Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №109 — Мусульмане Волго-Уральского региона в свете переписи
04.10.2010

Всероссийская перепись населения 2010 г. пройдет в условиях нового витка централизации страны. На уровне Государственной Думы ставится вопрос о ликвидации постов президентов российских республик как глав государств (о чем говорится в Конституции Российской Федерации) и превращении их в глав исполнительной власти субъектов федерации. В этом году покинули свои посты многолетние президенты Татарстана (Минтимер Шаймиев – март) и Башкортостана (Муртаза Рахимов – июнь). С отменой национально-регионального компонента и оптимизацией (читай ликвидацией малокомплектных сельских школ) резко сократилась возможность для обучения на родном языке вне титульных республик. В самих республиках преподавание на национальных языках пока сокращается преимущественно в старших классах и переходит на русский язык в пользу предметов, по которым сдается ЕГЭ.

Упоминание о былом суверенитете российских республик сохранилось только в Конституции Татарстана. Здесь в первой статье указывается: «Суверенитет Республики Татарстан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан и является неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан». В аналогичной статье Конституции соседнего Башкортостана утверждается: «Государственность Республики Башкортостан выражается в том, что Республика Башкортостан обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан».

В условиях сокращения полномочий республик перепись 2010 г. дает новым президентам Татарстана Рустаму Минниханову и Башкортостана Рустэму Хамитову доказать свою легитимность за счет увеличения численности своего народа, прежде всего в титульной республике. На первый взгляд, положение казанского лидера гораздо проще, чем уфимского. По переписи 2002 г. 53% граждан республики признали себя татарами и назвали татарский в качестве родного языка. В Казани 47,7% указали на свою принадлежность к титульной нации при 48,8% русских. С учетом массового приезда в столицу республики молодежи, татары, вероятно, выйдут на первое место в городе если не по абсолютной, то по относительной численности. В 2002 г. татары уже составляли абсолютное большинство в нефтяной столице и четвертом по численности городе республике – Альметьевске. Есть шанс для получения большинства у представителей титульной нации во втором и третьем по численности городах республики -- Набережных Челнах и Нижнекамске.

Сегодняшняя молодежь представляет поколение, получившее образование на родном языке и как минимум знание о нем и истории республики в школе и вузе. Именно оно вступило в репродуктивный возраст. Даже в одном из центров русской культуры – Казани большинство родителей на классных собраниях спокойно относятся к преподаванию татарского языка. Изучение имен и фамилий одноклассников своих детей убеждает их в том, что обучение языку большинства является признаком демократии. В английской спецшколе в центре города, где в 1980-е учился я, а теперь учится мой старший сын, возвращение квалифицированного учителя татарского языка было с радостью встречено большинством родителей. В федеральных вузах студенты, даже не выходцы из Татарстана, спокойно изучают татарский язык и историю Татарстана. Их абсолютно не удивляют одногруппники, общающиеся между собой на татарском. Все это было почти невозможно представить еще 20 лет назад, в начале моей студенческой юности. Исламизация также подталкивает молодежь к созданию семей, так как на всех уровнях говорится о возросшем уважении к отцам и матерям семейств. При этом уровень владения русским языком только растет во многом за счет татарской сельской молодежи, обучающейся в вузах.

Но есть и реальные проблемы. В современных документах не указывается национальная принадлежность, поэтому сведения о межнациональных (смешанных) браках и этнической принадлежности детей от них остаются предметом дискуссий. В больших городах это, вероятно, около четверти населения. Причем зачастую дети от смешанных браков вступают в аналогичные браки. В итоге, как правило, они выбирают русскую идентичность. Для президента Татарстана крайне важно не стать лидером нации, при котором произошло заметное сокращение численности татар вне республики. В 2000-е годы был во многом исчерпан эффект возвращения татар из стран СНГ, рождаемость в республике в целом была ниже смертности.

Проблемой номер один, однако, остается численность татар за Иком, то есть в Башкортостане. По всем советским переписям в 1939 – 1989 гг. численность татар была выше численности башкир и татароязычных, выше, чем башкироязычных в этой республике, то есть почти треть башкир признала свое владение татарским языком. Татарское языковое превосходство сохранилось и по переписи 2002 г. (34 и 27%), но по численности башкиры впервые превзошли татар (29 и 24%). Башкиры показали феноменальный 40%-ный рост за 13 лет и только в рамках титульной республики. В Татарстане такие итоги не признал никто, как и многие ученые в России и за рубежом и представители нетитульных народов Башкортостана.

Непосредственно перед переписью наиболее обсуждаемым сюжетом стали слова из интервью президента Башкортостана Рустэма Хамитова, напечатанного в московской газете «Коммерсантъ» от 14 сентября 2010 г. Он заявил: «Часть башкир говорит на наречии, которое распространено на юге, часть башкир говорит на татарском наречии – эти люди живут на западе и севере республики. Это вносит некоторую путаницу… На самом деле мы сейчас вполне научными способами определяем, что диалект, близкий к татарскому, является башкирским языком. Эти два языка намного ближе, чем русский и украинский. Башкиры и татары понимают друг друга абсолютно точно и без переводчиков. Огромный культурный слой, песни, танцы, литература, безусловно, объединяют народ. Зачастую даже трудно провести границы». Первый логический вывод, который можно сделать из вышесказанного, состоит в том, что, обладая единым культурным наследием и языком, башкиры и татары являются единым народом. Только татар в Казани, Ульяновске, Саратове, Сергаче не удастся убедить в том, что они говорят на наречии или диалекте башкирского языка. Действительно, между говором мишарей и говором Заказанья гораздо больше разницы, чем между говором Казани и наречием земель между Иком и Агиделью. Татары спокойно понимают людей с запада и центра Башкортостана, но с большим трудом собственно башкирское наречие юго-востока республики. Если же между татарами и башкирами «трудно провести границы», то, может, уже существует нация «татаро-башкиры», как ее определял в начале прошлого века Джамал Валиди? Впрочем, сам автор этих строк далек от такой мысли. Действительно, в самих терминах «татарин» и «башкир» объединены не только этнические, но и сословные, языковые и территориальные составляющие. Поэтому во время переписи должно проявиться волеизъявление самих граждан, а не навязывание им точки зрения властями или учеными.

При этом с политической точки зрения нельзя не признать, что выдвижение численности башкир на первое место в республике обеспечит Рустэму Хамитову легитимность в глазах представителей титульной нации. Ликвидация автономных округов и разговоры о ликвидации республик, где титульный народ не является большинством, подталкивают лидеров таких народов к приобретению хотя бы относительного большинства на территории «своей» республики». Но согласятся ли признать такие результаты представители абсолютного большинства нетитульных народов, и какова будет их реакция в условиях общего роста насилия в стране?!

Татары традиционно были сильны своими городскими общинами среднего класса. Так, в XVIII – начале XX вв. численность татар-горожан в Волго-Уральском регионе возросла более чем в 77 раз! Ученики этих национальных деятелей сами перестали быть учителями на исходе советской эпохи. Адекватной замены им не нашлось. Поэтому утрата татарской идентичности объясняется не только административным прессом. Это вызвано и утратой среди самой татарской элиты тех великих идей справедливости и прогресса, которые объединили нацию в XVIII – начале XX вв. Но я уверен, что большинство татар укажет на свою национальную и языковую принадлежность в дни переписи 2010 г. Потому что нация и религия существуют в наших сердцах, как и в сердцах Марджани и Тукая, Сайдашева и Урманче…

Айдар Хабутдинов
профессор, доктор исторических наук



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2019 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.