Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
«Медина аль-Ислам» №86
01.11.2008

НАШ ИСЛАМ

Путешествие Марджани


Мечеть султана Ахмеда, Стамбул

Грядет месяц зу-ль-хиджа — время совершения одного из столпов Ислама, хаджа. В связи с этим мы начинаем публикацию материалов об этом священном для каждого мусульманина ритуале. Каким был хадж наших предшественников? Чего стоило россиянам добраться до святынь Ислама в XIX веке? Основным источником информации о хадже улемов в XIX веке является путевой очерк Шигабутдина Марджани «Рихлят аль-Марджани» («Путешествие Марджани»). Предлагаем вашему вниманию отрывок из этого очерка, перевод которого выполнил Айдар Юзеев.

17 рамадана 1297 года (11 августа 1880 года) (23 августа) после утреннего намаза мы покинули Казань, направляясь в Великую Мекку. На пароходе приехали в Нижний (Новгород). Оттуда по железной дороге, проехав Москву, Курск, Киев, добрались до Одессы. За это время не произошло событий, достойных внимания. Расстояние между Казанью и Одессой приблизительно 2385 км.

25 — покинули Одессу, (направляясь) в Стамбул.

27 — в четверг прибыли в Стамбул.

Помимо священных свитков, я взял экземпляры «Назурат аль-хакк» («Обозрение истины»), «Хакк аль-марифа» («Истина познания»), «Фаваид» («Полезное»), «Мунтахаб аль-вафия» («Избранное из подробного»), «Мухтасар аль-викая» («Сокращенное изложение Аль-викая»), «Бабурийа» («Бабур-наме»), «Сабат аль-аджизин» («Стойкость слабых»), «Маджма аль-адаб» («Сборник по адабу»), «Фадаиль аш-шухур» («Блага, даруемые месяцами») (учебник религиозно-этического содержания, распространенный в татарских медресе, автор Джамаладдин Бикташи, ум. 1873), «Тарих Абу-ль-Гази» («История Абу-ль-Гази»).

Стамбул

Хадж-наме российских мусульман: сборник путевых заметок о хадже. — Нижний Новгород: ИД «Медина», 2008. — 112 с., ил.

Составитель и редактор сборника Ильдар Нуриманов.

Хадж — это священный ритуал для каждого мусульманина, мечта, порой несбыточная. Его ждут, его жаждут, к нему готовятся всю жизнь. В период хаджа пустеют города и поселки не только Саудовской Аравии, но и многих ближних и дальних мусульманских стран. Миллионы людей тянутся в одну точку земного шара. Именно в ту точку, куда каждый день буквально обращены лица и молитвы более миллиарда человек, наполняя ее магнетической энергией круглыми сутками, целыми днями, месяцами, годами, веками...

О хадже написано немало книг. Настоящее издание представляет собой концептуально новый сборник, поскольку объединяет рассказы о предписанном Всевышним паломничестве мусульман разных эпох и научные исследования этого столпа Ислама.

Паломнические рассказы (хадж-намэ) интересны не только потому, что являются историческими документами, сохранившими информацию своего времени. Благодаря им мы можем оценивать ситуацию и проводить сравнительный анализ на протяжении разных эпох. Помогут в этом и современные исследования.

28 — прочитали пятничную молитву в соборной мечети султана Сулаймана. На следующий день прочитали полуденную молитву в соборной мечети «Айя-София».

30 — посетили соборную мечеть хазрата Абу Аййуб аль-Ансари. На верхнем этаже мечети мы увидели священное одеяние. Согласно преданию, это одеяние было подарено благородным Посланником, да благословит его Аллах и да приветствует, Увайс аль-Карни. Но в «Айа-София» есть еще одно одеяние, священное знамя, знатная обувь, священный свиток Османа. Мы посетили могилу султана Мухаммада аль-Фатиха б. Мурада, да будет милостив к нему Аллах, и осмотрели (одноименную) соборную мечеть. Позже пришли к Мухаммаду Рахим-эфенди и разговелись.

1 шавваля — в понедельник после утреннего намаза мы на лодке добрались до соборной мечети «Долмабахче» и прочитали праздничную молитву. В эти дни нас пригласили в гости Дийааддин б. Абд ар-Рафи аль-Менгари и Исхак. Посетили также соборную мечеть «Нур Османи».

3 — прочитали послеполуденную молитву в соборной мечети «Вафа», а вечером были в гостях у Сулаймана-эфенди и у него переночевали.

5 — прочитали пятничную молитву в соборной мечети султана Селима I. Направились в соборную мечеть султана Селима I, где посетили могилы султана Селима и хазрата Абдалмаджида. Я скопировал девять строк бейтов, написанных на куполе мечети султана Селима сейидом Мустафой б. Наджибом. В мечети я прочитал часть из суры «Ниса». После пятничной молитвы вместе с хатибом Хафиз Исмаилом мы совершили лодочную прогулку к бронированному военному пароходу «Масудийа». Тысячник Арифбек-эфенди показал нам судно и подробно познакомил с ним. Он угостил нас кофе. По его словам, броненосец «Масудийа» собран в Англии и обошелся в 500 тысяч лир. В эту сумму не входит цена орудий и приборов. Неспециалисту сложно это понять. Ариф-бек нас встретил радушно. Спросил наши имена. Он отправил обратно доставившие нас лодки, а нам для обратного пути предоставил свои великолепные лодки. Солдаты с почетом нас проводили. В тот же день мы были у шейха Мухаммада-эфенди аль-Эдирнави. Он оказался приятным человеком и сказал: «Своим присутствием вы оказали мне честь, хотя я сам собирался навестить вас». Оказалось, что он ученик шейха аль-Ислама Хасана б. Усмана Фахми.

6 — мы были у шейха аль-Ислама Ахмада Асада-эфенди. Приятно побеседовали. Позже я встретился с министром юстиции хазратом Джаудат-пашой. Он с почтением принял меня. Также я был принят главой шерифов (потомков Мухаммада) сейидом Салманом аль-Багдади, проживающем в районе (Стамбула) Бешикташ. Он оказался молодым человеком приятной наружности, с прямой осанкой, очень элегантным и образованным. Выяснилось, что он прекрасно владеет арабским, турецким и персидским языками. У него мы познакомились с Дарвишом б. Ибрахимом аль-Курди аль-Багдади. Позже мы посетили дом сейида шафиита Фазла б. Алави б. Мухаммад б. Сахл аль-Хадрами. Так как он был у султана, нас принял его сын. На этой встрече также присутствовал сын сейида Абдалкадира аль-Джазаири. Через некоторое время вернулся и сейид-хазрат Фадл. Мы приятно побеседовали и пообщались. Когда зашла речь о Шаукани и Бхупали, сейид-хазрат Фадл сказал, что они ваххабиты. Но его сын утверждал, что знания Шаукани совершенны. Мы подарили этим уважаемым людям, которых посетили, некоторые свои сочинения. В те же дни мы побывали в гостях у мирзы Салиха-эфенди.

9 — я встретился с министром иностранных дел Асим-пашой и с одним из мекканских шарифов ас-сайид Аун б. Мухаммад б. Ауном, который является братом шерифа Хусаина. Знатный потомок, хотя и знал по-турецки, говорил со мной на арабском языке. Мы приятно и полезно побеседовали. Он оказался ученым и благородным человеком. Я удивился, что он сведущ в истории, географии и астрономии. Он сказал, что слышал о моем сочинении «Назурат аль-хакк» и очень хотел бы с ним ознакомиться. Расспрашивал меня о (долготе) дня и ночи, о восходе и закате солнца в нашем крае, спрашивал о шакирдах, ученых и вообще о мусульманах нашего государства, интересовался распространением европейской системы образования среди нашего народа. Я сообщил ему об уровне знаний и системе обучения и с горечью рассказал ему о недостаточной распространенности практических наук (и добавил, что) те, которые есть, (преподаются) без системы и практики. Я рассказал ему, что у меня есть статья по современной астрономии. Он просил меня по возвращении в Казань прислать упомянутую статью и «Назурат аль-хакк».

Он сказал: «Вы тюрок, ваш народ — тюрки, и поэтому книги вам следует писать на тюркском языке. Зачем же вы пишете на арабском?» Я ответил: «Наши ученые и шакирды знают арабский язык. Поэтому, если книги попадают в другие страны, то там при желании с ними смогут ознакомиться». Он был удовлетворен моим ответом и сказал, что арабский язык действительно является общим языком для всех мусульман. Когда я с ним прощался, он сказал, что необходимо встретиться еще раз, поскольку осталось много тем, которые еще не обсуждены. «Хотя благословенные времена давно миновали, но — слава Аллаху — нам довелось встретиться и пообщаться с ее знатным потомком», — сказал я. Этими моими словами он остался очень доволен. Когда я уходил, он немного проводил меня. Я поцеловал ему руку и при прощании разволновался. В это время был смещен с должности министр образования Муниф-паша. 7 шавваля был уволен главный министр Кадри-паша. На его место был назначен Саид-паша.

10 — из Стамбула на пароходе мы отправились в Александрию. Проплыли крепость Гелиболу, Чанаккале и, когда уже завершалась утренняя молитва, остановились в Измире. Ко мне подошел один иранец и спросил направление Каабы. При чтении молитвы он совершил два ракаата. Держа руки снизу живота, во втором ракаате после суры «Фатиха» прочитал суру («Ихлас») и до того, как наклониться до пояса, прочитал кунут (молитвенное воззвание). Сидя, он прочитал свидетельствование веры по примеру Ибн Масуда, но после первого свидетельствования добавил слово «Он только один».

(Продолжение следует.)




Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.