Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №112 — Мигранты: реальная проблема или отвлекающий элемент?
13.01.2011

Европейская пропаганда противопоставления иудео-христианской парадигмы исламской составляющей отражается и на российском поле. Вплоть до неисключения вхождения в новую связку православия. В этом контексте ряд аналитиков убеждены в геополитическом подтексте антимусульманских проявлений в России. Исторический опыт, однако, свидетельствует об особой значимости внутрироссийского мусульманского поля в периоды позиционирования Москвой себя самостоятельным внешнеполитическим игроком. Вот как эту ситуацию оценивает не нуждающийся в особом представлении Сэмюэль Хантингтон: «“Холодная война” закончилась с исчезновением железного “занавеса”. Но как только был ликвидирован идеологический раздел Европы, вновь возродился ее культурный раздел на западное христианство, с одной стороны, и православие и ислам – с другой». То есть подспудно Хантингтон ставит вопрос о геополитическом партнерстве России и мусульманского мира. Подтверждается это анализом ситуации в данном направлении с начала 2000 года.

Исторический экскурс

Правопреемство внешнеполитического курса Советского Союза Россия объявила к миллениуму. В 2000 году был подписан договор об образовании ЕврАзЭС, а 2001-й явился годом ШОС. В 2003 году был реанимирован «Российско-арабский деловой совет», а «тесное взаимодействие православной и мусульманской общин России» тогдашний посол по особым поручениям МИД РФ Вениамин Попов назвал «залогом стабильности общества». Идеологическое обрамление этих шагов озвучили религиозные структуры. В 2004 году епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан заявил о неприемлемости «для православия и ислама» реализации «теоретических моделей в создании подобия технократического рая на земле». Тогда же патриарх Московский и всея Руси Алексий, подчеркнув, что «ислам не проповедует терроризм и насилие», констатировал исторический опыт мирного проживания русских, татар и башкир.

Тем самым доктринальные установки по отношению к мусульманскому миру в целом и исламу в частности были подвергнуты мощнейшей корректировке. Постепенно с экранов российских телеканалов начал исчезать образ «прыгающих» вооруженных «бородачей-исламистов», а патриарх Алексий заявил о привнесении конфликтов извне – для разделения страны еще и по вероисповедному принципу. «Этим попыткам разделения надо противостоять», – подчеркнул он. Как следствие, в 2005 году Москва приступила к выходу с «промусульманскими настроениями» и на международную арену, получив статус наблюдателя в ОИК. С 2006 года функционирует так называемая Группа стратегического видения «Россия – исламский мир». Тогдашний президент РФ Владимир Путин на фоне заявления о невозможности функционирования однополярной модели в современном мире указал, что в отличие от Европы, где мусульманское население даже при приобретении гражданства во втором поколении считает «себя поколением мигрантов», российские приверженцы ислама составляют неотъемлемую часть «многонационального и многоконфессионального российского народа: совместное проживание на этой территории мусульман и христиан более тысячи лет привело к созданию особой этнокультурной общности». Данное определение звучало в унисон известному высказыванию тогдашнего митрополита Смоленского и Калининградского, ныне патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Ислам является второй после православного христианства религией России не только по численности последователей и влиянию, но и по своему вкладу в строительство государства российского». «Значительная часть российского дворянства, в том числе и высшего, – говорил он, – имела этнически мусульманское происхождение»; татары «подарили стране десятки военачальников, государственных деятелей и ученых»; «мусульманская культура обогатила русский народ и во многом способствовала воспитанию в нем религиозной терпимости», не свойственной «до последнего времени соседним европейским народам».

Мечети и Курбан-байрам

Сегодня, к сожалению, ситуация разворачивается не лучшим образом. Уже объявлено о запрете возведения мечети в Текстильщиках. Как отмечает в этой связи российский публицист и библеист Андрей Десницкий, «мечети в Москве возникли далеко не вчера», да и в России «на своих исконных территориях проживают миллионы мусульман; так что если в Москве есть множество мусульман, то столице необходимы и мечети – это вопрос нашей способности воспринимать окружающий мир адекватно». Но далеко не многие рассуждают так, как Десницкий. Вследствие этого председатель ДУМАЧР, сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов назвал целесообразным открытие молельных помещений.

Но ладно если бы проблема ограничилась «мечетным» почерком. В конце ноября достоянием общественности стало обращение к мэру Москвы общества защиты животных «Вита» с просьбой запретить публичные жертвоприношения животных во время празднования Курбан-байрама.

По словам одного из подписавшихся, Андрея Макаревича, письмо поддержали Артемий Троицкий, Леонид Ярмольник, Лайма Вайкуле и другие публичные персоны. Другое дело, что, по словам имама Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиля Аляутдинова, «при всем желании никто так и не нашел ни одного барана, которого резали бы на улице». Но разве конкретно этот ракурс был основополагающим в аспекте появления письма, а не искусственное расслоение общества по конфессиональному признаку?

Вот уже просачивается информация об интересе российских милиционеров к получению списка русских, принявших ислам (говорится о запросах такого рода в преломлении к Тамбову и Воронежской области).

Мигранты и «татарский вопрос»

Весьма симптоматично обрамление происходящего не антимусульманским фоном, а антимиграционным (в унисон аналогичным проявлениям в Западной Европе). Тончайший нюанс, однако, в постепенном проявлении мысли о некоем взаимном непонимании между коренными жителями российской территории. Называющая Россию исторически моноконфессиональной страной Елена Чудинова говорит об уникальном опыте «долгого существования» татар «в стране европейского типа, стране христианской модели». В связи с чем она задается вопросом: «А были бы протесты жителей Текстильщиков, если б они знали, что в мечеть будут ходить преимущественно татары?» Последних она называет такими же москвичами, образованными и квалифицированными, людьми «с европейскими привычками», противопоставляя им «узбеков и таджиков, не имеющих не только опыта европейского проживания... людей диких». Вместе с тем уже цитированный А. Десницкий считает благородным помогать «приезжим знакомиться с нашей культурой, осваивать наши нормы поведения», а требования забывать собственную идентичность, предъявляемые к ним, называет нелепыми. С другой стороны, известный российский исследователь Андрей Зубов подчеркивает: «Ислам угрожает нам постольку, поскольку мы теряем собственную веру»; если пружина веры «потеряла упругость, то будущего у нас нет».

Чудинова же, зафиксировав наличие так называемой темной массы среди мигрантов, не исключает желания неких сил «опереться» на «темные необразованные массы» для получения политического капитала, помещая в число ищущих опоры «татарских экстремистов», расшатывающих «глубокие корни спокойного сосуществования русских и татар». Вслед за этим Е. Чудинова определяет татар как самое уязвимое звено России: «через них легко отщеплять Россию от ее европейского выбора», для чего «надо прежде всего изменить самоощущение татар, заставить осознать европейские навыки жизни как навязанные». Смысл же в том, чтобы «татарский вопрос», которого «никогда раньше и не было», не препятствовал европейскому выбору».

Все ясно, не правда ли? Самое прискорбное, что в ход пущено новое понятие – «татарский вопрос» (или проект?). Тут как тут подоспевают «подтверждающие угрозу» события. Так, в Чистополе (Татарстан) зафиксирована попытка подорвать руководителя Центра по профилактике экстремизма. В последнюю декаду ноября спецоперация по уничтожению вооруженной группы была осуществлена уже в Нурлатском районе юга республики. В обоих случаях фигурирует название «Хизб ут-Тахрир».

Не становимся ли мы свидетелями дебютного розыгрыша новой партии на искусственную дестабилизацию ситуации в РФ?

Как бы то ни было, новый разворот событий внутри России вряд ли развивается спонтанно, вне зависимости от внешнеполитических тенденций. Пропагандируемая в последние недели жизненность рекламируемой Европой иудео-христианской спайки (в пику мусульманскому фактору) аккуратно «переселяется» на российское поле, с пока еще не громким лоббированием превращения «двуединства» в триединую связку: посредством подключения православной линии.

Ну а пока суть да дело, с января мигрантам запрещено работать в сфере розничной торговли алкогольными напитками и лекарствами, торговать в палатках и на рынках: в любых торговых точках вне магазинов. Как пояснил председатель комитета Госдумы по экономической политике Евгений Федоров, сделано это исключительно в интересах российских граждан.

Теймур Атаев,
политолог, Азербайджан



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.