Мероприятия, посвященные Мавлид ан-Набий — викторины, тематические вечера, конкурсы творческих работ — проводятся в эти дни во многих уголках России. Корреспондент газеты «Медина аль-Ислам» побеседовал о значении подобных мероприятий и накопленном в Москве опыте их проведения с директором Департамента социально-благотворительной и духовно-просветительской деятельности Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Европейской части России Мустафой КЮТЮКЧЮ.
— Мустафа-хазрат, начиная с 2006 года, Советом муфтиев России были организованы концертные программы, посвященные Мавлид ан-Набий. Будет ли аналогичное мероприятие проводиться и в этом году? Если да, то каковы будут его особенности? В чем будет новизна по сравнению с прошлыми годами, а в чем – традиционность?
— Программа проведения Мавлида ан-Набий довольно широка. Она включает в себя множество мероприятий, дающих как можно большему числу людей возможность прочувствовать атмосферу этого праздника. Среди них мы можем отметить мероприятия в детских учреждениях, мечетях, воинских частях и других общественных местах. И, конечно же, мы рады сообщить Вам, что и в нынешнем году запланировано проведение праздничного вечера, посвященного Мавлиду ан-Набий.
Как и в прошлые годы, он будет состоять из духовной и познавательной программы с применением силы искусства. Называть это концертом не совсем правильно... Вечера Мавлида все же являются особым циклом программ и сочетают в себе многие жанры искусства с духовно-нравственным содержанием. В этом году мы собираемся использовать лазерную анимацию, зрителей ждут интересные видеосюжеты, выступления известных артистов, причем не всегда в привычном формате… Традиционность же заключается в характерной особенности торжества, непременно связанного с личностью Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) и его миссией…
— В одном из интервью Вы говорили, что при реализации проекта по организации концертных программ возникли определенные сложности – например, трудно было найти исполнителей песнопений религиозного жанра. По сути, концерты, посвященные Мавлид ан-Набий, в настоящее время являются в Москве чуть ли не единственным мусульманским культурным мероприятием, которое можно посетить всей семьей. Как Вы оцениваете пройденный путь — стало ли проще в вопросах организации, подбора исполнителей, режиссуры, новых интересных номеров?
— Безусловно, опыт с каждым разом растет: что-то дается уже намного легче, что-то все еще остается трудновыполнимым. Подбор репертуара до сих пор остается проблемой: не хватает профессиональных исполнителей религиозных песен. Однако тенденции к развитию в данном направлении все же есть. Интерес исполнителей к новому жанру медленно начинает расти. Мы считаем, что массовые мероприятия такого рода создадут условия для пополнения религиозной тематикой творческого репертуара современных артистов и музыкальных коллективов.
— Кто является аудиторией вышеназванных концертов — это только соблюдающие мусульмане или этнические мусульмане тоже? Интересна ли этническим мусульманам эта культура? Тот же вопрос относится и к участникам Конкурса стихотворений — это люди в большей части посвященные в религию или наблюдающие со стороны?
— Аудиторией вечеров Мавлида является самая разная публика: от соблюдающих мусульман до людей, не исповедующих Ислам. Мы стараемся организовать программу так, чтобы она была интересна всем людям. Среди приглашенных есть и деятели искусства, науки, и руководящее звено, и студенты, и многие другие. Для нас главное — это найти «золотую середину», вокруг которой мы все сможем объединиться. Мусульманская культура вызывает интерес не только этнических мусульман, но и всех людей. Важно суметь правильно и доступно преподнести эту культуру... То же самое можно сказать и об участниках Конкурса стихов.
— Как Вы оцениваете рост масштаба и профессионализма конкурса стихотворений, посвященных Пророку Мухаммаду (мир ему!)? Наблюдается ли рост числа заявок, растет ли уровень художественного мастерства авторов, есть ли случаи, когда те же авторы присылают новые свои произведения? Какова судьба этих произведений? Публикуются ли они где-либо?
— Судя по оценкам нашего жюри, профессионализм участников конкурса растет, количество присылаемых работ тоже. Случаи, когда один и тот же автор присылает новые произведения на конкурс, имеют место, но большинство работ мы все же получаем от разных людей. Лучшие стихи будут публиковаться на сайтах, кроме того, мы планируем издание брошюры с наиболее красивыми и эмоциональными произведениями.
— Вы возглавляете департамент социально-благотворительной и духовно-просветительской деятельности. Это интересное сочетание. В чем точки соприкосновения социальной работы и просветительской деятельности?
— Социальная работа неразрывно связана с просветительской деятельностью. Общественно-полезная деятельность, которой занимается наш Департамент, заключающаяся в поддержке заключенных, военнослужащих, детей, ветеранов и инвалидов, оказании им материальной и духовной помощи, дает основную пищу и для просветительской деятельности. Ведь мусульман, да и вообще всех людей, необходимо просвещать и учить быть полезными не только себе, но и обществу, реализовывать свои духовные ценности именно через социальную деятельность. Не придав религиозным событиям социальной значимости и не подчинив их служению людям и обществу, мы не сможем вести успешную просветительскую деятельность, ибо теория и учение должны опираться на реальные действия.
— Расскажите о наиболее значимых просветительских и благотворительных проектах вашего Департамента. Есть ли у Вас какие-то планы по продвижению этой деятельности в будущем?
— Из уже осуществленных проектов наиболее важными являются Шатер Рамадана, мероприятия на Курбан-байрам, празднование Мавлида, участие в московском Сабантуе. Все они охватывают большое количество людей и привлекают представителей СМИ. Так, благодаря Шатру Рамадана, широкая общественность узнала об особенностях мусульманского поста, а благодаря Мавлиду многие впервые услышали о жизни Пророка Мухаммада (мир ему!).
Сейчас в нашем Департаменте развиваются такие направления, как работа с воинскими частями и исправительными колониями. Здесь еще очень многого нужно добиться. Воинские части остро нуждаются в поддержке духовных организаций, и мы должны обеспечить эту поддержку. Исправительные колонии также несут ответственность за исправление сознания и нравственного облика пребывающих в них людей. В этом им на помощь приходят религиозные организации.
Не менее важным проектом является сотрудничество с деятелями искусства – певцами, музыкантами, актерами театра и кино, в частности, в сфере развития мусульманского религиозного песнопения и выпуска видеороликов. Без помощи искусства невозможно донести до современного человека духовные и нравственные ценности. Язык искусства жизненно необходим.
Важно также то, что в проведении этих мероприятий задействованы учащиеся просветительского центра при Департаменте. И мы считаем это одним из главных методов в вопросе воспитания искренности при служении обществу. Молодые люди, занятые своей основной профессией, не просто находят время, а активно участвуют в осуществлении всех проектов, несущих в себе пользу для общества.
Между тем, для реализации подобных проектов, в том числе для расширения материальной поддержки нуждающихся, безусловно, необходимо привлечение немалых средств. Ведь известно, что эффективность и разнообразие деятельности во многом зависит и от финансовой поддержки.
— Расскажите о просветительском центре подробнее — как давно он работает, сколько человек посещают занятия? Как Вы сами оцениваете результаты этого подхода — воспитание через социальную работу? Обладает ли он большей эффективностью, чем простые уроки за партой?
— Просветительский центр при Департаменте был открыт одновременно с созданием Департамента. Обучение в центре проводится по общей программе для мектебе и медресе ДУМЕР. Всего в нашем центре обучается 7–8 групп. Своих учеников мы привлекаем к социальной и благотворительной работе: проведению культурно-просветительских мероприятий и помощи нуждающимся. На наш взгляд, обучение и знания, передаваемые на занятиях, не приносят должного эффекта, если не давать людям возможности использовать полученные знания на практике. Коран гласит: «Поистине, человек в убытке, кроме тех, которые уверовали и творили добрые дела...». Вера в Коране всегда связывается с делами. Без благих поступков вера не имеет большого смысла. Большой пользы от простой передачи информации, не подкрепленной практикой, я не вижу. Поэтому мы стараемся, привлекая учащихся к социальной работе, давать им возможность применить полученные знания в жизни.
Диляра АХМЕТОВА
Мустафа Кютючкю