Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №102 — ПО ИТОГАМ IV СЪЕЗДА ДУМ ТАТАРСТАНА
17.03.2010


Президиум IV съезда ДУМ РТ

27 февраля 2010 г. в Казани состоялся IV Съезд Духовного управления мусульман Татарстана. После отчета о проделанной за истекшие 4 года работе на новый, четвертый по счету, срок открытым голосованием единогласно был избран Гусман-хазрат Исхаков.

Съезд проходил в Татарском госу­дарственном академическом театре им. Г.Камала. Здесь же 12 лет назад, 14 фев­раля 1998 года, состоялся объединитель­ный съезд мусульман Татарстана. Тогда по инициативе президента Татарстана Минтимера Шаймиева два конкурирую­щих муфтията Республики объединились и избрали единого муфтия. Им, 478 голо­сами из 738 (по другим данным – 430 го­лосами из 718) был избран Гусман-хазрат Исхаков.

Нынешнюю встречу чтением Кора­на открыл Габделхамит Зиннатуллин, который 12 лет назад являлся одним из конкурирующих муфтиев. Как и 12 лет назад, в съезде принимал участие сам глава Республики Минтимер Шаймиев. И практически все выступления, так или иначе, являлись ретроспективой не ис­текшего отчетно-выборного периода, а пройденного за эти 12 лет пути.

Гостями съезда стали руководители трех наиболее крупных централизован­ных мусульманских организаций России Равиль Гайнутдин, Талгат Таджутдин и Исмаил Бердиев, множество региональ­ных муфтиев, видные общественные де­ятели.

Делегаты в количестве 528 чело­век голосовали за открытие съезда, за утверждение мандатной и счетной ко­миссий, выбирали муфтия, его перво­го заместителя и главного казыя Респу­блики. Каждый раз единогласно, голосов «против» и воздержавшихся не было ни разу. Это, по сути, и есть один из главных активов муфтията Татарстана, нажитых за 12 лет – в Духовном управлении царит полное взаимопонимание и консенсус. Как сообщала татарская пресса накану­не съезда, выдвинуть свои кандидатуры на должность муфтия планировали мух­тасиб Казани Мансур Джалялетдинов и имам мечети «Нурулла» (до 1998 г. – один из конкурирующих муфтиев Татарстана) Габдулла Галиуллин. А сам Гусман Исха­ков выдвигаться не стремился. Но после консультаций с Минтимером Шаймиевым было принято решение, что Гусман Исха­ков также будет баллотироваться, а пер­вые две персоны в ходе выборов отказа­лись претендовать на должность муфтия.

В документах, подготовленных к съезду, говорится, что за истекшие 4 года в республике открыто 100 новых мечетей, общее количество которых со­ставляет ныне 1200. В Республике рабо­тает 500 курсов по основам ислама, 40 начальных медресе, 7 средних медресе, 2 высших медресе и Российский ислам­ский университет. Функционируют обра­зовательный, международный, благотво­рительный, женский, юридический, ме­дицинский и многие другие отделы, соз­дано 25 мусульманских сайтов, 27 пери­одических изданий с общим ежемесяч­ным тиражом более 70 000 экземпляров.

Первым на съезде выступил Минти­мер Шаймиев. Он также дал положитель­ную оценку событиям 12-летней давно­сти. Президент поблагодарил руковод­ство муфтията за проводимую им работу, отметил, что ДУМ РТ развивается, рас­ширяет сферы своей активности и при­нимает участие в решении социальных проблем.

Вместе с тем, высту­пление Шаймиева было скорее критичным, неже­ли хвалебным. Он особо подчеркнул роль и значе­ние ханафитского маз­хаба в истории татар-мусульман и отметил, что некоторые имамы в Татарстане соверша­ют религиозные обряды не в соответствии с этим мазхабом, есть и те, кто не придерживается ха­нафитского вероубежде­ния, а некоторые и вовсе, «говорят одно, а делают другое». В судах продол­жают рассматриваться дела псевдоисламских экстремистов. Этому, по мнению М.Шаймиева, необходимо противосто­ять активизацией рабо­ты, направленной на про­свещение, образование и укрепление позиций ха­нафитского мазхаба.

Критике подвергся Совет улемов ДУМ РТ, который с момента своего обра­зования в 1994 г. не продемонстрировал каких-либо видимых результатов дея­тельности ни в научном, ни в обществен­ном направлениях. В качестве основной проблемы имамов на местах была на­звана пассивность, безразличное отно­шение к происходящему . Из 42 помеще­ний, выделенных республиканским пра­вительством на нужды ДУМ РТ, 19 не ис­пользуются, не ведется работа по фор­мированию мусульманской интеллиген­ции, исламское образовательное поле до сих пор страдает от бессистемности, а за 20 лет работы нескольких медресе про­блема обеспеченности мечетей имама­ми так и не была решена – все это пере­числил глава Татарстана.

Как подчеркнул М.Шаймиев, има­мы должны обучать молодежь не только правильно совершать намаз, но и адек­ватно мыслить, ориентироваться в со­временных реалиях. Касательно вопро­са празднования очередной годовщи­ны принятия Ислама в качестве государ­ственной религии в Волжской Булгарии, уходящий глава республики подчеркнул: «…не надо создавать проблемы на ров­ном месте». В данном случае имелось в виду то, что некоторые из имамов респу­блики считают данное мероприятие, еже­годно проводимое в начале июня в Бул­гаре, недопустимым с исламской точки зрения, так как оно воспринимается на­селением как совершение малого хад­жа. М.Шаймиев призвал имамов лучше вести среди верующих разъяснитель­ную работу о сути посещения древнего города, но само празднование не запре­щать. В этом году, как пообещал Шай­миев, он лично будет принимать участие в организации мероприятия. Волжскую Булгарию он назвал колыбелью совре­менной татарской цивилизации. Таким об­разом, тезис о возрождении булгарско­го наследия как ключевого элемента со­временной татарской исламской идентич­ности, постулированный в ноябре 2009 г. на форуме ЦДУМ и развитый на конфе­ренции 13 февраля в Ульяновске, полу­чил поддержку со стороны М.Шаймиева.

В качестве подарка ДУМ РТ татар­станский президент преподнес копию рукописного Корана Османа, храняще­гося в Ташкенте, которая была сделана по заказу АП РТ.

Гусман Исхаков в своем отчетном до­кладе уделил большое внимание высоко­му уровню взаимодействия между ислам­скими организациями и государственны­ми и общественными структурами, зна­чению возрождения наследия татарских богословов и роли татарстанских мусуль­ман и Казани в российском мусульман­ском сообществе.

Общим в выступлениях главы респу­блики и главы муфтията было побужде­ние присутствующих имамов активизи­ровать просветительскую работу, брать инициативу в свои руки, отстраняя ради­кальных проповедников.

Равиль Гайнутдин, Талгат Таджутдин и Исмаил Бердиев высоко оценили успе­хи, достигнутые в Татарстане, и личную заслугу М.Шаймиева в их достижении.

Глава КЦМСК наградил Минтимера Шаймиева орденом «За заслуги перед уммой» I степени, а Гусмана Исхакова – орденом «За заслуги перед уммой» II степени. От имени ДУМ РТ М.Шаймиеву был вручен ещё один орден – «Мэрхэмэт» («Милосердие»).

Заслуги ДУМ РТ были отмечены в выступлении главного советника Управ­ления президента РФ по внутренней по­литике Алексея Гришина. Важнейшей из них, по его словам, стало то, что «…в сложнейшие годы, когда российский ис­лам подвергся экстремистской агрес­сии, Духовному управлению мусульман РТ, при поддержке властей республики, удалось предотвратить процесс религи­озного разобщения и столкновений на религиозной почве». А. Гришин также отметил, что при активной поддержке федеральной и республиканской вла­сти мусульманам республики удалось провести реформу религиозного обра­зования и фактически воссоздать си­стему подготовки религиозных ислам­ских кадров.

По завершении поздравительной части делегаты приступили к голосо­ванию. После переизбрания муфтия на должность главного казыя республики был переизбран Джалиль Фазлыев, а на должность первого заместителя ДУМ РТ Ильдус Фаизов – ранее руководитель отдела проповеднической де­ятельности и имам ме­чети «Булгар» в Каза­ни. Пост первого заме­стителя ДУМ РТ в тече­ние многих лет зани­мал Валиулла Якупов, но около двух лет на­зад он был вынужден покинуть ее в резуль­тате требования има­мов из закамских рай­онов республики. Мно­гие рассматривают из­брание первым заме­стителем муфтия Та­тарстана нового чело­века (а исполнял обя­занности первого за­местителя ДУМ РТ с апреля 2008 г. по фев­раль 2010 г. Рамиль Юнусов – имам мечети Кул-Шариф) как нача­ло некой операции «Преемник». Ильдус Фаизов в течение нескольких лет руко­водит мечетью, бывшей некогда опло­том мусульманского раскольничества в Казани. Под его началом издаются му­сульманские газеты на татарском и рус­ском языках, готовятся радиопередачи, изданы диски по основам богослужения по ханафитскому мазхабу.

После своего избрания Ильдус-хазрат выступил со своего рода про­граммной речью, основным тезисом ко­торой также стал призыв к активизации проповеднической миссии с использо­ванием для этой цели современных тех­нологических возможностей. Ильдус-хазрат также настаивает на налажива­нии контактов с татарской интеллиген­цией. В целом, нового первого замести­теля ДУМ РТ можно охарактеризовать как человека молодого, активного, име­ющего управленческие задатки и ора­торский талант (в прошлом Ильдус Фа­изов – профессиональный артист та­тарского драматического театра), а так­же обладающего политическим чутьем.

Таким образом, получается, что основными задачами ДУМ РТ, обозна­ченными на съезде, продолжают оста­ваться проблемы просвещения. Необ­ходимая для этого инфраструктура (на­личие минимума имамов и литературы, мечети, медресе, исламские СМИ) соз­даны, но окончательно выбить почву из-под ног представителей нетрадицион­ных для Татарстана течений в Исламе пока не удается. И это не удивительно – большинство наблюдателей на съез­де поразило вот что: порядка 80 % де­легатов были людьми старше 60 лет, которые, хотя бы в силу своего возрас­та, справиться с поставленными зада­чами ни при каких условиях не могут. То, что в сельской глубинке 99% има­мов – это пенсионеры без достаточно­го уровня религиозного образования, будем считать объективным фактором. Но ведь необходимо приглашать на по­добные форумы молодежный актив, пусть без мандатов, а для того, чтобы представили подрастающего поколения расширяли свои горизонты, чтобы они были осведомлены о позициях светских властей, ученых, соседних муфтиятов, взрослели, крепли и набирались опыта.

Интриги в самой повестке дня съез­да практически не было – голосование, избрание и поздравления, скорее, ста­ли фоном для других вопросов, волную­щих мусульманское сообщество России в настоящий момент. Наиболее актив­но обсуждалась тема объединения му­сульманских централизованных религи­озных структур России. На одной пло­щадке выступили главы СМР, КЦМСК и ЦДУМ, представитель аппарата Прези­дента России, муфтий Татарстана, пре­зидент Татарстана. Публичного обсуж­дения вопроса в таком широком фор­мате и на таком широком уровне до сих пор не было.

Важнейшей деталью прошедшего форума стало то, что он проходил пол­ностью на татарском языке (за исключе­нием выступлений представителей не­татарских национальностей). Эта прин­ципиальная позиция татарстанского муфтията словно сигнализирует феде­ральным властям о том, что, несмотря на последние законодательные новше­ства, в результате которых «ана теле» (буквально – «язык матери») был прак­тически вытеснен из школьного обра­зовательного пространства, татарский язык востребован. Татары-мусульмане не хотят отказываться от него и считают его своим основным рабочим языком, основным языком своей главной про­поведи – проповеди ханафизма.

Кроме того, съезд войдет в историю как форум, на котором Минтимер Шай­миев чуть ли не впервые публично про­демонстрировал свою принадлежность к религии Ислам. В начале съезда он вместе со всеми участниками поднял руки в традиционном мусульманском жесте во время молитвы, а затем начал речь с религиозного приветствия «Во имя Аллаха, Милостивого и Милосерд­ного». И, хотя для лидеров республик Северного Кавказа все это является привычным, для поволжского региона это практически прорыв. Не далее как 24 сентября 2009 г. в Москве, на кон­ференции «Россия и исламский мир – партнерство во имя стабильности», президент Башкортостана М.Рахимов и постпред РФ при ОИК К.Исхаков про­отрыто не демонстрировали вознесение коллективной молитвы ко Всевышнему.

После оставления должности пре­зидента РТ (это случится 25 марта 2010 г.) Минтимер-ага намерен занять­ся восстановлением Булгарского музея-заповедника и организацией праздно­вания в нем на высоком уровне годов­щины принятия Ислама предками со­временных татар. А если учесть, что М.Шаймиев совершенно определен­но высказался в пользу объединения мусульман России, а один из северо-кавказских муфтиев уже предложил его на должность главы объединенно­го муфтията, результатом работы со­стоявшегося съезда могут стать серьез­ные изменения в мусульманской среде.

Диляра АХМЕТОВА



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2022 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.