Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №110 — Знакомьтесь: новый сайт «Ислам в СНГ»
16.11.2010

В дни празднования Ураза-байрам в Интернете вышел информационно-аналитический сайт о мусульманах постсоветского пространства на русском языке. Предлагаем вам беседу с его главным редактором политологом Дамиром Мухетдиновым.

Понятно, что у творческих людей всегда много замыслов. Но их трудно воплощать, особенно в годы экономического кризиса. Вот вопрос: как же появился сайт в таких условиях? И в чем его задача?

– Хвала Аллаху, что в годы кризиса нашлись благородные люди, осознавшие важность создания сайта, который собирал бы и анализировал информацию о жизни мусульман такого огромного региона нашей планеты, как Содружество независимых государств (СНГ). Свою задачу мы видим именно как собиратели этого пространства в виртуальном поле: ищем новости и аналитику, будем проводить дискуссии, представляя максимум точек зрения, рассказывать об исследованиях ученых, возвращающих память о предках. Причем уже сейчас над сайтом (хотя он появился пока в тестовом режиме) трудятся специалисты из разных стран СНГ, и каждый из них представляет свою науку.

То есть это не сайт конкретной религиозной организации?

– Вы правильно поняли. Издательский дом «Медина» дал базу для работы, включив сайт в свой медиахолдинг. И азербайджанский политолог Теймур Атаев, и киргизский религиовед Кадыр Маликов, и другие авторы сейчас взялись за ведение авторских рубрик. Но это только начало. Мы привлекаем наших старых знакомых, с которыми довелось встретиться в России и в среднеазиатских республиках во время поездок и международных конференций. У нас открылись корреспондентские пункты в Кыргызстане (представитель Роман Вейцель) и Казахстане (представитель Руслан Сулейменов), планируем в Таджикистане, Узбекистане и на Украине. Но мы продолжаем искать новых партнеров и авторов, причем не только из СНГ, но и на Западе, на Востоке, поскольку Интернет – мировое явление и на русском языке пишут и читают миллионы людей во всех уголках земли. Главное – чтобы наши авторы и корреспонденты были компетентны, честно, оригинально и открыто мыслили.

Автор на сайте выступает прежде всего как эксперт, аналитик. Духовная жизнь в СНГ – даже внутри исламского сообщества – чрезвычайно многообразна. Мы не ставим перед собой в качестве цели религиозную проповедь. Наша задача – объективно рассказать о текущих событиях, всесторонне осветить историю. Статус сайта, «информационно-аналитический», предполагает по возможности равную дистанцию по отношению ко всем участникам жизни мусульман в СНГ, которую мы наблюдаем.

Но при том, желая быть отстра-ненно-объективными, вы сами исповедуете принцип единства уммы и с особым вниманием изучаете евразийские интеграционные силы, объединявшие Евразийский континент. Не правда ли?

– Совершенно верно. Но разве здесь противоречие? Коранический завет дан на все времена и всем последователям Ислама в любой точке земли. «Держитесь за вервь Аллаха и не разъединяйтесь!» – это богословское оправдание нашей работы. Причем мы понимаем, что по воле Всевышнего люди объединяются и разъединяются, строят новые государства и новые союзы... Мы все и всегда – крупицы уммы Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Но при этом мы – граждане своих государств. После распада СССР каждая бывшая республика пошла своим путем – и наш интерес в том, чтобы показать все процессы всесторонне, уточнить роль Ислама в каждой из стран.

Но сегодня так мало мы знаем о жизни единоверцев, к примеру, в Средней Азии или на Украине...

– Наша задача – восполнить нехватку такой информации. К примеру, очень интересно и драматично возвращение крымских татар на свою историческую родину, сложны их отношения со славянами, православными. Напротив, почти во всех уголках России ныне есть мини-диаспоры из среднеазиатских и кавказских стран – там тоже немало интересного, а часто и проблемного.

Дагестан, Бухара, Самарканд, Казань, Бахчисарай, Уфа, Баку и так далее – все эти духовные, образовательные, сакральные центры мировой мусульманской уммы тесно связаны между собой. Процессы, происходящие в одних центрах, зачастую являются отображением тех явлений и событий, которые происходят в других. Мы все теснейшим образом исторически, географически и духовно соединены друг с другом и потому являемся близкими соседями и родственниками. А кому из соседей и родственников неинтересно, что происходит у друзей и близких, живущих совсем рядом по нынешним меркам, всего в паре часов лету!

Как бы ни менялись границы, что бы нового ни являла политика, мы все – соседи, члены единой уммы, а благодаря уникальному историческому опыту Евразии – носители специфики евразийской общности.

То есть все-таки вы пропагандируете философию евразийства?

– Так может только показаться. Прежде всего мы – мусульмане. И стремимся с позиций Ислама осмыслить наследие, доставшееся от предков. А вот что именно они оставили нам? Это предмет исследования и духовного осмысления. Приходим к выводу, что это в первую очередь – заповеди «религии мира» и опыт добрососедства в сложных и постоянно изменяющихся условиях.

Потенциал интеграции, который несет в себе наша исламская община СНГ, коренится еще в традициях империи Чингисхана, в его объединительной политической практике, в его опередившем все европейские демократии по силе толерантности и веротерпимости законодательстве Ясы. Именно Яса дало защиту верующим и священникам всех религий и всех народов империи, именно под защитой Ясы выросла, к примеру, русская монастырская православная культура и утвердилась московская Русь, именно под покровом Ясы созрели возможности для принятия Ислама многими народами Золотой Орды.

По сути, это был зонтик, под которым поднялись самые разные традиции, а для нас самое важное – те две культурно-религиозные традиции Единобожия, которые и по сей день определяют характер европейских и азиатских стран СНГ. Это Ислам и Православие. Рядом в столь же благоприятных условиях развивался Иудаизм. Какой же вывод? А то, что все три ветви Единобожия, все три ветви великого древа Авраамовой религии, жили и развивались у нас с самого раннего средневековья. Это ли не чудо! Это ли не богатство! Это ли не надежда на то, что силы объединения, силы солидарности и взаимопомощи всегда будут побеждать на великих просторах огромной империи «чингисхановского СНГ»!

Это исторический факт, это наша цивилизационная база. Здесь важен не только фактор религиозный, но и этнический, языковой, культурный. Именно с тех пор мы представляем собой евразийскую по географическому охвату и тюрко-ирано-славянскую по этнокультуре общность.

Вы говорите о многообразии этой цивилизации. Но разве нельзя сказать обитателям Евразии: «Вы все время ссоритесь, ходите войнами друг на друга, разделяетесь и самоопределяетесь!»

– Да, таких фактов много. Но это лишь часть диалектики истории. В ответ скажу: на всякий факт разделений и вражды есть столько же фактов дружбы, единства, союзов и взаимовыручки, вплоть до языкового смешения и смешанных браков, с общими детьми. Жизнь диалектична и вбирает противоположности. В конечном счете все мы – именно правнуки основных этногрупп Евразии. И недаром поэт русской души Иван Сергеевич Тургенев заявил: поскреби любого русского – обнаружишь татарина! (Татарином тогда именовали любого тюрка.) И, конечно, об этом можно прочитать у великого историка Льва Николаевича Гумилева, у современных последователей великого евразийца.

Только от нас с вами зависит, какую часть диалектического единства евразийской наследственности мы выберем – отталкивание или сближение, интеграцию. Очевидно, что пульсация здесь неизбежна, самоопределение и восстановление своих корней нужно, как воздух – но лишь для того, чтобы обнаружить свою самобытность и найти ее место в сложной интеграции с соседями. Диалектика требует и того и другого, равновесия, баланса традиций. Нас нельзя причесать под одну гребенку, чем занимался, кстати, СССР, пытаясь создать утопию «новой исторической общности – советского народа».

Но нас нельзя и разлучить навек, чем занимались все наши геополитические соперники от США, Европы до Китая. Они всегда будут желать нашего разделения. Это просто их физическое свойство. Им для выживания надо нас разделять и властвовать над нами. Так что давайте простим им эту слабость – но не дадим себя разделять и над собою властвовать!

Чем же объяснить гражданскую войну в Таджикистане, провал государственности в Киргизии?..

– Анализом этих и многих иных негативных явлений и будут заниматься улемы Ислама, востоковеды, историки, этнографы, политологи и другие эксперты на сайте «Ислам в СНГ». Выскажу кратко свое видение. Есть поговорка: «Хочешь мира – готовься к войне!» А в Исламе есть охватывающие все стороны жизни законы, если учат людей их применять, вот тогда и не будет войн. Всякая война, в том числе и среди мусульман, – от забвения, от потери, от размывания этой законодательно-религиозной базы. Можно даже так сказать: чем меньше у реальных мусульман знаний о своей религии и дисциплины ее применения, тем больше бед. А в чем еще причины тех гражданских войн и смут, которые прошлись по странам СНГ в постсоветское время? Думаю, тут повинны прежде всего невежество, некультурность, забвение традиций и их искаженное толкование.

А что позитивного случилось в СНГ в последнее время и с какими инициативами можно идти в будущее?

– Опять-таки подробно об этом на сайте. От себя лишь отмечу, что поразило решение президента Казахстана Назарбаева довести уровень исламского банкинга в стране до 10% и открывшийся недавно (по примеру России!) Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования.

Плодотворно прошли Год АбуХанифы в Таджикистане, акции «Мировая столица исламской культуры» в Ташкенте в 2007 году и в Баку в 2009-м.

Инициативы ради будущего? К примеру, вспомним, что последователи Пророка Мухаммада, мир ему, появились в Дербенте и Мавераннахре уже во II–IV веках Хиджры, то есть в VIII–X «веках от Рождества Христова». Из этих опорных точек, ставших очагами исламской учености и цивилизационного роста, потянулись веточки в европейско-уральско-волжскую землю. Упоминание о первом медресе в Поволжье датируется 913 годом! Разве не стоит гордиться этим всему СНГ! Разве это не повод проводить в масштабах СНГ праздник мусульманского образования? Здесь налицо та интеграция науки, школы, обмена между нашими народами – явный пример для подражания и приумножения на века вперед! И таких даров история нам оставила во множестве. Так давайте же ими пользоваться!

Беседу провел
Роберт Нагимзянов,

выпускающий редактор
сайта «Ислам в СНГ»



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2019 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.