Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №100 — Наши прогнозы
30.12.2009

Юбилейный, сотый по счету, выпуск «Медины аль-Ислам» по времени совпал с пятилетием газеты. В этой связи мы предлагаем нашим читателям ретроспективу тем, которые мы поднимали, встреч, которые мы организовывали, направлений, которые мы разрабатывали и поддерживали на страницах газеты на протяжении этих лет. Начнем с прогнозов, с оговоркой, что прогнозы здесь не следует понимать как предсказание. В нашем случае это рассуждения по ключевым вопросам, стоящим перед российской умой, в которых зачастую обозначается вектор решения проблем и выявляются тенденции развития событий.

 

Перспективы ханафитского мазхаба

Любую радикальную идеологию невозможно уничтожить физически. Задача российского общества гораздо сложнее: создать такие условия жизни, при которых радикальная идеология изжила бы сама себя, не будучи востребованной людьми. Именно этому и способствует видение Ислама традиционными юридическими школами, в частности ханафитским мазхабом.

Акида – это важнейшее направление богословия, которое затрагивает вопросы вероучения и идеологии общества. Разногласия в Исламе вызваны не столько разницей в мазхабах, сколько разногласиями именно в акиде. И если взгляды и биография Ибн Абдель-Ваххаба (основателя ваххабизма) хорошо известны русскоязычному читателю из многотиражной литературы, активно издающейся на деньги спонсоров из арабских стран, то методика и взгляды Абу-Ханифы практически неизвестны, хотя в истории мусульман СНГ наибольшее распространение получил именно ханафитский мазхаб. Эта школа является и признается в кругах специалистов самой толерантной и умеренной в Исламе. Однако на сегодняшний день книжные рынки наших стран переполнены литературой, пропагандирующей другие направления, которые призывают к агрессии и насильственным действиям против немусульман. Отсюда рождается непонимание исламской религии, ассоциируемой с эксклюзивизмом и экстремистским агрессивным настроем, в то время как в действительности значительная часть этих настроений снимается при грамотном богословском подходе, объясняющем конкретные ситуации в шариате в позитивном смысле.

(«Перспективы ханафитского мазхаба» – «Медина аль-Ислам», № 26, 2007 год)

 

Фонды

Сегодня ради ограждения от экстремистов из-за рубежа необходимо финансировать укрепление традиционных устоев российских мусульман, ценностей ханафитского мазхаба среди молодого поколения. Для этого нужно материально обеспечивать публикацию книг, периодических изданий, сайтов, лекционных курсов, летних лагерей для молодежи. При этом не нужно забывать и о прямой финансовой подпитке молодежи: лучшие учащиеся, имамы и молодые специалисты-исламоведы самого широкого профиля должны получать стипендии, как и молодые химики или политики. Поэтому в соответствии с решением II Всероссийского мусульманского форума, прошедшего в Нижнем Новгороде 3–4 ноября 2006 года, создается Фонд Абу-Ханифы как некоммерческая организация в форме общественного фонда, ориентированная на сохранение и упрочение традиций ханафитского мазхаба среди российских мусульман. В числе ключевых направлений его деятельности намечены такие, как изучение правовой традиции ханафитского мазхаба, перевод на русский язык трудов правоведов этой школы, исследование и опубликование работ российских улемов-ханафитов, издание учебной и научно-популярной литературы по исламской тематике, всемерная пропаганда идей ханафитского мазхаба среди широких общественных слоев.

В современных условиях, когда отсутствует единое Духовное управление, структуры федеральной автономии татар (как и других народов) не имеют стабильного финансирования. Поэтому именно фонды могут сосредоточить средства, необходимые для материального обеспечения нужд благотворительности, образования, издательской и просветительской деятельности. Сегодняшняя мусульманская молодежь становится все более образованной и социально активной – значит, необходимо направить ее активность по мирному конструктивному руслу. Если Совет улемов возьмет на себя теоретическое и догматическое обеспечение этих идей, то фонды могут материально помочь стабильному эволюционному развитию российских мусульман.

(«Финансирование мусульманских организаций: фонды» – «Медина аль-Ислам», № 25, 2007 год)

 

Вакфы

Принципиальный характер носит идея не только о признании государством дипломов мусульманских вузов, но и превращения вакфов в один из видов собственности. Ведь негосударственные вузы нужно экономически обеспечивать, а мусульманская традиция запрещает брать плату за обучение и проживание. Этой лазейкой пользовался ряд зарубежных фондов, которые в 1990-е годы фактически становились хозяевами ряда российских медресе. Если эта поправка войдет в Гражданский кодекс и соответствующее законодательство об имуществе, это будет важнейшей победой здравого смысла. Ведь уже в золотоордынские времена монастыри и церкви получили права вакфов, то есть их собственность не облагалась налогами и не отчуждалась. Ликвидация вакфов, материальная необеспеченность, а следовательно, оппозиционность мусульманского духовенства внесли свой вклад в восстания, терзавшие Волго-Уральский регион от 1550-х годов вплоть до пугачевского бунта. Наоборот, признание вакфов во многом обеспечило мирное развитие на вошедших в Россию территориях Крыма, Кавказа и Туркестана. Монастырская собственность восстановлена, а в отношении вакфов до сих пор действует законодательство времен сталинской «безбожной пятилетки».

(«От революций к реформам» – «Медина аль-Ислам», № 44, 2007 год)

 

Введение «Основ православной культуры» в школах

В регионах, где большинство составляют православные, ведется все более активное внедрение православия в школы. Отмена национально-регионального компонента приведет лишь к прекращению изучения языков нерусских народов. Зато школьникам будет преподаваться что-то вроде основ духовности, то есть в большинстве регионов того же православия. В итоге мы вернемся к временам примерно столетней давности и россияне не только будут по-разному питаться и одеваться, но и не будут понимать образ жизни и морально-нравственный кодекс друг друга. Помнится, лозунг «чья власть, того и вера» привел в XVII веке Германию к Тридцатилетней войне и расколу страны. Старшее поколение еще не оправилось от раскола страны по национальному признаку, а ему уже предлагают деление по признаку религиозному.

(«451 градус по Фаренгейту» – «Медина аль-Ислам», № 64, 2008 год)

 

Образование

Проблемы образования, актуальные и сегодня, обозначил еще Хусаин Фаизханов. Это вопросы сочетания религиозных и светских знаний в мусульманском профессиональном образовании, вакфов, сотрудничества с государством и немусульманским востоковедческим сообществом, изучение истории тюркских государств, этногенеза татар вновь стали живым предметами для обсуждения. С каждым шагом нам становятся яснее две ключевые опасности, стоящие перед российской уммой. Первая – ориентация на образовательные традиции мусульманского зарубежья, незнание современных достижений наук, включая исламоведение. Вторая – восприятие традиций только светского востоковедения при пренебрежении трудами самих мусульманских алимов. В первом случае мы копируем опыт тех стран, где мусульмане находятся в абсолютном большинстве и диктуют весь образ жизни. Во втором мы заглушаем голос нашей уммы разработками специалистов, зачастую враждебно относящихся к мусульманам, ищущих пути борьбы с Исламом. Поэтому для дальнейшего развития российской уммы необходимо владение не только русским языком, но и арабским, языками западной цивилизации, прежде всего английским. При этом нельзя отказываться от своего классического тюркского наследия.

(«Продолжая традиции Хусаина Фаизханова» – «Медина аль-Ислам», № 60, 2008 год)



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2022 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.