Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №110 — Духовные уроки киргизской революции
16.11.2010

В периоды нестабильности повышается опасность со стороны различного рода радикальных группировок, в том числе и религиозного характера. Эксперты предрекают усиление таких рисков для Центральной Азии, и Киргизии в частности. Но так ли все плохо и что можно сделать для предотвращения радикализации общества? Об этом мы беседуем с директором аналитического центра «Религия, право и политика» Кадыром Маликовым.

 

Оказывают ли мусульманские организации, Ислам в целом влияние на политику в Кыргызстане? Какова роль Духовного управления мусульман Кыргызстана в этом вопросе?

– Как такового влияния Ислам на политику в Киргизии не оказывает. В первую очередь исходя из светского характера государства, прописанного в конституции. ДУМК, являясь официально признанной, имеющей право на осуществление религиозной деятельности организацией, не ставит целью влиять на государство. Вызывают опасения только организации радикального толка, но пока их влияние также незначительно.

Со временем, я думаю, роль Ислама в политике будет возрастать. Это, по сути, лишь вопрос времени и подготовки кадров. Все мы понимаем, что необходимо приспосабливаться к условиям светского государства, светской конституции, но есть и предпосылки, говорящие о возможности распространения влияния исламских ценностей на политику.

 

Какой принцип развития, на ваш взгляд, более приемлем для Киргизии: светская или исламская республика? Может ли исламский фактор быть использован властями для нормализации обстановки в Киргизии и консолидации населения?

– Я думаю, что время покажет. В настоящий момент мы находимся на этапе построения парламентской модели. Пока неизвестно, что она нам принесет. Имеются определенные силы, желающие вернуться к президентской форме правления страной.

А что касается исламской республики, то не обязательно в названии употреблять название «исламская республика». Мы можем говорить о светском государстве, но с мусульманским населением, исламскими ценностями. Процесс в данном направлении мы наблюдаем сейчас. Но пока рано еще говорить об исламской республике, ведь мы сами понимаем, что к этому не готовы сами верующие, интеллектуальный уровень прихожан пока не развит до принятия норм шариата в должной мере, нет интеллигенции, государственников.

В то же время мы можем сказать, что ни одна из внешних стран, тем более таких крупных держав, как США, Россия, Китай, не позволит провозгласить на территории Центральной Азии исламскую республику.

Поэтому мы сегодня говорим не о форме, а о сути. Почему бы нам не использовать светскую модель, но с исламскими ценностями, как, например, в Турции. К этому, мне кажется, мы должны прийти эволюционным путем. На сегодняшний момент назрел такой фактор, как «третья революция». То есть не революция в силовом ее понимании, а революция в умах. Потому что прошедшие выборы показали низкую политическую культуру и наших политиков, и народа. Все знают, что во власть пришли заново практически те же люди, которые управляли ею и ранее. Это говорит о том, что конфликт между новым поколением и старым, между идеей и безыдейностью только начинается, ни у одной партии нет своей идеологии, все они похожи друг на друга.

В этой связи мы говорим, что исламский фактор не только может быть использован, но и будет использован в нормализации обстановки в Кыргызстане. Так как в самом Исламе заложен интернационализм, отрицается не только деление на «юг» и «север», но и по национальному признаку.

Если говорить об использовании Ислама в политике, то мы уже видим, что на прошедших выборах практически все партии в той или иной мере посягнули на использование исламского ресурса. Некоторые привлекали религиозных деятелей, некоторые намекали, что для них самое главное – это духовное возрождение страны, что они уважают религию и т. д. Все это использовалось для привлечения лишних голосов за счет верующих. И партии на этом не остановятся. Таким образом, сами светские власти, светские организации втягивают Ислам в политику. Хотя они не имеют никакого права выступать от имени Ислама. Они просто хотят использовать Ислам в корыстных целях. Хотя об уровне духовности, нравственности наших политиков знают практически все.

 

Какова на данный момент ситуация вокруг муфтията? Чего удалось достичь?

– По сути, после «революции» 7 апреля уже четыре раза происходила смена главы муфтията. Требованием всех верующих было одно – это проведение реформ и модернизация ДУМК как в структуре, так и в кадровой политике. Все мы знаем, что скандалы, связанные с муфтиятом, возникали на почве нецелевого использования средств от хаджа, а по сути, все упиралось в элементарную коррупцию и воровство. Поэтому мы настаиваем на том, чтобы деятельность муфтията была прозрачна перед верующими. Как нам заявил недавно избранный глава муфтията Чубак-ажи, муфтият стоит на пути реформирования, которое, правда, начнется только после проведения выборов. Ничего не остается, кроме как ждать: будут ли это коренные реформы либо же они будут носить поверхностный характер. У муфтията и так подмочена репутация, и если он пойдет по второму пути, то есть вероятность, что он вообще лишится авторитета и государство потеряет ключ к управлению посредством муфтията над всем верующим населением.

Повторюсь, на сегодняшний день удалось достичь только обещания реформ.

 

В предыдущие годы отмечался рост радикальных исламских организаций на юге республики. Какова ситуация сейчас?

– Рост радикальных религиозных организаций зависит в первую очередь от качества образования, от религиозных свобод и от политики муфтията. Если он будет иметь среди верующих авторитет, если к нему будут прислушиваться, то, естественно, будет противодействие идеологии радикальных группировок. Но если муфтият окончательно потеряет свой авторитет, то произойдет окончательная децентрализация власти, таких организаций будет еще больше.

Что касается религиозной ситуации на юге, то я бы сказал, что сейчас, во-первых, идет процесс политизации верующих и, во-вторых, на нас оказывают влияние те процессы, которые происходят в Иране, Афганистане. Это все влияет на радикализацию самих верующих. Чем более сильное давление будет оказываться со стороны как собственных властей, так и внешних игроков, тем сильнее будет и радикализация Ислама. В настоящий момент ситуация пока под контролем, но есть небольшой рост, например, «Хизб ут-Тахрира», салафитов, ахмадийцев. Как показали выборы, активизация была во всех сферах религиозной жизни.

 

Какой вариант противодействия росту радикальных религиозных организаций вы могли бы предложить?

– Мы давно говорили, что росту религиозных радикальных организаций может противодействовать только рост религиозного самосознания, повышение интеллектуального уровня наших верующих. Необходимо противодействовать именно идеологически. Если государство может противодействовать силовыми, репрессивными методами, то верующие должны противопоставить радикальным группировкам свою идеологию.

 

Почему исламская общественность, в частности муфтият, не смогла предотвратить кровопролитие между мусульманами в Оше в июле этого года?

– Произошедшие события говорят о том, что у наших верующих очень слабый уровень принятия Ислама. Есть количество, но нет «качества» – «качества» понимания Ислама. Поэтому мусульмане у нас, к сожалению, ограничиваются только намазами и исполнением ритуальной стороны Ислама. Нет такого понимания, как «мусульманская солидарность», понятия «безопасность» через призму Ислама. Большинство верующих у нас понимают Ислам больше как «Богу богово, а кесарю кесарево». Не более того. Поэтому они говорят: «Это не наша война, не наша проблема, это государство должно решать». Есть проблема ответственности. И если таково понимание Ислама, то о чем мы можем говорить с муфтиятом? Исламская общественность подключилась к решению проблемы только в постконфликтной ситуации. Что касается предотвращения конфликта, то это больше вопрос к правоохранительным структурам, специальным службам.

Уровень понимания религии у наших верующих очень слаб. Если бы наши верующие были настоящими верующими, если бы их вера была не на языке, а в сердце, в делах, то событий, подобных прошедшим в этом году в Оше, вообще бы не случилось.

Беседовал Роман Вейцель,
спец. корр. ИД «Медина»
в Бишкеке (Киргизия)



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.