Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №112 — Герой и Манежка
13.01.2011

«Из всех видов искусств важнейшим для нас является кино» – именно так сказал В.И. Ленин в первые годы советской власти, более 90 лет назад. А также телевидение, добавили бы мы с вами сейчас. Телевидение и кино формируют отношение общества к тем или иным проблемам, задают вектор развития общественной мысли, создают образы героя и врага. Они же являются одним из основных базисов современной мифологии. Как известно, именно мифологические представления в наибольшей степени являются определяющими для общественного сознания.

Если спросить любого политолога в России, какой из внутренних конфликтов в стране является наиболее разрушительным, причем как на современном этапе, так и в перспективе, то большинство из них ответят примерно одинаково: внутренний конфликт, проходящий по водоразделу мусульманский мир – Россия, Кавказ – Россия. Причем в этом конфликте Кавказ как будто не является неотъемлемой частью России, ее прошлого, настоящего и будущего. Он как бы вычеркнут из всех временных категорий. История российских мусульман и Кавказа не рассматривается в школьных учебниках и популярных материалах – сугубо научные материалы, издаваемые мизерными тиражами и имеющие хождение в узком кругу специалистов, не в счет. В современности четко прослеживается разделение свой – чужой, будущее мусульман и Кавказа в России также весьма туманно и неопределенно. Кому это выгодно? Не России, не мусульманам и не Кавказу. Как этому противостоять?

Еще хуже обстоит дело с тиражированием образа героя в кинематографе. Недавно на одном рабочем столе, посвященном проблемам ксенофобии, был задан вопрос: а много ли мы помним в постсоветском кинематографе положительных героев-мусульман? В ответ прозвучало всего три положительных ответа – Мустафа в «Путевке в жизни», Саид в «Белом солнце пустыни» и неведомый «чеченец, помогающий российским спецназовцам в каком-то сериале, имени не помню». Самое интересное здесь оказалось то, что «Путевка в жизнь», снятая в 1931 году, является первым советским звуковым фильмом, а ее герой Мустафа, собственно говоря, и не мусульманин. Негусто, прямо скажем, особенно для 20-миллионного мусульманского сообщества России.

Обычно мировая практика показывает, что игнорирование той или иной группы населения страны, ее интересов, причем не только материальных, но и культурных, неизбежно ведет к ее отторжению от остального населения, максимальному дистанцированию от него. Следствиями обычно бывают маргинализация, рост преступности в этих средах, невозможность осуществления интеграции. Примеров тому достаточно много – памятные события в парижских пригородах произошли в значительной степени благодаря полному «забвению» колоссальной прослойки населения современной Франции, полному умолчанию их роли в жизни и истории этой страны, а не только невозможности самореализации ее представителей. Стоит упомянуть, что знаменитый фильм Les Indigenes (в российском прокате «Патриоты») про роль африканцев в освобождении Франции во Второй мировой войне появился примерно через год после упомянутых событий. Афроамериканцы в США долго были «ниггерами» и добились соблюдения своих прав через развитие собственных организаций и идею «братства черных». Сегодня бывшее некогда пренебрежение их проблемами породило черный расизм, «ниггерское кино» и весьма сомнительные возможности интеграции их в единый американский социум. Еще хуже возможности по участию в этом едином социуме китайцев.

Сегодня, как мы видим, общество разделилось на два полюса, слоганами которых соответственно являются «Кавказ – сила» и «Кавказ – домой». Также появились проекты по отделению Кавказа от России. Наверное, мысли о том, что это приведет к цепной реакции по развалу всей страны, в их горячие головы просто не приходят. Одним словом, мысли генерала Дудаева в действии.

Между прочим, отделенный таким образом Кавказ вряд ли будет союзником России (если таковая вообще останется на мировых картах). Наряду с известной в России европоцентристской историей существует ряд иных историй, где старушке Европе или отводится роль мировых задворок, или она вообще игнорируется. Причем особенно упорны в подобном взгляде бывшие колонии европейских держав. Так что теперь не только не изучают «наших предков галлов» в конголезской деревне, но и напрочь об этих самых «галлах» там забыли.

В России сейчас также создан уже ставший привычным исторический миф, в котором мусульманину, кавказцу отводится роль исключительно варвара, разрушителя и всякого негативного персонажа. Ответная реакция заключается или в создании героя «от противного»: «раз меня все равно записали в бандиты, так уж лучше быть им до конца», или в создании образа борца с империей. Кроме того, следует учесть и тот факт, что для большинства мусульманских народов нашей страны (тюрков и кавказцев) характерна маскулинная культура, которая зиждется на образе героя – мужчины – защитника Отечества, воина. И если нет образа героя, защищающего Отечество-Россию, то появляется образ героя, воюющего против нее.

В российских же условиях, учитывая особенности демографии и историко-культурного развития, подобное развитие событий неизбежно приведет к катастрофическим последствиям. Можно ли этому противостоять? Можно, хотя и непросто.

Меньше всего перспектив бороться с подобными явлениями путем создания комиссий «по борьбе с фальсификацией истории». Дело в том, что развитие исторических мифов, создание образов героев и антигероев есть процесс объективный и исторически обусловленный. И повлиять на него можно лишь одним образом: необходимо создать образ героя – мусульманина – кавказца, и не только кавказца, но не противника России, а ее строителя и защитника.

Образ этот должен быть массовым, но не единичным. Они должны быть достаточно яркими, зрелищными, чтобы стать примерами для подражания. При этом они должны быть исторически достоверными, хотя бы в своей основе. Собственно, их не нужно выдумывать и изобретать, российская история сама предоставляет их десятками и сотнями: воины, труженики, ученые – мусульмане всегда участвовали в государственном строительстве России.

Например, если взглянуть на историю тех же чеченцев, традиционно считающихся «проблемным контингентом», то можно легко обнаружить не только абреков Зелимхана Харачоевского и Хасуху Магомадова (между прочим, с точки зрения маскулинной культуры, прекрасные образы), но также и защитников Брестской крепости и полковника Мовлади Висаитова, который командовал советскими войсками на Эльбе. Несколько выходят из узких рамок героя-воина, но поэтому даже лучше Кунт-хаджи Кишиев (проповедник, мыслитель, приложил много сил для сохранения своего народа) и Ахмат-хаджи Кадыров. Между прочим, среди самих чеченцев они известны, но мало кому знакомы за пределами этого этноса.

Если спросить среднего российского обывателя про дагестанцев, то, кроме драк со скинхедами, он ничего и не вспомнит. Но ведь эти народы дали и прекрасные образцы искусства и ремесел (ювелирное, ковроткачество, гончарное и т. д.), и множество ученых и просто героев. Почему бы не раскрутить на общероссийском уровне, например, уроженца Хасавюрта Абдулхакима Исмаилова, бывшего участником одной из групп, водрузивших знамя над рейхстагом (давно пора отказаться от бредового мифа об исключительной роли Егорова и Кантарии, который неверен даже в этой редакции – из него исключили их командира лейтенанта Береста). Могли бы снять фильм и про защитников Марухского перевала, преимущественно дагестанцев и азербайджанцев, которые противостояли отборнейшим горнострелковым частям вермахта.

Слово «таджик» ассоциируется исключительно с «Равшаном и Джамшутом». Про то, что этот народ, так же как и узбекский, дал миру прекрасную культуру, никто в России уж и не вспоминает. Как здесь не зародиться экстремизму и ксенофобии.

Мы не упомянули про татарский и башкирский народы. Поразительным в советской историографии было то, что народы, самым активнейшим образом участвовавшие в формировании самой идеи единой российской государственности, оказались напрочь забытыми кинематографом и телевидением. По чукотским сказкам создано больше мультфильмов, чем по татарским! Из общественного сознания история этих народов оказалась вычеркнута. Впрочем, нет. Единственный герой, который остался, – это Салават Юлаев. Да еще Едигей, развязавший гражданскую войну в порыве мести за отца. Месть – дело благородное, но государство (Золотую Орду) он этим добил. При этом напрочь забыты многие герои, строившие Россию. В их числе основатель Челябинска Котлумухаммад Тевкелев, генерал-лейтенант Абдуль-Азиз Давлетшин и десятки и сотни других, чьи имена знает лишь узкий круг специалистов.

Манежная площадь поставила перед Россией выбор. Если продолжать закрывать глаза и даже зарывать голову в песок, то со временем мы разделим судьбу некогда великих империй. При этом мы будем продолжать считать, что в России живет только один народ. Или же мы можем вывести на федеральный уровень и раскрутить образы героев – представителей иных наций, иных конфессий и благодаря этому сохранить страну.

Ахмад Макаров,
отв. редактор энциклопедического словаря
«Ислам в Российской Федерации»



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.