Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №111 — Вокруг жертвоприношения
21.12.2010

Наверное, один из самых противоречивых (для других – спорных) вопросов в религиозном мире – о том, кто был принесен в жертву Патриархом. Согласно Ветхому Завету, Господь направил Авраама (Ибрахима) пойти «из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю», которую «Я... дам тебе и потомкам твоим после тебя... всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом (Быт. 17:8); «в Исааке назовется тебе семя» (Быт. 21:12); «завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра» (Быт. 17:21). Однако в данном контексте сразу же появляется несколько «но».

 

Первенец и жертва

Прежде всего первенцем Авраама был не Исаак, а также законно рожденный Исмаил. Будучи долгое время бесплодной, жена Авраама Сарра предложила пророку: «Войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее» (Быт. 16:2). Выдающийся представитель русской библейско-богословской школы второй половины XIX – начала XX века Александр Лопухин, руководивший кафедрами Санкт-Петербургской духовной академии, разъясняет предложение Сарры таким образом, что «она здесь основывает свои надежды на том обычном праве той эпохи, в силу которого дети мужа, рожденные от служанки, считались законными его детьми и, следовательно, равно принадлежали обоим супругам, то есть как мужу, так и жене». Утверждения же о том, что Исмаил родился не от «реальной» (любимой) жены, парируются Торой: в случае рождения сыновей как от любимой, так и от нелюбимой жены, если «первенцем будет сын» последней, при разделе имения отец «не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой»; будучи должным отдать перворожденному «двойную часть из всего», ибо «ему принадлежит право первородства» («Второзаконие», 21:15, 17).

Согласно еврейским источникам, библейские генеалогические списки не оставляют сомнения, что особый статус первенца был неотъемлемой частью правового сознания и жизненного уклада израильтян; во многих списках специально отмечаются первенцы. Тем не менее библейское повествование показывает, что патриархи нередко нарушали права первенца. Так, Исаак был предпочтен Исмаилу, Иаков – Исаву, Эфраим – Менашше. Но «нарушали» «патриархи», не Бог ведь отказался от собственных слов. Так что Исмаил остается первенцем со всеми вытекающими из этого законными для него привилегиями. Тем более что появился на свет он после обращения Авраама к Всевышнему с просьбой о потомстве: «И было слово Господа к нему, и сказано: ...тот, кто произойдет из тела твоего, будет твоим наследником» (Быт. 15:4). Мог ли дать Бог в ответ на мольбу пророка «нелюбимого» сына?

Вопрос и в том, что Господь не может противоречить Сам Себе. Тема отношения Всевышнего к первенцу возникает в Торе во время жизнеописания Моисея в Египте. В период отказа Фараона отпустить евреев Моисей и Аарон передали ему угрозу Бога, что Всевышний в полночь пройдет посреди Египта, в результате чего «умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни» (Исх. 11:5). Сотрудник Центра еврейского образования в диаспоре Бар-Илан (Тель-Авив, Израиль) Моше Абелец комментирует эпизод таким образом, что «казнь первенцев – это тоже посрамление Ра... когда умирает наследник фараона, то есть будущее воплощение бога Ра, умирает сам Ра. Увидев бессилие всех богов Египта, оставшись без помощи и поддержки, фараон отпускает сынов Израиля». Тем самым хоть и косвенно, но Всевышний продемонстрировал значение перворожденного не только как наследника «физического», но и духовного.

Следом Всевышний вновь показывает важность для Него первенца. При исходе из Египта Господь сказал Моисею: «Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота: Мои они» (Исх. 13:2). Комментируя это, известный теолог, президент и основатель издательской организации Chalcedon Foundation Раусас Джон Рашдуни отмечает, что «все перворожденные завета, представляющие всех в завете, отдаются или посвящаются Богу». Тем самым Господь вновь подтверждает особую роль перворожденного, «ибо все первенцы – Мои» (Чис. 3:13). Как говорит инициатор создания и руководитель организации «Маханаим» («оказание помощи русскоязычным евреям в Израиле, России, США в восстановлении связи со своей духовной традицией») Зеев Дашевский: «Так же, как “Берешит” (Бытие. – Прим. авт.), это высказывание, так и первенец является неповторимым». А уже отсюда исходит, что жертвоприношение Авраама Богу могло быть в лице первенца Исмаила.

Следом появляется следующий вопрос, который затрагивал и Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из трех вселенских святителей: «Почему один только Исаак называется семенем Авраама, хотя Авраам был отцом Измаила и многих других! Не потому ли, что мать Измаила была раба? Но какое это имеет отношение к сыну?» Действительно, к сыну напрямую это не имеет отношения. К тому же, согласно Завету, «взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме своем и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог... В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его, и с ним обрезан был весь мужеский пол дома его, рожденные в доме и купленные за серебро у иноплеменников (Быт. 17:23, 26–27). То есть происхождение Исмаила по материнской линии от наложницы не может играть никакой роли в предпочтении Исаака Исмаилу. Потому что Господь не провел разницы для исполнения завета в зависимости от социального статуса. Именно поэтому обрезаны были все лица мужского пола из дома пророка без какого-либо выбора, причем не по желанию патриарха, а согласно словам Бога: «Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным» (Быт. 17:13).

Кроме того, уже приводившееся свидетельство Торы о ситуации в Египте демонстрирует отсутствие важности для Всевышнего фактора социального статуса (происхождения) при подходе к первенцам при реализации Его замысла. Авраам обратился к Богу с просьбой об Исмаиле такими словами: «Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска... вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой» (Быт. 15:2–3). То есть слуга имел фактически права наследника в случае отсутствия прямого потомка.

 

«Право» на Землю

Тот факт, что Исмаил является не только потомком Авраама, но и первенцем его, позволяет вне еврейской традиции также рассматривать слова Господа, обращенные к пророку: «Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом» (Быт. 17:7–8). Как писал женевский приходский священник, православный греческий клирик Василий Саккас, «после таких обетований и таких подтверждений – какое имеет значение плотское происхождение от Авраама?» – имеется в виду тезис о «любимой-нелюбимой» жене пророка. С учетом же признания мусульманами Единства Творца и восприятия Торы, Евангелия и Корана суть «написанной единой рукой Всевышнего» не могут восприниматься в иудейской традиции не только вышеизложенные, но и следующие слова: «будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов... и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом» (Быт. 17:5, 8). То есть Ханаанская земля предназначается потомкам Авраама и через Исмаила, и через Исаака.

Как представляется, именно вследствие необходимости подтверждения «Божественного предназначения» Ханаанской земли только евреям в Торе и «появились» нестыковки, о которых говорится выше. Но с учетом невозможности противостоять Богу Самому Себе явно усматривается «изменение» слов Господа «человеческим почерком». Основой же этого видится намерение «доказательства» «богоизбранности евреев». Не случайно Коран говорит об искажениях слов Всевышнего: «Они искажают слова, меняя их местами, и забыли долю из того, чему их научили» (сура «Трапеза», 13). Об этом же говорится и в Евангелии: «Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание... устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили» (Мк. 7: 9, 13).

В отличие от иудейской точки зрения Ислам признает «право на землю» не только мусульман, но и иудеев. Коран говорит о земле Ханаана (без указания границ): «Вот Муса (Моисей) сказал своему народу: “О мой народ! Ступите на священную землю, которую Аллах предписал вам”» (сура «Трапеза»: 20). Как представляется, речь в этих аятах идет о Ханаанской земле. В тафсире (комментарий) мусульманского ученого, правоведа шейха Абд ар-Рахмана ас-Саади говорится, что «Аллах оказал Мусе и его народу милость, когда спас их от Фараона и египтян», из «плена и рабства». Вслед за чем «израильтяне отправились на свою родину, в свои родные дома. Их родиной был Иерусалим и его окрестности». Другое дело, что Всевышний вел «сынов Израиля» в «землю Обетованную» при условии соблюдения всех заповедей Господа, что должно было явиться проявлением почитания и служения Богу.

Как считает длительное время проживший в Пакистане христианский миссионер Дон Маккерри, «то, что начал Авраам как человек веры, принесло плоды среди людей веры. И через Иисуса обетованное семя Авраама верующие объединились. Исцеление пришло в разрушенную семью Авраама. Дети Измаила были и останутся в лоне Господа». Как бы то ни было, восприятие «принадлежности» Ханаана потомкам Авраама и через Исмаила, и через Исаака делает абсолютно неактуальным поиск еврейской стороной точных и однозначных границ в «земле Обетованной», «определенных» Торой «исключительно» для иудеев (тем более что они там четко и не просматриваются). А отсюда исходит возможность подхода к ближневосточной проблеме не с иудейской точки зрения.

Теймур Атаев,
политолог, Азербайджан



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2019 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.