда его не отличить от арабских правителей.

Мы пережили тяжелые времена. Митинги и протесты привели к гибели более 100 тысяч человек. И сегодня мы не способны организовывать митинги, подобные западным. Культура толерантности и демократии должна прирасти к нашему сознанию. Возможно, к этому мы придем лишь к 2070 году.

— Таджикистан после ухода Рахмона от власти: какие времена нас ожидают?

— Во-первых, надо сказать, что Эмомали Рахмон может воспользоваться своими конституционными правами и баллотироваться в президенты в 2013 году. Мы пока этого не знаем, но, возможно, он выставит свою кандидатуру. Если Эмомали Рахмон сможет построить Рогун, многие ошибки, в том числе исторические, будут исправлены. Рогун изменит отношение к Таджикистану, он изменит и политическую атмосферу в регионе.

— Как думаете, если к власти придет другой человек, он откажется от идеи строительства Рогуна?

— Я думаю, Рогун сможет достроить лишь тот, у кого будет такая же политическая воля и сила, как у Рахмона. О давлении, которое оказывается на Рахмона в связи со строительством Рогуна, знает он один. Он о многом умалчивает. Я думаю, при таком натиске и давлении другой лидер давно бы сломался.

— Вы можете сказать, много ли недостатков у президента Эмомали Рахмона?

— У президента, конечно, есть недостатки, ведь он человек. Например, мне кажется, что он мягок по отношению к коррупционерам. Он жалеет окружающих, и это порой влияет на его решения.

— Те, кто критикует президента, сетуют на то что, у власти большое количество земляков и родственников Рахмона. И это одна из основных причин роста коррупции...

— Я не отрицаю этого. Президент сам прекрасно видит, что происходит вокруг. Но об этом прежде всего должны задуматься родственники и дети президента. Например, Хасан Асадуллозода, председатель «Ориенбанка», — родственник президента. Или его дочь, которая занимает кресло замминистра иностранных дел. Разве Асадуллозода плохой бизнесмен или менеджер? Нет. Однако вопрос в другом: нельзя все присваивать себе, должна быть мера. И нужно заниматься только своим бизнесом. Ненасытность погубит человека.

— И еще один вопрос... Когда дорога Душанбе — Худжанд стала платной, вы первый выступили против, но вас не слышали...

— Я не против платной дороги. Я с самого начала был противником того, чтобы контроль над дорогой был передан частной фирме. Главная задача правительства состоит в том, чтобы повысить уровень жизни народа. Когда было принято решение о передаче контроля над платной дорогой частной фирме, я подумал, что все на какое-то время забыли об основных принципах политики правительства. Почему контроль над дорогой должна осуществить частная фирма, а не государственная организация? К тому же с учетом принципов безопасности почему контроль за стратегически важной дорогой передан небольшой и совершенно неизвестной частной фирме?

 

Источник: Радиои Озоди

 



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2019 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.