Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №102 — Мозаика
17.03.2010

страницу подготовила
Нина Александрова

Диалог цивилизаций

В 1869 году в Петербурге вышел первый номер журнала «Нива». Издание сразу нашло своего читателя. Стены многих домов России были украшены иллюстрациями из этого журнала. На страницах «Нивы» часто освещалась жизнь мусульманских народов мира. В 1877 г. в одном из номеров журнала была опубликована статья Павла Ивановича Огородникова, русского писателя и путешественника. В 1874 г. по заданию Русского географического общества он отправился в северо-восточную Персию с торговой экспедицией А.И. Глуховского. Путь путешественников пролегал вниз по Волге в пределы Персии, Афганистана, Туркмении, Хивы и Бухары. Впечатления о поездке отразились в путевых очерках писателя. Особое место в своих заметках П.И. Огородников отвел описанию брачных обычаев мусульман и их отношения к женщинам.

Тюркменская женщина в праздничном наряде

Голова ее обременена хасавою. Эта тяжелая махина из картона обтягивается спереди бархатом и украшается шестью рядами золотых блях на красных шнурках, а с боков — большими, усеянными разноцветными стеклами и сердоликом серебряными бляшками, с которых свешиваются до подбородка также серебряные цепочки с бубенчиками; сверху картона ниспадает на плечи шелковое покрывало от жары, ветра и, пожалуй, комаров, но не от взоров мужчин, ибо тюркменки ходят с открытым лицом. Длинная красная (с полосками) рубаха, из-под которой выглядывают узкие шальвары, короткие шерстяные носки и туфли с острыми носками составляют остальную часть костюма.

Зимою женщины надевают поверх рубахи две или три архалука мужского покроя и кутаются в бараньи шубы и вышитые материи, с тонкою выпушкою из мерлушек по краям.

Тяжела доля тюркменской женщины. Она хозяйничает, исполняет тяжелые работы. Она моет, очищает и сушит пшеницу, мелет ее ручной мельницей, ткет ковры, тесьмы, хурджины (дорожные мешки), выделывает шерстяные войлоки и приготавливает из верблюжьей шерсти материю горохового цвета для костюма, а при перекочевках аула — разбирает и устанавливает кибитку.

Если тюркмен имеет крнаг, т.е. рабыню, в таком случае на ней лежит вся эта работа, за исключением тканья и шитья, которым занимаются его жены и вообще женская половина семьи.

Несмотря на всю обширность женского труда, когда у тюркмена родится дочь, в семье нет радости, и никто не придет поздравить его с новорожденною, но если родится сын, весь аул сперва приветствует лучшего друга счастливого отца…

Когда ребенку стукнет 7–12 лет, отец высматривает ему такую же крошку-невесту и, отыскав такую, вступает в предварительные переговоры с ее отцом, после чего отправляет к нему старшин аула условиться насчет платы за невесту, которая и вносится немедленно сполна или в определенные сроки по частям. Затем несколько родственниц жениха идут к невесте и, по прочтении муллою соответствующей обстоятельствам молитвы, снимает с девичьей головы шапочку, волосы ее заплетаются в две косы, а голова повязывается, как у женщин, платком; с этой минуты девица называется гялин (снохою).

Внесши условленную плату за невесту, отец жениха готовится к торжественной церемонии похищения ее из отцовского дома к своему сыну; приглашаются родные и знакомые, конные и пешие, музыканты и наездники со всех окрестных, а иногда и дальних аулов, на убранном кистями и прочими украшениями верблюде прилаживается кеджава, т.е. маленькая будка, занавешенная разными материями, и вся эта процессия отправляется к невестину отцу, но сам жених остается на это время в кибитке один-одинешенек, ни показываясь ни родным, ни знакомым невесты.

При приближении процессии, подруги и женская половина, родственная невесте, окружают ее внутри кибитки, между тем как снаружи толпится ее мужское родство, не допуская ворваться к ней и похитить ее прибывшим родным жениха; это нередко заканчивается хотя шутливою, но довольно чувствительною потасовкою двух лагерей: одежды обращаются в клочья, тела покрываются синяками… В конце концов, невесту как бы нехотя выдают родным жениха, а те увозят ее; при этом джигиты показывают свою удаль в езде и стреляют, бакши играют и орут, дети бросают каменьями в кеджаву, что повторяется и при встрече свадебного поезда у родных жениха, которые в свою очередь, угощают гостей и разбрасывают фрукты и сахар народу, — словом, пир идет горой…

 

Коллекция цитат

О, милая, взгляни, как мир красив:

Вот строки трав легли на свитки нив,

Весна, как ученик, мелком зеленым

На поле учится писать «алиф».

Хафиз

 

Даты и события МАРТА

9 — 110 лет со дня рождения Гали Ильясова (1900–1970), татарского актера и режиссера.

16 —110 лет со дня рождения Тагира Гусмана-Сулмаша (1900–1983), татарского писателя.

21 — Всемирный день поэзии.

22 — 110 лет со дня рождения Сулеймана Рагимова (1910–1983), азербайджанского писателя.

26 — 110 лет со дня рождения Сабита Муканова (1900–1973), казахского писателя.

30 — 140 лет со дня рождения Фатиха Карими (1870–1937), татарского писателя, публициста, общественного деятеля.

 

Имена

Без промаха бьющие выстрелы Лии

Жизнь Алии (Лии) Молдагуловой оборвалась, когда ей не было еще и девятнадцати лет. Война вмиг обратила в прах все мечты казахской девушки. С 1-го курса авиационного техникума Алия ушла на фронт. Проучившись три месяца, Лия подала заявление о вступлении в ряды Красной Армии. Она поступила на курсы Центральной снайперской женской школы. Девушки приезжали туда из разных городов. В июле 1943 г. Лия окончила курсы, а в августе она уже была на фронте. У Лии была возможность остаться на курсах, но она стремилась попасть на фронт и добилась отправки на передовую. С первых своих дней на фронте Алия пользовалась среди товарищей заслуженным авторитетом. В письме к своим родственникам с фронта она писала: «С немцами встречаемся лицом к лицу. У меня на голове каска, за поясом — граната, в руках — винтовка. Я думала, что буду трусливой, но что-то этого не замечаю. Рядом свистят пули, и на каждом шагу взрываются гранаты». В течение двух месяцев она уничтожила 32 фашиста. Смелая и отчаянная А. Молдагулова в декабре 1943 г. была награждена солдатским орденом Славы.

В январе 1944 г. часть, в которой служила Алия, начала наступательные бои. Лия со снайперской винтовкой была в первых рядах роты. В момент атаки враг открыл сильный пулеметный огонь. Тогда Лия Молдагулова бросила призывный клич: «Вперед, за Родину!» Пламенным призывом и личным примером она увлекла за собой в атаку остальных бойцов батальона. На следующий день немцы вновь перешли в контратаку, и Лия взяла в руки автомат. Отважная девушка-снайпер открыла меткий уничтожающий огонь, и восемь гитлеровских солдат пали от её пуль. Но и сама Лия была смертельно ранена. 4 июня 1944 г. Алие Молдагуловой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Именем бесстрашной казахской девушки, погибшей в боях на псковской земле, в мирное время назвали теплоход, построенный на Рыбинском судостроительном заводе. Ее жизнь продолжилась в песнях, стихах, документальном кино и книгах о подвиге девушки-воина.

 

Книжная полка

Тема «Женщина в Исламе» всегда интересовала исследователей. Предлагаем вашему вниманию обзор наиболее интересных публикаций конца XIX – начала XX вв. по этой тематике.

Агаев А.-б. Женщина по исламу и в исламе // Кавказский вестник. — 1901. — год 2-й. — №3. — с. 73–103.

 

Захаров А. Домашний и социальный быт женщины у закавказских татар // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. — 1894. — Вып.20. — отд.1. — с. 91–157.

 

Противоречивость мусульманских взглядов (жизнь русских мусульман)* // Мир Ислама. — 1913. — Т.2, вып.2. — с. 342–346.

* Представлены два противоположных мнения о праве мусульманской женщины путешествовать одной.



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.