Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №100 — Совет улемов: ретроспектива мнений
30.12.2009

С самого начала выхода газеты одной из сквозных на ее страницах оставалась тема создания Совета улемов. Ее можно рассматривать как прообраз инициативы создания органа, который объединил бы всех российских мусульман. Эта тема поднималась нами десятки раз, мы обсуждали ее с муфтиями и исламоведами, неоднократно знакомили читателей с ее историческим аспектом. В свете главной темы этого номера – объединения российских мусульман – может быть, любопытно взглянуть на историю вопроса.

 

Один – не значит един

Сегодня российские мусульмане вновь стоят перед задачами мусульманской юридической и богословской оценки произошедших за многие десятилетия изменений, вынесения фетв по наиболее важным проблемам современности. Как и в 1920-е годы, эту функцию должен взять на себя общероссийский Совет улемов. Так как сегодня в отличие от того времени отсутствует единое управление мусульман, то Совет улемов должен стать негосударственной общественно-религиозной организацией с функциями коранического «аш-Шура» в рамках России, необходимой как самой умме, так и российскому государству, что особенно актуально в свете вступления РФ в состав Организации Исламская конференция на правах наблюдателя.

Совет улемов должен помочь в решении двух главных задач: 1) в обсуждении, формулировании и распространении в мусульманских общинах (махаллях) фетв – решений по конкретным вопросам шариата (вопросы поклонения Всевышнему Аллаху, семейно-правовые вопросы, общественно-нравственные вопросы и др.); и 2) в выработке рекомендаций, призванных регулировать вопросы взаимоотношений российской уммы и российского государства на правовой основе. Эта организация могла бы состоять из двух палат: Религиозно-юридической и Гражданской. И если в состав Религиозно-юридической палаты вошли бы мусульмане – граждане России, имеющие соответствующее богословское образование, владеющие арабским языком и основами шариата в установленном объеме, то в состав палаты Гражданской вошли бы мусульмане, имеющие высшее светское образование, призванные решать вопросы взаимоотношений уммы и государства в России на основе действующего законодательства, владеющие иностранными (западными и восточными) языками. Члены Гражданской палаты могли бы приложить все свои знания в области истории, этнографии, юриспруденции, языковедения и других дисциплин для достижения поставленных задач.

(«Медина аль-Ислам», № 40, 2007 год)

 

Муфтий Татарстана Гусман ИСХАКОВ:

– Я не сторонник того, чтобы объединять муфтияты. В России их много, они объединяют под своим началом мусульман самых разных толков. Особенно отличаются от татар кавказцы: у них свой мазхаб – они в большинстве своем шафииты, – у них свой особый менталитет. В одном только Дагестане насчитывается около 30 национальностей, и в рамках местного Духовного управления они хорошо решают свои вопросы. А что касается татар, то мы уже объединены: есть Совет муфтиев России.

Муфтий Равиль-хазрат Гайнутдин поддержал эту инициативу и дал время на продумывание плана по реализации всем членам Совета муфтиев. Важно иметь в виду, что мы должны привлекать к этой работе не только служителей культа, не только религиозных лидеров, но также и наших профессоров, академиков, которые могли бы нам дать свою экспертную оценку с точки зрения светской науки. Но во главе угла должен стоять все-таки Совет муфтиев России.

(«Медина аль-Ислам», № 47, 2007 год)

 

Председатель ДУМ Кабардино-Балкарии муфтий Анас ПШИХАЧЕВ:

– Я приветствую и не раз выражал свое мнение, что считаю позитивной во всех отношениях перспективу создания Совета улемов. Прежде всего это должно способствовать объединению духовных управлений мусульман всех регионов страны вокруг лучших ученых богословов. В России остро стоит проблема отсутствия образовательной литературы единого стандарта. Каждое Духовное управление занимается издательской деятельностью, часто религиозная литература, распространенная и приветствуемая на территории одного ДУМ, считается экстремистской в другом регионе. В этой ситуации мы должны не только приветствовать идею создания Совета улемов, мы обязаны приложить к этому максимум усилий. К издательству исламской литературы нужно подходить с большой осторожностью, каждое учебное пособие должно быть теологически и юридически грамотно составлено с учетом всех элементов фикха и быть одобренным советом авторитетных богословов.

Между российскими алимами и религиозными деятелями нет согласованности во многих вопросах. Авторитетным ученым богословам России нужно встречаться, сотрудничать, выносить единое религиозное руководство – фетвы, и лучше всего это делать на базе Совета улемов. Духовные управления мусульман страны должны работать вместе, идти в одном направлении, совместными усилиями решать имеющие место проблемы мусульманской уммы России, становиться ближе и понятнее друг другу.

(«Медина аль-Ислам», № 50, 2008 год)

 

Председатель ДУМ азиатской части России Нафигулла АШИРОВ:

– Вопрос о создании Совета улемов не просто актуален, он жизненно важен сегодня для мусульман России. Особенно в этот период, когда создано более 60 муфтиятов – мелких и крупных. Конечно, более крупные муфтияты базируются в европейской части России, в Татарстане. Но помимо того созданы и областные муфтияты, в некоторых областях существует даже по нескольку муфтиятов. И в каждом из них выносятся свои религиозно-правовые заключения по тем или иным вопросам.

Я считаю, что Совет улемов мог бы стать тем институтом, деятельность которого была бы направлена на поиск правильных направлений; институтом, который во множестве противоречивых рекомендаций и заключений мог бы давать свои компетентные рекомендации, которыми могли бы руководствоваться мусульмане по всей России. Другими словами, это был бы такой авторитетный орган, который выносил бы авторитетные решения, приемлемые в рамках шариата рекомендации, которые были бы воспринимаемы всеми мусульманами.

(«Медина аль-Ислам», № 23, 2006 год)

 

Заместитель председателя ЦДУМ, председатель ДУМ Чувашской Республики муфтий Альбир КРГАНОВ:

– С возрождением в России мусульманской духовности и новым обретением наследия великих татарских исламоведов прошлого перед мусульманской уммой возникает целый ряд богословских вопросов. К сожалению, в России очень много муфтиев, очень много духовных управлений, но нет единого юридическо-богословского института, способного давать единые фетвы по тем или иным вопросам. И в этой связи особенно ценно предложение ДУМНО о возрождении института Совета улемов. Такой институт нам сегодня просто жизненно необходим. Я уверен, что без этого органа не будет стабильности. Сегодня верующие люди не просто слушают алимов, они идут за ними. Если невежественные и неподготовленные люди поведут за собой людей, так скажем, «не в ту степь», это будет чревато очень страшными последствиями. И все мы должны об этом задуматься. Наши алимы должны заниматься сакральными вещами.

Нам нужен свой, российский подход, нам нужно заниматься своим богословием, и ответы на вопросы, которые ставит перед нами изучение трудов наших предков, подскажет нам правильный путь.

(«Медина аль-Ислам», № 23, 2006 год)

 

Президент Республики Чечня Рамзан КАДЫРОВ:

–Я поддерживаю идею создания Совета улемов. Дело в том, что наряду со многими известными богословами в последнее время появилось немало псевдоученых, которые интерпретируют Коран и сунну Пророка (мир Ему). Мы имеем горький опыт, когда 20-летние юнцы в мечетях призывали к джихаду для достижения личных и политических амбиций. Надо признать, что часто они находили благодатную почву среди неокрепших умов. Поэтому необходимо создание такого Совета, в который вошли бы ученые люди с незапятнанной репутацией и авторитетом среди мусульман. Он должен выработать общую стратегию для всей мусульманской уммы России.

(«Медина аль-Ислам», № 33, 2007 год)

 

Доктор философских наук, кандидат исторических наук Вячеслав Али ПОЛОСИН:

– Есть определенные силы, которые стараются не допустить единства мусульман для ослабления уммы. Смотрите: патриархия без проблем заключила договоры со всеми министерствами – и силовыми, и министерствами культуры. А когда мусульмане попытались сделать то же самое (в частности, с МВД), они получили отказ. Почему? «А мы не знаем, с кем подписывать, у вас тут раскол, вы определитесь между собой, а мы подпишем», – таков был ответ.

Совершенно очевидно, что раскол мусульман инспирируется внешними по отношению в Исламу силами намеренно, чтобы тормозить развитие Ислама и не допускать его восхождения в плоть государства. Это делается для того, чтобы максимально отдалить, обескровить Ислам, сделать так, чтобы он был на обочине жизни. Поэтому единство уммы, единый центр мусульманской общины просто необходим.

(«Медина аль-Ислам», № 23, 2006 год)

 

Доктор юридических наук, профессор Института государства и права РАН Леонид СЮКИЯЙНЕН:

– Если посмотреть правде в глаза – корень проблем таится в неорганизованности российских мусульман, в их чрезмерной обидчивости и нежелании учитывать свой же собственный предыдущий опыт. Нужно не только критиковать власть, но и уметь за собой видеть то, что было недоработано. Как сказано в Коране: Аллах с теми, кто проявляет терпение и настойчивость. Опять же, и структурная раздробленность мусульман накладывает свой отпечаток на восприятие мусульман в обществе. Ведь какими зачастую предстают мусульманские лидеры в прессе? Людьми, которые полностью поглощены взаимными упреками.

(«Медина аль-Ислам», № 26, 2006 год)



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2022 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.