Совсем недавно увидел свет фундаментальный труд ведущих российских исследователей — Тауфика Ибрагима и Натальи Ефремовой — «Жизнь пророка Мухаммада». На протяжении всех лет существования газеты «Медина аль-Ислам» и ежегодного научно-культорологического альманаха «Мавлид ан-Набий» в канун дня рождения Пророка мы знакомили наших читателей с фрагментами этого уникального жизнеописания. И сегодня мы продолжаем эту добрую традицию.
Посланник Божий учил уделять время досугу, ибо жизнь складывается не только из праведных трудов и серьезных занятий. «Один час посвяти делу, другой отведи потехе», — наставлял он.
Его привлекало все радостное и все, оделявшее светлой радостью. Пророк был чужд уныния и печали, избегал грусти и всего, что влечет к ней. Временами он воссылал к Всевышнему: «Боже, огради от хандры и кручины!» («Аллахумма аузу бика мин аль-хамм ва-ль-хузн»).
Сподвижники Пророка рассказывали, что он был наделен чувством юмора, ценил меткую остроту и сам был не прочь пошутить. Как-то к нему явилась просительница преклонных лет:
— О, Посланник Божий, помолись Господу, чтобы Он ввел меня в Рай!
— Но старушкам вход в Рай заказан!
Заметив, что на глазах бабушки заблестели слезы, Пророк объяснил, что в райскую обитель никто не войдет стариком — перед вступлением туда Аллах вернет всем молодость, как об этом сказано в Писании: Мы вновь сотворим их / В девстве, / Молодыми супругами <...> (56: 35—37).
Передают и следующую забавную историю из мединского периода его жизни. Среди мусульман был некий бедуин по имени Захир. Навещая Пророка, он непременно привозил с собой гостинцы из своего кочевья. А восвояси он отправлялся уже с городскими подарками. «Захир что наше кочевье (бадийа), а мы для него что город (хадыра)!» — улыбался Пророк.
И вот однажды, когда у Захира бойко шла торговля на базаре, Посланник Божий незаметно подошел к нему сзади и приобнял.
— Ой, кто это?! Отпусти немедля! — вскричал обомлевший от неожиданности бедуин, не догадываясь, что за гость к нему пожаловал.
— Кто купит сего раба? — громко вопросил Пророк.
— О, Посланник Божий, — Захир с облегчением перевел дух и, зная, что лицом не вышел, нашелся с ответом, — этот товар не больно-то ходкий.
— Но Богу-то ты, поди, ой как дорог, — ласково подбодрил его Пророк.
Анас вспоминал, как кто-то попросил у Посланника Божьего верховое животное:
— Я отряжу тебе сына верблюдицы (вульд нака), — не моргнув глазом, произнес Пророк.
— А что мне с ним делать? — опешил проситель, решив, что ему предлагается верблюжонок.
— По-твоему, верблюды не сыновья верблюдиц? — улыбка озарила лицо Пророка.
Тот же Анас вспоминал, что иногда в шутку Пророк называл его Двуухим (Зу-ль-Узунайн), подчеркивая остроту его слуха.
Еще Анас рассказывал, как Посланник Божий ласково спрашивал у его малолетнего брата, расстроенного гибелью любимой птички: «О, Абу-Умайричка, что сталось с твоей пташечкой (йа Аба-Умайр, ма фааля ан-ннугайр)?» (Пророк дал ребенку кунью Абу-Умайр, а через кунью у арабов обычно обращаются к взрослым; Умайр — уменьш.-ласк. от Амр; нугайр — от нугар, «птаха»).
Во время Табукского похода ашджаит Ауф ибн Малик явился к отдыхавшему в кожаном шатре Пророку. Ауф поприветствовал его, Пророк ответил и пригласил гостя:
— Войди!
— Целиком? — пошутил ашджаит, намекая на тесноту шатра.
— Да хоть бы и целиком!
Однажды Посланник Божий коротал время в компании ансаритов. Остроумец Усайд ибн Худайр веселил собравшихся. Пророк ткнул его в бок тростью. Усайд с напускной строгостью потребовал удовлетворения. Тот подставил ему бок. Но ансарит заметил, что его бок был голым, а на Посланнике Божьем оставалась рубаха. Пророк молчком приподнял рубаху. Тогда Усайд обнял его и поцеловал в обнажившееся место со словами: «Только этого я и хотел!».
В Медине проживал некий балагур-пьяница, нередко захаживавший к Пророку и смешивший его. Застав весельчака во хмелю, кто-то из мусульман проклял его. «Не призывайте на его голову проклятья, ибо он любит Господа и Его Посланника!» — заступился за бедолагу Пророк.
Об ансарите Нумане ибн Амре рассказывают следующее. Когда в Медину завозили какое-нибудь лакомство, он брал его у хозяина в долг и подносил Пророку. Однако стоило торговцу спросить об оплате, как Нуман спешил к Пророку.
— О, Посланник Божий, рассчитайся с ним!
— Разве то был не твой подарок?!
— Ей же богу, у меня ни гроша за душой, но я так хотел попотчевать тебя вкуснятинкой!
Ответ развеселил Посланника Божьего, и ему не оставалось ничего иного, как погасить долг.
Товарищи Пророка как-то заметили ему с оттенком удивления:
— Ты позволяешь себе шутить с нами о, Посланник Божий?!
— Истинно так, но в словах моих лишь правда!
Но Пророк предостерегал от шуток даже с толикой клеветы, издевки или унижения:
— «Человек не уверует по-настоящему, пока не станет остерегаться лжи в своих шутках»;
— «Мусульманину, даже шутя, не дозволено пугать мусульманина»;
— «Горе лгущему веселья ради, горе ему, горе ему!»;
— «Есть на свете три вещи, когда серьезно и произносимое всерьез, и произносимое в шутку — брак, развод и возобновление брака с бывшей женой».
Среди наиболее распространенных в те годы форм досуга были декламация стихов, песнопение и музицирование. Отвергая поэзию, ассоциировавшуюся с язычеством и распутством, Посланник Божий, вместе с тем, принимал другие ее формы. «Как гласит один хадис, среди стихов есть именно премудрые, среди речей — подлинно чарующие!».
О его благожелательном внимании к поэтическому творчеству свидетельствуют многие события его жизни. Достаточно вспомнить выдающегося поэта Медины Хассана ибн Сабита, вставшего на защиту новой веры вдохновенным словом и снискавшего славу «поэта Пророка» и родоначальника мусульманской религиозной поэзии. «Боже, укрепи его (Хассана) Духом святым!» — благословил поэта Пророк (…).
По воспоминаниям ансарита Джабира ибн Самуры, сотни раз он присутствовал на собраниях с участием Пророка, где звучали стихи.
Также избирательностью отличался подход Посланника Божьего к пению и игре на музыкальных инструментах. Помимо вышеупомянутых преданий о распевании им стихов, сохранились и другие свидетельства его доброжелательного отношения к песням и музыке, особенно во время торжеств и празднеств. Рассказывают, в частности, что ему приходилось урезонивать своих суровых товарищей в их попытках пресечь распевание песен и игру на тамбуринах в праздничные дни.
Популярным видом спорта и развлечения у мусульман была борьба. Как уже говорилось, в бытность свою в Мекке Пророк одолел в борцовском поединке силача Рукану.
Пророк особенно благоволил к стрельбе. «Стреляйте и скачите верхом, но особо мне по душе, когда вы стреляете», — говорил он. Комментируя слова аята 8:60, призывающие мусульман выставить против язычников «сколько есть сил», Посланник Божий трижды воскликнул: «Воистину, сила — в стрельбе!».
МАВЛИД АН-НАБИЙ
Ежегодный научно-культурологический альманах, выпускаемый Издательским домом «Медина» к празднику рождества Пророка Мухаммада. В сборнике собраны статьи ведущих исламоведов, востоковедов, ученых в других сферах науки, деятелей искусства о значимости личности Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего
Согласно некоторым свидетельствам, Посланник Божий предупредил: «Кто обучился стрелять, а потом забросивший — не из наших» (другая версия дает такую концовку: «<...> тот меня ослушался»).
Однажды Пророк проходил мимо группы аслямитов, мерявшихся силами в стрельбе из лука. Желая их подбодрить, он воскликнул:
— Стреляйте, сыны Измаиловы, ведь ваш праотец был стрелком! Стреляйте – ну, а я поболею за того-то и того-то.
Тогда противники тех, кого избрал Пророк, опустили луки.
— Отчего же вы не стреляете? — изумился он.
— Зачем, если ты на стороне тех?!
— Стреляйте же, я со всеми вами.
Товарищи Пророка вспоминали о его горячей привязанности к лошадям. «Благо пребудет в челках лошадиных до самого Дня воскресения», — с восторгом говаривал он, обыгрывая слова хайль, «лошади», и хайр, «благо».
Хотя в Медине и не было ипподромов, скачки все же устраивались. Вспоминают, что Посланник Божий лично организовывал конные турниры. Сообщают также об участии его верблюдицы Адбы в верблюжьих соревнованиях.
В некоторых преданиях упоминаются: вознаграждение Пророком победителя конных состязаний, его ставки на лошадей и на коня по кличке Сабха, Мчащийся, пришедшего первым, что несказанно обрадовало Посланника Божьего. Иной раз скакуна, на которого ставили болельщики, Пророк называл «сатанинским» (фарас аш-шайтан; богословы полагают, что под ставками, которые делались Посланником Божьим и поэтому признаны дозволенными, следует понимать или те, что доставались победителю соревнований в качестве приза, или те, что совершались не всеми участниками скачки. В противном случае это уже будет кымар - азартная игра на деньги, запрещенная Кораном).
Рассказывалось, что Пророк бегал наперегонки с Айшей, притом дважды: в первый раз она опередила его, во второй — он ее. (…)
В духе коранического запрета на азартные игры (майсир) Посланник Божий ввел искупительную милостыню даже для тех, кто приглашает к азартным противоборствам.
Осуждал он и такие весьма популярные у аравитян виды развлечений, как петушиные бои и прочие подобные состязания между животными. Пророк возражал против превращения домашней живности в живую мишень на стрельбище: «Будь проклят тот, кто [потехи ради] целится в живое!»
Ряд хадисов говорят о порицании игр в нарды. По мнению некоторых богословов, это распространяется лишь на случаи игры на деньги.
Фрагмент.
Приводится в сокращении.