Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №110 — «Мир ислама»: расширяя границы исследований
16.11.2010

Международная конференция «Мир Ислама: история, общество, культура» прошла 28–30 октября в Российском институте дружбы народов (РУДН) в Москве. Она стала вторым мероприятием под таким названием: первое прошло два года назад. В настоящее время в исламоведении четко видно наличие двух разрядов специалистов: либо это специалисты, сформировавшиеся в рамках классической традиции, либо знатоки конкретных стран и регионов. Эта традиция сформировалась в период СССР, где классическая петербургская-ленинградская и современная практическая московская школа местами с трудом находили общие методики анализа и точки соприкосновения. К счастью, в последнее двадцатилетие российское исламоведение стало свободным от идеологического диктата. Однако в эту дисциплину в регионах пришли люди, зачастую не владеющие даже основами арабского языка и классического исламоведения, практически не читающие первоисточники. С другой стороны, в столицах не хватает специалистов, знающих языки и жизненные реалии мусульманских народов России и СНГ.


Заседание конференции

В этих условиях конференция «Мир Ислама: история, общество, культура» стремится сплотить вокруг себя наиболее работоспособные силы ученых, исследующие «дар уль-Ислам». Важную координирующую роль и материальную помощь в этих проектах оказывает фонд Марджани. Помимо него и РУДН среди организаторов конференции были Институт стран Азии и Африки Московского государственного университета (МГУ) им. М.В. Ломоносова, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) им. Петра Великого, Государственный музей искусств народов Востока и Российский государственный гуманитарный университет. В работе форума приняли участие более 150 ученых из 20 стран, преимущественно России и мусульманских государств. На конференции было организовано 16 секций по различных направлениям – история, философия, политология, этнография, лингвистика, искусствоведение и другие дисциплины. В числе вопросов форума как актуальные проблемы развития современного мусульманского сообщества (Интернет, СМИ), так и философские концепции средневековья.

Конференция была задумана с целью обсудить ключевые проблемы исторического и современного социально-политического и культурного развития Ислама. Здесь зачастую поднимался вопрос о задачах, стоящих перед исламоведением как комплексом научных дисциплин, изучающих Ислам и исламский мир в XXI веке, обсуждались основные тенденции его развития. В фонде Марджани указали: «Особое внимание в ходе конференции будет уделено таким вопросам, как история исламских обществ Евразии, Ислам в Золотой Орде, этнографическое и антропологическое изучение мусульманских культур, проблемы исламо-христианского взаимодействия в истории Ближнего Востока и России, философская и политическая мысль исламского мира, история Ислама на территории бывшей Российской империи». Таким образом, пространство мусульманского мира на землях современной России изучается как в связи с историей мусульманских государств, так и в российский период истории мусульманских народов, населяющих территорию нашей страны.

Как философская, так и практическая постановка вопросов была задана уже на пленарном заседании. В его первой части выступили профессор РУДН Майсем аль-Джанаби и профессор универститета Айн-Шамс (Египет) Мухаммад Тарик. Они поставили вопрос о роли исламской цивилизации и культуры в современном мире. С их точки зрения, исламская цивилизация сохраняет свои отличительные черты и в современном мире, не теряя способности к развитию. Поскольку утреннее заседание состояло только из этих двух докладов, то участники конференции имели возможность задать вопросы ораторам и даже фактически подискутировать с ними. Впрочем, тезис об уникальности исламской цивилизации являлся точкой единства.

После обеда на пленарном заседании было прочитано три, скорее, исторических доклада. Профессор Д.Ю. Арапов (МГУ, фонд Марджани) остановился на религиозной политике Петра I. Он оценивал ее как прежде всего политику прагматизма. Так как создаваемая империя требовала монолитности правящего служилого класса, то Петр I сконцентрировался на крещении мусульманских феодалов, сохраняя возможность выбора для низших слоев. Дмитрий Юрьевич привел классический пример рода Юсуповых – наследников правителей Ногайской Орды. Они приняли православие и оставалась богатейшим родом России вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Последний наследник этой фамилии Феликс Юуспов был женат на племяннице Николая II Ирине и «прославился» своим участием в убийстве Григория Распутина.

Профессор Амстердамского университета Михаэль Кемпер посвятил свое выступление весьма жесткой критике советского и постсоветского исламоведения. С чисто немецкой педантичностью он перечислял идеологические клише целого ряда деятелей, которым советское государство давало указание высказаться по проблемам развития исламского мира. Тут были упомянуты и советская марксистская теория об экономических предпосылках «создания религии Ислама», тезис о «создании Корана» чуть ли не в XIV веке и много чего подобного. Ключевым в речи М. Кемпера был последний тезис о том, что многие современные российские исламоведы продолжают те же традиции. Повторяю свои тезисы, высказанные в начале статьи и неоднократно ранее: можно частично согласиться с М. Кемпером. Но эти минусы касаются тех специалистов по «научному атеизму» и истории КПСС, которых партработники в годы перестройки «перебросили на Ислам». Да, эти кадры, особенно в регионах, до сих пор занимают ряд видных постов. Однако старшее поколение специалистов-источниковедов, классические исламоведы и новое поколение исламоведов, оказывается, в целом способны освободиться от этого идеологического диктата. Это касается по крайней мере Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Махачкалы и Нижнего Новгорода.

В своем пленарном выступлении автор этих срок сосредоточился на развитии мусульманской общины Волго-Уральского региона во второй половине XVIII – начале XX века. Профессор А.Ю. Хабутдинов уделил основное внимание созданию сообщества мусульман России – миллета на основе тысяч разбросанных на огромном пространстве общин-махаллей, объединенных в 1788 году рамках Оренбургского магометанского духовного собрания. Причем уже в 1860-е гг. была предпринята попытка формирования национальной общности на основе трех основных этнических групп ОМДС: собственно татар, башкир и части казахов. Ключевую роль здесь попытался сыграть муфтий ОМДС чингисид С.-Г. Тевкелев. Он стремился передать земли бывшего Башкирско-Мещеряцкого войска под контроль приходских советов общин во главе с назырами (председателями), формируя массовую вакуфную собственность на селе. Параллельно планы создания системы образования, совмещающего религиозные и светские дисциплины, были разработаны Ш. Марджани и Х. Фаизхановым. Однако эти планы были отвергнуты властями в Петербурге. В начале XX века в рамках борьбы с сепаратизмом и иностранным влиянием лидеры татар и часть лидеров башкир и казахов (и ряд других мусульманских лидеров с территорий, не относящихся к современной России) поддерживали идею создания единой нации российских мусульман. Эта идея была также отвергнута властями. Последствия борьбы с единством мусульман наиболее явно проявились в дни распада СССР в 1991 году. Мы не собираемся оспаривать современные государственные границы, но были и другие варианты развития...

В целом конференция «Мир Ислама», как и Всероссийские мусульманские форумы, отличалась подбором реально работающих квалифицированных специалистов, а не свадебных генералов или аспирантов. Среди российских научных центров было четко видно преобладание четырех городов: Москвы, Петербурга, Казани, Махачкалы. Их представители не первый год знают друг друга и приступили к обсуждению проблем, не теряя времени на протокольные вежливости. Так, в кулуарах обсуждалось создание новых томов серии «Ислам в Российской Федерации». Будем надеяться, что за второй конференцией «Мир Ислама» последует третья и их участники проявят себя прежде всего новым научными трудами во славу российских исламских исследований.

Айдар Хабутдинов,
д. и. н., профессор



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.