Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №110 — Вместе, а не раздельно
16.11.2010

В последнее время все чаще звучат тезисы о том, что многоэтничность и поликонфессиональность являются факторами, ослабляющими единство России, создающими угрозы для нашего Отечества. Однако это не так. Если вернуться к опыту наших предков, то наибольшие успехи Российской империи в XVIII – начале XX века, а затем СССР в XX столетии были достигнуты в государствах, где нерусское население было меньшинством или незначительным большинством.

Крупнейшие города империи, площадки ее социальных экспериментов: Варшава, Киев, Одесса, Баку, Рига, Ташкент – носили подчеркнуто многонациональный и многоконфессиональный характер, как и столица империи – Петербург. Впрочем, и в названиях исторической и современной столицы России – Москвы многочисленные тюрко-татарские названия: Ордынка, Крымский Мост, Балчуг, Таганка, Арбат, Ногиреево, Измайлово, Черкизово. Прибывшая в 1767 году в Казань Екатерина II назвала татарскую столицу центром огромного царства. Для расширяющегося Третьего Рима или Третьего Интернационала многонациональный характер державы не казался большой проблемой, так как были разработаны методики сотрудничества с различными народами. Так что причину фобий в отношении мусульманских народов нужно искать не в их силе, а в относительном ослаблении России, которое частично сохранилось и в наши дни.


На Первом Всемирном форуме духовной культуры, Казахстан, 19 октября 2010 г.

При этом миллионы выходцев из стран СНГ находятся на территории России как трудовые мигранты. Многие из них привозят сюда свои семьи или создают новые, получают российское гражданство. В результате во многих мегаполисах в ряде районов от трети и более учащихся составляют не уроженцы России. Мы крайне мало знаем, что творится у них на родине, с какими установками они приехали в Россию. В связи с этим необходима постоянная работа со странами СНГ. По этой причине состоялись поездки делегаций российских мусульман в Республику Кыргызстан сразу же после событий в Бишкеке и Джалал-Абаде («Миссия мира», общественная миротворческая делегация Совета муфтиев России, была направлена в Киргизию в июне 2010 года), было принято участие в Первом Всемирном форуме духовной культуры в Казахстане, который прошел 19 октября 2010 года, в мероприятиях по случаю 20-летия Татарского общественного культурно-просветительского центра Ташкента (Узбекистан), состоявшихся 16 октября. Результатом этих поездок стала совместная работа мусульман СНГ и российских мусульманских организаций, в частности, запуск сайта islamsng.com, нового ежеквартального альманаха «Ислам в СНГ», проведение совместных конференций.

Хорошо известно, что численность мигрантов, прежде всего из мусульманских стран СНГ, продолжает расти, а у русских, так же как и у большинства народов России (кроме народов Северного Кавказа), смертность превышает рождаемость. В областях бывшего великого княжества Московского, то есть в центре и на северо-западе России, особенно в сельских районах, смертность может превышать рождаемость в три раза. В связи с этим делаются заявления о том, что экономический кризис может радикально сократить их число. Но пока мы видим, что все больше мигрантов стремится закрепиться в России, перевезти сюда свои семьи или создать здесь новые.

Численность выходцев с юга становится хорошо заметной во время двух главных мусульманских праздников: Курбан-байрам и Ураза-байрам. Наиболее отчетливо это понятно по трансляции, которая показывает тысячи молящихся в мечети в районе резиденции Совета муфтиев России в Выползовом переулке. Так, около 55 тысяч мусульман собрались, по данным ГУВД Москвы, на молитву утром 9 сентября 2010 года вокруг Соборной мечети на проспекте Мира. По самым скромным оценкам, в Москве постоянно проживают около 1,5 миллиона мусульман, а действующие мечети способны вместить лишь 3 тысячи человек (0,2% от общего числа мусульман).

Не вдаваясь в развернувшиеся затем дискуссии, стоит отметить нижеследующее. Число мусульман, собравшихся в мечетях Москвы на Ураза-байрам (около 200 000), примерно равно числу православных, собравшихся в Москве на Пасху 2010 года. При этом число православных храмов в столице составляет около 900. Причем никто не наблюдал многих тысяч православных верующих, молящихся рядом с церквями, не только в Грозном или Махачкале (где действительно христиан осталось немного), но и в Казани или Уфе с их полумиллионными православными общинами. Эти миллионы мусульман вне своих титульных республик России и иностранных государств необходимо интегрировать. Сегодня они мирно молятся, а завтра?!

Здесь опять-таки можно вспомнить положительный опыт Российской империи со времен государыни Екатерины. В татарских медресе традиционно получали образование не только уроженцы Волго-Уральского региона и Западной Сибири. Уже в конце XVIII – начале XIX века в медресе Каргалы (Сеитовой слободы), Оренбурга и Стерлибаша началось обучение детей казахской элиты, а также проживавших в России бухарцев, хивинцев и ташкентцев. Сейчас речь уже идет об обучении и адаптации не десятков и сотен представителей элиты, а о многих тысячах трудовых мигрантов и их детях.


Празднование 20-летия Татарского общественного культурно-просветительского центра Ташкета, 16 октября 2010 г.

Необходимо решать проблемы мусульман, приезжающих из других стран, и защитить мусульманское сообщество и Россию в целом от нежелательных влияний из-за рубежа. В связи с обострением ситуации на Северном Кавказе и в ряде государств Средней Азии, ростом влияния радикальных мусульманских группировок необходима профилактическая работа с прибывающими в город мигрантами. «На выходе» мы получим стабильное место, где мусульмане, и не только, могут ознакомиться с традициями как государства Российского, так и российской уммы. Политика Екатерины II, Александра I и Николая I и первых муфтиев ОМДС может получить новое измерение при последовательной работе со странами СНГ.

Дамир Мухетдинов,
кандидат политических наук



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.