Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №100 — Гости «Чайханы»
30.12.2009

На протяжении всех лет существования газеты «Медина аль-Ислам» неизменно постоянной оставалась рубрика «Чайхана». В числе ее постоянных гостей – уважаемые муфтии и алимы, руководители духовных управлений мусульман нашей страны и зарубежья, которые рассказывали о своем пути к Аллаху, делились с нашими читателями своими чаяниями и тревогами о судьбе Ислама и его последователей и своими соображениями о развитии уммы. Предлагаем вам фрагменты наиболее запомнившихся встреч в «Чайхане» и напоминаем, что полные версии интервью вы можете найти в электронном архиве газеты на сайте ИД «Медина» – idmedina.ru.

 

Из интервью с председателем Центрального духовного управления мусульман муфтием Талгатом-хазратом ТАДЖУДДИНОМ («Медина аль-Ислам», № 50, 2008 год):

– Как Вы оцениваете современное состояние межконфессиональных отношений в России, перспективы их развития?

– Оцениваю их как нормальные. Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, который начал активную деятельность в этом году, оказывает ощутимую поддержку мусульманам, по всем регионам распределяются гранты на образовательную деятельность. Дай Бог, чтобы эти средства использовались на благо духовного возрождения в нашей стране, чтобы сохранить и укрепить межконфессиональный, межнациональный мир. Это сейчас крайне необходимо для того, чтобы страна, сохраняя преемственность курса, имела возможность дальнейшего развития.

– Какие задачи, на ваш взгляд, стоят перед российской уммой сегодня??

– Хочу отметить, что взаимопонимание во внутриконфессиональных отношениях растет. И все мы надеемся, что оно все больше будет укрепляться, ведь делить нам абсолютно нечего. Мечети строятся, их уже предостаточно. Сейчас в первую очередь нужно заниматься воспитанием молодежи, следить за тем, чтобы она была далека от экстремизма, чтобы не допустить его распространение. Сохранить традиционный Ислам – это одна из первоочередных наших задач. Нужно, чтобы духовные управления работали именно в этой сфере. Нам также нужно объединить наши усилия и в ведении образовательных процессов, в подготовке духовенства.

Из интервью с председателем ДУМ РТ муфтием Гусманом-хазратом ИСХАКОВЫМ («Медина аль-Ислам», № 47, 2007 год):

– Что вы считаете приоритетом в образовании сегодня: подготовку имамов со знанием светских дисциплин или же светских специалистов с углубленным знанием Ислама?

– Важно и то, и другое, но в разных регионах страны приоритеты будут все-таки разные. Например, для Татарстана я бы выбрал первое. Дело в том, что все наши многочисленные приходы нужно заполнять имамами. Когда я начинал работу в 1998 году, только 7–8% мечетей были обеспечены кадрами – всего-навсего! Прошло почти 10 лет, но эта цифра увеличилась всего в два раза и составляет сегодня только 15–20%. Вы представляете, сколько еще нужно работать, чтобы приблизиться к отметке в 100% по заполняемости мечетей в городах, поселках, деревнях – и особенно в деревнях – грамотными, эрудированными молодыми имамами, которые могли бы работать с народом – и с молодежью, и со стариками, и с мусульманами, и с людьми других вероисповеданий?..

Теологический компонент в образовании – это шаг к тому, чтобы человек задумался о своей религии, о своей нации, принял ту или иную сторону. Человек неграмотный опасен. И особенно опасен человек, который не знает свою религию, но сам богобоязнен – именно такое сочетание приводит к фанатизму, что в свою очередь приводит к экстремизму и радикализму. Поэтому надо воспитывать в человеке любой национальности, любого вероисповедания уважение в первую очередь к своей религии, а потом уже уважение к другой.

Из интервью с председателем Духовного управления мусульман Республики Дагестан муфтием Ахмадом-хаджи АБАКАРОВЫМ («Медина аль-Ислам», № 57, 2008 год):

– В сентябре 2007 года от рук террористов погиб ваш заместитель Курамухаммад-хаджи. Какие настроения владеют членами ДУМД?

– Это был человек, о деятельности которого можно рассказывать долго и эмоционально. В то же время достаточно коротко отметить, что это был богослов, живший согласно Корану и Сунне Пророка, мир ему и благословение Всевышнего. Столько, сколько сделал он для просвещения людей в вопросах веры, особенно в борьбе с ваххабизмом, вряд ли кто-то еще способен сделать, тем не менее все его труды живы, а также в этом направлении работают другие богословы, поэтому сделано будет еще достаточно. Ислам не прекратил своего существования даже после смерти Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего. Ислам будет идти вперед, несмотря на смерть даже очень выдающегося богослова, ибо жизнь человека предопределена, а чистая вера в Создателя будет существовать до тех пор, пока Он Сам желает этого. Верующий человек не должен испытывать перед чем-то земным и преходящим чувства страха, ибо известно, что даже волос с головы не упадет без воли на то Аллаха. Бояться нужно только недовольства Всевышнего Аллаха нашими действиями, желаниями и ленью.

Из интервью с председателем Совета муфтиев России, председателем Духовного управления мусульман европейской части России муфтием шейхом Равилем-хазратом ГАЙНУТДИНОМ («Медина аль-Ислам», № 9, 2005 год):

– Как вы считаете, нет ли необходимости искать новые пути единения мусульман нашего Отечества?

– Существуют разные точки зрения на то, как решать вопрос объединения мусульман. Кто-то видит выход в Едином Духовном управлении, кто-то – в едином муфтии. На мой взгляд, инициатива при решении подобных вопросов должна идти снизу. Нужно, чтобы прихожане, члены религиозных объединений мусульман через своих имамов донесли до председателей ДУМ свои взгляды на проблему. Вообще активная гражданская позиция мусульман России, формирование интеллектуальной элиты мусульманской уммы должны стать тем элементом жизни мусульманской общины, которого нам сегодня так не хватает и для общения с представителями власти, и для решения вопросов структурного устройства организации, координирующей жизнь мусульманской общины России.

Из интервью с председателем ДУМ Казахстана муфтием Абсаттаром-хаджи ДЕРБИСАЛИ («Медина аль-Ислам», № 47, 2007 год):

– Как в Казахстане удалось избежать раздробленности уммы, от которой страдает Россия? Вроде бы в наследие от СССР нам достались схожие проблемы...

– Вот уже пять лет действует Институт повышения квалификации служителей Ислама, через который прошли переподготовку и получили аттестацию 420 имамов. Когда я заступил на пост, у нас тоже была неразбериха, множество независимых, часто очень малограмотных имамов. Это крайне вредно и для мусульман, и для общества в целом. Вот мы и провели за это время работу по переаттестации, кого-то отсеяли, многим помогли поднять свой уровень.

Мы сначала назначили грамотных людей главными имамами областей, они затем нашли людей для районов; проводим постоянно конференции и обсуждения. Действуем через дипломатию, ум, а не силовыми методами. Государство в наши дела вообще не вмешивается. Конечно, были обиды от некоторых людей, что неизбежно.

Но мы ведем работу с кадрами открыто, публикуем биографии назначенных имамов в 45-тысячной газете «Ислам и цивилизация» на казахском языке, объясняем, кто и почему назначен или смещен.

Из интервью с председателем Совета алимов Чеченской Республики шейхом Хож-Ахмедом-хаджи КАДЫРОВЫМ («Медина аль-Ислам», № 62, 2008 год):

– Какие моральные обязательства налагает присвоение алиму титула шейха?

– Учу я своих учеников (муталлимов), помимо религиозных наук, науке обществоведения, ибо алим должен уметь находить дороги к сердцам верующих и во всех перипетиях жизни находиться среди людей и впереди них. А это невозможно без знаний обществоведения, без знания нравов людей, без знаний их чаяний и стремлений.

Суфизм в Чечне занимает в религии доминирующее место. Суфизм, кроме исполнения обязательных для мусульман обрядов намаза и поста общих пятничных и праздничных молитв «Ид ал-фитр» и «Ид ал-Удхия», учит приверженцев постоянному нахождению в обществе Аллаха посредством беспрестанных молитв в виде «зикра», периодически переходящими в экстаз, заставляющих забыть про все мирское и раствориться в обществе Всевышнего.

Именно приверженность чеченцев к суфизму сохранило нас как нацию, исповедующую Ислам в суровых испытаниях, выпадавших на долю нашего народа с исторических времен до наших дней.

 

Гостями «Чайханы» становятся не только мусульманские духовные лидеры, но также ученые, писатели, политики, общественные деятели – мусульмане и люди других вероисповеданий, занимающиеся Исламом в силу личных или профессиональных интересов. Предлагаем вашему вниманию фрагменты бесед с наиболее выдающимися гостями.

 

Из интервью с представителем РФ при Организации Исламская конференция, директором по внешним связям Фонда поддержки исламской науки, культуры и образования Вениамином ПОПОВЫМ (Медина аль-Ислам», № 40, 2007 год):

– Каковы перспективы диалога России с исламским миром в условиях, когда, по вашей оценке, Запад будет в ближайшие 10–15 лет лишь усиливать конфликт?

– Россия практически во всех мусульманских странах воспринимается как дружественная страна. Иногда нас называют «частью Запада», но того Запада, который хорошо понимает мусульманский Восток. Конфликты и конфронтации не в наших интересах. Россия, которая имеет большое мусульманское меньшинство, хорошо понимает мусульманский мир. Будучи европейской страной, мы активнейшим образом сотрудничаем с Западом.

Характерно, что двуглавый орел на нашем гербе смотрит и на Восток, и на Запад! И в условиях набирающей силу «холодной войны» между Западом и исламским миром Россия может сыграть роль своего рода связующего звена, или, если хотите, цивилизационного моста, с тем чтобы решать существующие споры не силой оружия, а посредством переговоров, какими бы длительными они ни были.

Из интервью с заместителем директора Института восточных рукописей Российской академии наук по научной работе Станиславом ПРОЗОРОВЫМ («Медина аль-Ислам», № 60, 2008 год):

– Куда, по-вашему, в первую очередь надо направить средства, выделяемые государством на поддержку мусульманского образования?

– Тратить деньги надо не на конференции, а на реальные дела. Понятно, никто не хочет долго ждать результатов вложения. Но ведь если хочешь есть свои вкусные яблоки, то сначала надо вырастить яблоню, ухаживать за ней. А что дают конференции? Деньги спустили, отчитались, что пригласили сто человек, поговорили и разошлись. А ведь можно было бы на эти деньги, например, отправить студентов на учебу, на стажировку в академические институты или поддержать научные издания. Известно, что академические издания выходят мизерным тиражом и дорого стоят, в то время как пропагандистская литература, издаваемая на деньги мусульманских фондов огромными тиражами, зачастую раздается бесплатно. В этих условиях академические труды по Исламу неконкурентоспособны. В России необходимо создать режим благоприятствования для популяризации научной литературы об Исламе, которая по своей природе не заинтересована в идеализации Ислама в целом или отдельных его течений и школ, что уже само по себе исключает противопоставление разных форм Ислама друг другу. Хорошо, что правительство выделяет большие деньги на поддержку образования, но плохо, что оно не занимается отслеживанием того, как эти деньги расходуются.

Из интервью с директором Центра арабских исследований Института востоковедения РАН (ныне – директором Института востоковедения РАН) доктором исторических наук, профессором Виталием НАУМКИНЫМ («Медина аль-Ислам», № 89, 2009 год):

– Все ожидали, что визит Владимира Путина в КСА даст толчок развитию отношений между нашими странами, однако процесс этот идет крайне медленно.

– Да, толчок был, но его недостаточно. Должны быть объективные основания, на которых эти отношения строятся. Мы все-таки очень разные. То, что сделано, я считаю, это максимум того, что сейчас может быть. У Саудовской Аравии традиционно тесные отношения с США. В условиях, когда у России и у США есть огромная масса проблем, я думаю, что ожидать большего, хотя бы по этой причине, очень трудно. Саудовцы хотят диверсифицировать свою внешнюю политику, свою ориентацию в мире, но не более того.

Кроме этого, у нас есть проблемы цивилизационно-идейного порядка. С одной стороны, мы сотрудничаем, боремся с терроризмом, тесно, хорошо сотрудничаем по линии исламского мира. Но нельзя скрыть и того, что у нас есть противоречия. У нас достаточно разный образ жизни – трудно совместимый. Поэтому, когда раздаются призывы о развитии туризма, культурного сотрудничества, есть определенные идейные ограничители и с нашей, и особенно с той стороны. Например, наше искусство во многом непотребно для саудовцев.

Думаю, что наши отношения будут развиваться. Будут, может быть, маленькие взлеты и падения, но они уже прошли точку кризиса. Прежней враждебности не будет. Но ожидать, что мы станем с КСА братьями и партнерами, напрасные иллюзии.

Из интервью с бывшим послом Германии в Алжире, сотрудником НАТО и ОБСЕ д-ром Мурадом Хофманом («Медина аль-Ислам», № 21, 2006 год):

– В России накоплен богатый опыт толерантного взаимодействия между представителями различных конфессиональных общин. Не считаете ли вы возможным создание постоянно действующего специального органа по обмену опытом между ЕС и Россией с привлечением конфессиональных общин Европы и России?

– Ни одна из европейских стран, за исключением Испании, не располагает таким богатым опытом в плане сосуществования с крупными мусульманскими общностями, как Россия. В Западной Европе просто нет аналога татарской нации в России. Но я сомневаюсь, что страны могут чему-то научиться друг у друга. Дело в том, что большое значение имеет коллективная память, которая у каждого народа своя, и поэтому опыт построения отношений уникален для каждого народа, его невозможно повторить.

Из интервью с доктором юридических наук, профессором Института государства и права РАН Леонидом СЮКИЯЙНЕНОМ («Медина аль-Ислам», № 26, 2006 год):

– На протяжении многих лет вы занимаетесь исследованием взаимовлияния Ислама и российского общества. Могли бы вы обрисовать круг проблем этого взаимодействия?

– Проблема заключается в несоответствии самоощущения мусульман с восприятием их остальным обществом. Если мы говорим, что у Ислама есть потенциал для формирования духовного пространства России, то нужно демонстрировать, что мы под этим понимаем. Поэтому первоочередная задача для мусульманского сообщества сегодня – это донести суть духовного наследия Ислама до немусульман. И здесь невозможно ограничиться просто декларацией того, что Ислам духовен, что он несет прекрасную нравственную идею. Потому что для большинства Ислам символизирует не толерантность, а, наоборот, конфликтность, не открытость, а замкнутость и стремление к изоляционизму. В представлении многих Ислам – это не благородство и человеколюбие, а такое вероучение, которое пренебрежительно относится к человеческой жизни.

Для того чтобы исламская традиция нашла свое достойное место в российском пространстве, она должна быть соотносима с этим пространством в целом, она должна предлагать российскому обществу то, что созвучно с российскими традициями, ценностями российского общества в целом, а следовательно, различных конфессий и народов, составляющих население России. Ответ на вопрос о том, может ли Ислам это сделать, очевиден. Ведь Ислам утверждал себя в самых разных исторических, культурных и социальных средах. И в Азии, и в Европе он сумел найти общий язык с местными культурами. Ислам силен тогда, когда он открыт другим. Слабая культура боится взаимодействовать с другим, сильная культура никогда не замыкается в себе, она всегда дает другим и берет у других. Российский Ислам силен своими традициями, и ему есть что даже предложить Европе.



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.