Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №110 — Знакомьтесь: новый сайт «Ислам в СНГ»
16.11.2010

В дни празднования Ураза-байрам в Интернете вышел информационно-аналитический сайт о мусульманах постсоветского пространства на русском языке. Предлагаем вам беседу с его главным редактором политологом Дамиром Мухетдиновым.

Понятно, что у творческих людей всегда много замыслов. Но их трудно воплощать, особенно в годы экономического кризиса. Вот вопрос: как же появился сайт в таких условиях? И в чем его задача?

– Хвала Аллаху, что в годы кризиса нашлись благородные люди, осознавшие важность создания сайта, который собирал бы и анализировал информацию о жизни мусульман такого огромного региона нашей планеты, как Содружество независимых государств (СНГ). Свою задачу мы видим именно как собиратели этого пространства в виртуальном поле: ищем новости и аналитику, будем проводить дискуссии, представляя максимум точек зрения, рассказывать об исследованиях ученых, возвращающих память о предках. Причем уже сейчас над сайтом (хотя он появился пока в тестовом режиме) трудятся специалисты из разных стран СНГ, и каждый из них представляет свою науку.

То есть это не сайт конкретной религиозной организации?

– Вы правильно поняли. Издательский дом «Медина» дал базу для работы, включив сайт в свой медиахолдинг. И азербайджанский политолог Теймур Атаев, и киргизский религиовед Кадыр Маликов, и другие авторы сейчас взялись за ведение авторских рубрик. Но это только начало. Мы привлекаем наших старых знакомых, с которыми довелось встретиться в России и в среднеазиатских республиках во время поездок и международных конференций. У нас открылись корреспондентские пункты в Кыргызстане (представитель Роман Вейцель) и Казахстане (представитель Руслан Сулейменов), планируем в Таджикистане, Узбекистане и на Украине. Но мы продолжаем искать новых партнеров и авторов, причем не только из СНГ, но и на Западе, на Востоке, поскольку Интернет – мировое явление и на русском языке пишут и читают миллионы людей во всех уголках земли. Главное – чтобы наши авторы и корреспонденты были компетентны, честно, оригинально и открыто мыслили.

Автор на сайте выступает прежде всего как эксперт, аналитик. Духовная жизнь в СНГ – даже внутри исламского сообщества – чрезвычайно многообразна. Мы не ставим перед собой в качестве цели религиозную проповедь. Наша задача – объективно рассказать о текущих событиях, всесторонне осветить историю. Статус сайта, «информационно-аналитический», предполагает по возможности равную дистанцию по отношению ко всем участникам жизни мусульман в СНГ, которую мы наблюдаем.

Но при том, желая быть отстра-ненно-объективными, вы сами исповедуете принцип единства уммы и с особым вниманием изучаете евразийские интеграционные силы, объединявшие Евразийский континент. Не правда ли?

– Совершенно верно. Но разве здесь противоречие? Коранический завет дан на все времена и всем последователям Ислама в любой точке земли. «Держитесь за вервь Аллаха и не разъединяйтесь!» – это богословское оправдание нашей работы. Причем мы понимаем, что по воле Всевышнего люди объединяются и разъединяются, строят новые государства и новые союзы... Мы все и всегда – крупицы уммы Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Но при этом мы – граждане своих государств. После распада СССР каждая бывшая республика пошла своим путем – и наш интерес в том, чтобы показать все процессы всесторонне, уточнить роль Ислама в каждой из стран.

Но сегодня так мало мы знаем о жизни единоверцев, к примеру, в Средней Азии или на Украине...

– Наша задача – восполнить нехватку такой информации. К примеру, очень интересно и драматично возвращение крымских татар на свою историческую родину, сложны их отношения со славянами, православными. Напротив, почти во всех уголках России ныне есть мини-диаспоры из среднеазиатских и кавказских стран – там тоже немало интересного, а часто и проблемного.

Дагестан, Бухара, Самарканд, Казань, Бахчисарай, Уфа, Баку и так далее – все эти духовные, образовательные, сакральные центры мировой мусульманской уммы тесно связаны между собой. Процессы, происходящие в одних центрах, зачастую являются отображением тех явлений и событий, которые происходят в других. Мы все теснейшим образом исторически, географически и духовно соединены друг с другом и потому являемся близкими соседями и родственниками. А кому из соседей и родственников неинтересно, что происходит у друзей и близких, живущих совсем рядом по нынешним меркам, всего в паре часов лету!

Как бы ни менялись границы, что бы нового ни являла политика, мы все – соседи, члены единой уммы, а благодаря уникальному историческому опыту Евразии – носители специфики евразийской общности.

То есть все-таки вы пропагандируете философию евразийства?

– Так может только показаться. Прежде всего мы – мусульмане. И стремимся с позиций Ислама осмыслить наследие, доставшееся от предков. А вот что именно они оставили нам? Это предмет исследования и духовного осмысления. Приходим к выводу, что это в первую очередь – заповеди «религии мира» и опыт добрососедства в сложных и постоянно изменяющихся условиях.

Потенциал интеграции, который несет в себе наша исламская община СНГ, коренится еще в традициях империи Чингисхана, в его объединительной политической практике, в его опередившем все европейские демократии по силе толерантности и веротерпимости законодательстве Ясы. Именно Яса дало защиту верующим и священникам всех религий и всех народов империи, именно под защитой Ясы выросла, к примеру, русская монастырская православная культура и утвердилась московская Русь, именно под покровом Ясы созрели возможности для принятия Ислама многими народами Золотой Орды.

По сути, это был зонтик, под которым поднялись самые разные традиции, а для нас самое важное – те две культурно-религиозные традиции Единобожия, которые и по сей день определяют характер европейских и азиатских стран СНГ. Это Ислам и Православие. Рядом в столь же благоприятных условиях развивался Иудаизм. Какой же вывод? А то, что все три ветви Единобожия, все три ветви великого древа Авраамовой религии, жили и развивались у нас с самого раннего средневековья. Это ли не чудо! Это ли не богатство! Это ли не надежда на то, что силы объединения, силы солидарности и взаимопомощи всегда будут побеждать на великих просторах огромной империи «чингисхановского СНГ»!

Это исторический факт, это наша цивилизационная база. Здесь важен не только фактор религиозный, но и этнический, языковой, культурный. Именно с тех пор мы представляем собой евразийскую по географическому охвату и тюрко-ирано-славянскую по этнокультуре общность.

Вы говорите о многообразии этой цивилизации. Но разве нельзя сказать обитателям Евразии: «Вы все время ссоритесь, ходите войнами друг на друга, разделяетесь и самоопределяетесь!»

– Да, таких фактов много. Но это лишь часть диалектики истории. В ответ скажу: на всякий факт разделений и вражды есть столько же фактов дружбы, единства, союзов и взаимовыручки, вплоть до языкового смешения и смешанных браков, с общими детьми. Жизнь диалектична и вбирает противоположности. В конечном счете все мы – именно правнуки основных этногрупп Евразии. И недаром поэт русской души Иван Сергеевич Тургенев заявил: поскреби любого русского – обнаружишь татарина! (Татарином тогда именовали любого тюрка.) И, конечно, об этом можно прочитать у великого историка Льва Николаевича Гумилева, у современных последователей великого евразийца.

Только от нас с вами зависит, какую часть диалектического единства евразийской наследственности мы выберем – отталкивание или сближение, интеграцию. Очевидно, что пульсация здесь неизбежна, самоопределение и восстановление своих корней нужно, как воздух – но лишь для того, чтобы обнаружить свою самобытность и найти ее место в сложной интеграции с соседями. Диалектика требует и того и другого, равновесия, баланса традиций. Нас нельзя причесать под одну гребенку, чем занимался, кстати, СССР, пытаясь создать утопию «новой исторической общности – советского народа».

Но нас нельзя и разлучить навек, чем занимались все наши геополитические соперники от США, Европы до Китая. Они всегда будут желать нашего разделения. Это просто их физическое свойство. Им для выживания надо нас разделять и властвовать над нами. Так что давайте простим им эту слабость – но не дадим себя разделять и над собою властвовать!

Чем же объяснить гражданскую войну в Таджикистане, провал государственности в Киргизии?..

– Анализом этих и многих иных негативных явлений и будут заниматься улемы Ислама, востоковеды, историки, этнографы, политологи и другие эксперты на сайте «Ислам в СНГ». Выскажу кратко свое видение. Есть поговорка: «Хочешь мира – готовься к войне!» А в Исламе есть охватывающие все стороны жизни законы, если учат людей их применять, вот тогда и не будет войн. Всякая война, в том числе и среди мусульман, – от забвения, от потери, от размывания этой законодательно-религиозной базы. Можно даже так сказать: чем меньше у реальных мусульман знаний о своей религии и дисциплины ее применения, тем больше бед. А в чем еще причины тех гражданских войн и смут, которые прошлись по странам СНГ в постсоветское время? Думаю, тут повинны прежде всего невежество, некультурность, забвение традиций и их искаженное толкование.

А что позитивного случилось в СНГ в последнее время и с какими инициативами можно идти в будущее?

– Опять-таки подробно об этом на сайте. От себя лишь отмечу, что поразило решение президента Казахстана Назарбаева довести уровень исламского банкинга в стране до 10% и открывшийся недавно (по примеру России!) Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования.

Плодотворно прошли Год АбуХанифы в Таджикистане, акции «Мировая столица исламской культуры» в Ташкенте в 2007 году и в Баку в 2009-м.

Инициативы ради будущего? К примеру, вспомним, что последователи Пророка Мухаммада, мир ему, появились в Дербенте и Мавераннахре уже во II–IV веках Хиджры, то есть в VIII–X «веках от Рождества Христова». Из этих опорных точек, ставших очагами исламской учености и цивилизационного роста, потянулись веточки в европейско-уральско-волжскую землю. Упоминание о первом медресе в Поволжье датируется 913 годом! Разве не стоит гордиться этим всему СНГ! Разве это не повод проводить в масштабах СНГ праздник мусульманского образования? Здесь налицо та интеграция науки, школы, обмена между нашими народами – явный пример для подражания и приумножения на века вперед! И таких даров история нам оставила во множестве. Так давайте же ими пользоваться!

Беседу провел
Роберт Нагимзянов,

выпускающий редактор
сайта «Ислам в СНГ»



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.