Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №110 — Необходимые условия для совершения хаджа
16.11.2010

Для совершения хаджа существует ряд условий, при соблюдении которых разрешается выполнение этого столпа Ислама, – это исповедание Ислама; знание о том, что мусульманам предписано совершение хаджа; совершеннолетие; наличие разума; свобода; материальная возможность. И кроме этого, есть условия, от соблюдения которых зависит обязательность совершения хаджа. О них пойдет речь ниже.

Абдальхамид Тахмаз.

«Ханафитский фикх.

Религиозные обязанности».

Под общей редакцией Д. В. Мухетдинова

Основные юридические нормы ханафитской школы изложены в труде Абдальхамида Тахмаза – современного арабского богослова, систематизировавшего все основные положения данного мазхаба вместе с последними наработками по различным темам исламского богословия. ИД «Медина» осуществляет выпуск серии «Ханафитское наследие», в которую вошли труды этого автора по различным аспектам ритуальной стороны Ислама ханафитского толка. О тонкостях совершения хаджа читайте в томе «Ханафитский фикх. Религиозные обязанности», в котором также рассказывается о правилах омовения, молитвы, узаконенной милостыни и поста.

 

Итак, если все эти необходимые условия, равно как и все условия, перечисленные выше, соблюдены, это значит, что мусульманин должен совершить хадж лично. Если же вышеперечисленные условия будут соблюдены, а хоть одно из необходимых условий совершения хаджа соблюдено не будет, совершать хадж лично мусульманин не обязан. В подобных случаях он должен либо поручить кому-нибудь сделать это за него либо завещать, чтобы на его деньги хадж был совершен кем-либо после его кончины. Ниже перечислены необходимые условия совершения хаджа.

 

Отсутствие болезней и физических недостатков

Совершать хадж лично не обязаны слепые, разбитые параличом, страдающие хроническими болезнями люди, глубокие старцы, которые не в состоянии переносить тяготы, связанные с пребыванием в пути и совершением обрядов хаджа, равно как и все те, кого можно приравнять к этим людям. Однако если они располагают необходимыми денежными средствами, им следует при первой возможности поручить кому-либо совершить хадж за себя и оплатить все связанные с этим расходы или же распорядиться о выделении на это необходимой суммы в завещании.

Такого мнения придерживались многие шейхи, в том числе и аль-Камаль бин аль-Хаммам. Они считали, что здоровье и отсутствие физических недостатков относятся к числу необходимых условий обязательности совершения хаджа, тогда как, по мнению других, это является необходимым условием обязательности хаджа, из чего следует, что больные и люди с физическими недостатками не обязаны ни совершать хадж лично, ни оплачивать совершение хаджа за себя другим человеком. Второе мнение соответствует очевидному смыслу высказывания по этому вопросу Абу Ханифы. Что же касается улемов, разделявших первое мнение, то они ссылались на тот хадис, в котором сообщается, что Абдуллах бин Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Когда) аль-Фадль сидел верхом позади Посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, подошла какая-то женщина из племени хасам, и аль-Фадль принялся смотреть на нее, а она – на него, что же касается Пророка , то он стал поворачивать лицо аль-Фадля в другую сторону. (Эта женщина) сказала: “О Посланник Аллаха, Аллах обязал Своих рабов совершать хадж в то время, когда мой отец достиг уже глубокой старости и был не в состоянии твердо держаться в седле, так могу ли я совершить хадж за него?” Он сказал: “Да”, а было это во время прощального паломничества» (Аль-Бухари).

Следует отметить, что, по мнению всех улемов, в том случае, когда здоровый человек мог совершить хадж, но не делал этого, пока не был разбит параличом или не получил какое-нибудь увечье, эта обязанность с него не снимается и он должен отправить в хадж вместо себя кого-нибудь другого.

 

Безопасность пути

Если человек опасается притеснителей, врагов или разбойников, он не обязан совершать хадж лично. В подобном случае ему следует либо отправить в хадж другого либо распорядиться о выделении на это необходимой суммы в своем завещании. Дороги должны быть безопасными с того времени, когда жители города или селения, где живет паломник, начинают отправляться в хадж, и до времени их возвращения. К людям, которые по тем или иным причинам опасаются совершать хадж, приравниваются лица, находящиеся в заключении за совершение каких-либо преступлений, а также те, кому запрещено покидать место постоянного жительства. Если такие лица располагают необходимыми средствами, они должны оплатить расходы тем, кто совершит хадж за них.

 

Условие,

касающееся женщин

Если для того, чтобы добраться до Мекки, женщине потребуется не менее суток, сопровождать ее в пути должен близкий родственник (махрам) или муж. На это указывает хадис Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который передал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Непозволительно женщине, верующей в Аллаха и в Последний день, отправляться в поездку, (которая займет) день и ночь, без сопровождения близкого родственника» (Аль-Бухари, Муслим).

По мнению аш-Шафии, женщинам разрешается совершать предписанный хадж и без сопровождения мужа или близкого родственника, если она отправится в путь вместе с другими достойными доверия женщинами, что обеспечит ей безопасность. Таким образом, аш-Шафии, да помилует его Аллах, считал, что приводимый выше хадис, в котором женщине запрещается отправляться в путь без сопровождения мужа или близкого родственника, не имеет отношения к таким случаям, однако в другом хадисе прямо указывается на это. Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что он слышал, как (однажды) Пророк сказал: «Женщине ни в коем случае не следует совершать хадж, если не будет с ней близкого родственника». (Услышав эти слова,) один человек сказал (ему): «О Пророк Аллаха, я записался (в войско для участия в таком-то) походе, а моя жена (готовится к совершению) хаджа». (Тогда Пророк) велел: «Вернись и соверши хадж вместе с ней» (Аль-Баззар).

Близким родственником считается любой разумный, зрелый и не относящийся к числу нечестивцев и огнепоклонников мужчина, на брак которого с мусульманкой шариат налагает абсолютный запрет. В данном случае к зрелым мужчинам приравниваются и юноши.

Следует ли женщине расходовать свои средства на близкого родственника или мужа, если иначе он откажется сопровождать ее? Очевидно, что она должна делать это, если только сопровождающий ее мужчина станет выдвигать подобные условия.

Если женщина найдет близкого родственника, который согласится ее сопровождать, муж будет не вправе запретить жене совершить предписанный хадж. Объясняется это тем, что выполнение предписанного шариатом имеет приоритет над правами мужа, а совершение хаджа относится к числу предписанных действий. Если же женщина намеревается совершить хадж добровольно, то муж вправе запретить ей это.

Если у незамужней женщины не найдется близкого родственника, она не обязана выходить замуж за того, кто согласится отправится в хадж вместе с ней. В подобном случае ей следует распорядиться в завещании о выделении необходимой суммы на совершение хаджа вместо нее кем-нибудь другим, если она скончается, прежде чем сможет найти сопровождающего из числа близких родственников.

Следует отметить, что некоторые улемы, считающие наличие сопровождающего из числа близких родственников необходимым условием обязательности совершения хаджа для женщины, указывают, что она не обязана распоряжаться о выделении средств на совершение хаджа за нее в завещании.

Второе условие, касающееся женщин

К тому времени, когда жители города или селения начнут отправляться в хадж, для женщины, которая получила развод или овдовела и желающей присоединиться к ним, должен закончиться срок идда. Если же женщина совершит хадж до истечения этого срока или отправится в хадж без сопровождения мужа (близкого родственника), ее хадж будет действительным, но она поступит греховно.

 

Из книги Абдальхамида Тахмаза «Китаб аль-хадж ва-ль умра» («Книга большого и малого паломничества»)



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.