Президиум IV съезда ДУМ РТ27 февраля 2010 г. в Казани состоялся IV Съезд Духовного управления мусульман Татарстана. После отчета о проделанной за истекшие 4 года работе на новый, четвертый по счету, срок открытым голосованием единогласно был избран Гусман-хазрат Исхаков.
Съезд проходил в Татарском государственном академическом театре им. Г.Камала. Здесь же 12 лет назад, 14 февраля 1998 года, состоялся объединительный съезд мусульман Татарстана. Тогда по инициативе президента Татарстана Минтимера Шаймиева два конкурирующих муфтията Республики объединились и избрали единого муфтия. Им, 478 голосами из 738 (по другим данным – 430 голосами из 718) был избран Гусман-хазрат Исхаков.
Нынешнюю встречу чтением Корана открыл Габделхамит Зиннатуллин, который 12 лет назад являлся одним из конкурирующих муфтиев. Как и 12 лет назад, в съезде принимал участие сам глава Республики Минтимер Шаймиев. И практически все выступления, так или иначе, являлись ретроспективой не истекшего отчетно-выборного периода, а пройденного за эти 12 лет пути.
Гостями съезда стали руководители трех наиболее крупных централизованных мусульманских организаций России Равиль Гайнутдин, Талгат Таджутдин и Исмаил Бердиев, множество региональных муфтиев, видные общественные деятели.
Делегаты в количестве 528 человек голосовали за открытие съезда, за утверждение мандатной и счетной комиссий, выбирали муфтия, его первого заместителя и главного казыя Республики. Каждый раз единогласно, голосов «против» и воздержавшихся не было ни разу. Это, по сути, и есть один из главных активов муфтията Татарстана, нажитых за 12 лет – в Духовном управлении царит полное взаимопонимание и консенсус. Как сообщала татарская пресса накануне съезда, выдвинуть свои кандидатуры на должность муфтия планировали мухтасиб Казани Мансур Джалялетдинов и имам мечети «Нурулла» (до 1998 г. – один из конкурирующих муфтиев Татарстана) Габдулла Галиуллин. А сам Гусман Исхаков выдвигаться не стремился. Но после консультаций с Минтимером Шаймиевым было принято решение, что Гусман Исхаков также будет баллотироваться, а первые две персоны в ходе выборов отказались претендовать на должность муфтия.
В документах, подготовленных к съезду, говорится, что за истекшие 4 года в республике открыто 100 новых мечетей, общее количество которых составляет ныне 1200. В Республике работает 500 курсов по основам ислама, 40 начальных медресе, 7 средних медресе, 2 высших медресе и Российский исламский университет. Функционируют образовательный, международный, благотворительный, женский, юридический, медицинский и многие другие отделы, создано 25 мусульманских сайтов, 27 периодических изданий с общим ежемесячным тиражом более 70 000 экземпляров.
Первым на съезде выступил Минтимер Шаймиев. Он также дал положительную оценку событиям 12-летней давности. Президент поблагодарил руководство муфтията за проводимую им работу, отметил, что ДУМ РТ развивается, расширяет сферы своей активности и принимает участие в решении социальных проблем.
Вместе с тем, выступление Шаймиева было скорее критичным, нежели хвалебным. Он особо подчеркнул роль и значение ханафитского мазхаба в истории татар-мусульман и отметил, что некоторые имамы в Татарстане совершают религиозные обряды не в соответствии с этим мазхабом, есть и те, кто не придерживается ханафитского вероубеждения, а некоторые и вовсе, «говорят одно, а делают другое». В судах продолжают рассматриваться дела псевдоисламских экстремистов. Этому, по мнению М.Шаймиева, необходимо противостоять активизацией работы, направленной на просвещение, образование и укрепление позиций ханафитского мазхаба.
Критике подвергся Совет улемов ДУМ РТ, который с момента своего образования в 1994 г. не продемонстрировал каких-либо видимых результатов деятельности ни в научном, ни в общественном направлениях. В качестве основной проблемы имамов на местах была названа пассивность, безразличное отношение к происходящему . Из 42 помещений, выделенных республиканским правительством на нужды ДУМ РТ, 19 не используются, не ведется работа по формированию мусульманской интеллигенции, исламское образовательное поле до сих пор страдает от бессистемности, а за 20 лет работы нескольких медресе проблема обеспеченности мечетей имамами так и не была решена – все это перечислил глава Татарстана.
Как подчеркнул М.Шаймиев, имамы должны обучать молодежь не только правильно совершать намаз, но и адекватно мыслить, ориентироваться в современных реалиях. Касательно вопроса празднования очередной годовщины принятия Ислама в качестве государственной религии в Волжской Булгарии, уходящий глава республики подчеркнул: «…не надо создавать проблемы на ровном месте». В данном случае имелось в виду то, что некоторые из имамов республики считают данное мероприятие, ежегодно проводимое в начале июня в Булгаре, недопустимым с исламской точки зрения, так как оно воспринимается населением как совершение малого хаджа. М.Шаймиев призвал имамов лучше вести среди верующих разъяснительную работу о сути посещения древнего города, но само празднование не запрещать. В этом году, как пообещал Шаймиев, он лично будет принимать участие в организации мероприятия. Волжскую Булгарию он назвал колыбелью современной татарской цивилизации. Таким образом, тезис о возрождении булгарского наследия как ключевого элемента современной татарской исламской идентичности, постулированный в ноябре 2009 г. на форуме ЦДУМ и развитый на конференции 13 февраля в Ульяновске, получил поддержку со стороны М.Шаймиева.
В качестве подарка ДУМ РТ татарстанский президент преподнес копию рукописного Корана Османа, хранящегося в Ташкенте, которая была сделана по заказу АП РТ.
Гусман Исхаков в своем отчетном докладе уделил большое внимание высокому уровню взаимодействия между исламскими организациями и государственными и общественными структурами, значению возрождения наследия татарских богословов и роли татарстанских мусульман и Казани в российском мусульманском сообществе.
Общим в выступлениях главы республики и главы муфтията было побуждение присутствующих имамов активизировать просветительскую работу, брать инициативу в свои руки, отстраняя радикальных проповедников.
Равиль Гайнутдин, Талгат Таджутдин и Исмаил Бердиев высоко оценили успехи, достигнутые в Татарстане, и личную заслугу М.Шаймиева в их достижении.
Глава КЦМСК наградил Минтимера Шаймиева орденом «За заслуги перед уммой» I степени, а Гусмана Исхакова – орденом «За заслуги перед уммой» II степени. От имени ДУМ РТ М.Шаймиеву был вручен ещё один орден – «Мэрхэмэт» («Милосердие»).
Заслуги ДУМ РТ были отмечены в выступлении главного советника Управления президента РФ по внутренней политике Алексея Гришина. Важнейшей из них, по его словам, стало то, что «…в сложнейшие годы, когда российский ислам подвергся экстремистской агрессии, Духовному управлению мусульман РТ, при поддержке властей республики, удалось предотвратить процесс религиозного разобщения и столкновений на религиозной почве». А. Гришин также отметил, что при активной поддержке федеральной и республиканской власти мусульманам республики удалось провести реформу религиозного образования и фактически воссоздать систему подготовки религиозных исламских кадров.
По завершении поздравительной части делегаты приступили к голосованию. После переизбрания муфтия на должность главного казыя республики был переизбран Джалиль Фазлыев, а на должность первого заместителя ДУМ РТ Ильдус Фаизов – ранее руководитель отдела проповеднической деятельности и имам мечети «Булгар» в Казани. Пост первого заместителя ДУМ РТ в течение многих лет занимал Валиулла Якупов, но около двух лет назад он был вынужден покинуть ее в результате требования имамов из закамских районов республики. Многие рассматривают избрание первым заместителем муфтия Татарстана нового человека (а исполнял обязанности первого заместителя ДУМ РТ с апреля 2008 г. по февраль 2010 г. Рамиль Юнусов – имам мечети Кул-Шариф) как начало некой операции «Преемник». Ильдус Фаизов в течение нескольких лет руководит мечетью, бывшей некогда оплотом мусульманского раскольничества в Казани. Под его началом издаются мусульманские газеты на татарском и русском языках, готовятся радиопередачи, изданы диски по основам богослужения по ханафитскому мазхабу.
После своего избрания Ильдус-хазрат выступил со своего рода программной речью, основным тезисом которой также стал призыв к активизации проповеднической миссии с использованием для этой цели современных технологических возможностей. Ильдус-хазрат также настаивает на налаживании контактов с татарской интеллигенцией. В целом, нового первого заместителя ДУМ РТ можно охарактеризовать как человека молодого, активного, имеющего управленческие задатки и ораторский талант (в прошлом Ильдус Фаизов – профессиональный артист татарского драматического театра), а также обладающего политическим чутьем.
Таким образом, получается, что основными задачами ДУМ РТ, обозначенными на съезде, продолжают оставаться проблемы просвещения. Необходимая для этого инфраструктура (наличие минимума имамов и литературы, мечети, медресе, исламские СМИ) созданы, но окончательно выбить почву из-под ног представителей нетрадиционных для Татарстана течений в Исламе пока не удается. И это не удивительно – большинство наблюдателей на съезде поразило вот что: порядка 80 % делегатов были людьми старше 60 лет, которые, хотя бы в силу своего возраста, справиться с поставленными задачами ни при каких условиях не могут. То, что в сельской глубинке 99% имамов – это пенсионеры без достаточного уровня религиозного образования, будем считать объективным фактором. Но ведь необходимо приглашать на подобные форумы молодежный актив, пусть без мандатов, а для того, чтобы представили подрастающего поколения расширяли свои горизонты, чтобы они были осведомлены о позициях светских властей, ученых, соседних муфтиятов, взрослели, крепли и набирались опыта.
Интриги в самой повестке дня съезда практически не было – голосование, избрание и поздравления, скорее, стали фоном для других вопросов, волнующих мусульманское сообщество России в настоящий момент. Наиболее активно обсуждалась тема объединения мусульманских централизованных религиозных структур России. На одной площадке выступили главы СМР, КЦМСК и ЦДУМ, представитель аппарата Президента России, муфтий Татарстана, президент Татарстана. Публичного обсуждения вопроса в таком широком формате и на таком широком уровне до сих пор не было.
Важнейшей деталью прошедшего форума стало то, что он проходил полностью на татарском языке (за исключением выступлений представителей нетатарских национальностей). Эта принципиальная позиция татарстанского муфтията словно сигнализирует федеральным властям о том, что, несмотря на последние законодательные новшества, в результате которых «ана теле» (буквально – «язык матери») был практически вытеснен из школьного образовательного пространства, татарский язык востребован. Татары-мусульмане не хотят отказываться от него и считают его своим основным рабочим языком, основным языком своей главной проповеди – проповеди ханафизма.
Кроме того, съезд войдет в историю как форум, на котором Минтимер Шаймиев чуть ли не впервые публично продемонстрировал свою принадлежность к религии Ислам. В начале съезда он вместе со всеми участниками поднял руки в традиционном мусульманском жесте во время молитвы, а затем начал речь с религиозного приветствия «Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного». И, хотя для лидеров республик Северного Кавказа все это является привычным, для поволжского региона это практически прорыв. Не далее как 24 сентября 2009 г. в Москве, на конференции «Россия и исламский мир – партнерство во имя стабильности», президент Башкортостана М.Рахимов и постпред РФ при ОИК К.Исхаков проотрыто не демонстрировали вознесение коллективной молитвы ко Всевышнему.
После оставления должности президента РТ (это случится 25 марта 2010 г.) Минтимер-ага намерен заняться восстановлением Булгарского музея-заповедника и организацией празднования в нем на высоком уровне годовщины принятия Ислама предками современных татар. А если учесть, что М.Шаймиев совершенно определенно высказался в пользу объединения мусульман России, а один из северо-кавказских муфтиев уже предложил его на должность главы объединенного муфтията, результатом работы состоявшегося съезда могут стать серьезные изменения в мусульманской среде.
Диляра АХМЕТОВА