Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №100 — «Процесс объединения Духовных управлений мусульман в России будет продолжаться»
30.12.2009

Предлагаем вниманию наших читателей интервью с ответственным редактором серии словарей «Ислам в Российской Федерации», кандидатом исторических наук Дамиром Зиннуровичем Хайретдиновым о позитивных и негативных итогах года и перспективах объединения мусульман России.

 

– Каковы, на Ваш взгляд, наиболее важные события в религиозной жизни мира за прошедший 2009 год? Позитивные и негативные.

– Начну с негатива. Самое важное – это дальнейшее наступление западной культуры безбожия на религиозные устои общества, на веру в Бога. Хотя самым показательным и нашумевшим в этом процессе был швейцарский антиминаретный референдум, еще более опасным я считаю навязываемые зрительные образы крушения религии. К примеру, блокбастер «2012» показывает, как рушится Ватикан, обрекая на гибель тысячи христиан, молящихся о спасении. Получается, небеса не только не отвечают на мольбы обреченного человечества, но и губят их именно в момент молитвы. Так зрители массово программируются на крушение религии.

Запрет на минареты лишь на первый взгляд касается только Швейцарии – на самом деле это серьезный показатель уровня исламофобии в Европе. При этом власть имущие лишь на словах собираются отстаивать принципы мирного сосуществования религий, а на деле воспринимают именно Ислам в качестве своего главного идеологического и политического противника. Отсюда и громогласные заявления видных европейских политиков о том, что главная причина, препятствующая вступлению Турции в ЕС – ее мусульманская культура.

Израиль устроенной им массовой бойней палестинцев в Газе выступил в авангарде этого антиисламского наступления Запада. И коль скоро во всеуслышание оглашены решения раввинов о законности убийства детей «гоев», удивляться кровожадности израильской армии не приходится.

Негативным считаю появившиеся сообщения о начале строительства т.н. Третьего храма в Иерусалиме в непосредственной близости от Аль-Аксы – это резко нарушает статус-кво в регионе, и к тому же, по мнению некоторых раввинов, противоречит Торе.

Показателем аморальности, нерелегиозности российского общества являются убийства религиозных деятелей в нашей стране, что становится уже каким-то массовым явлением. Это и имамы на Северном Кавказе, и священники Русской Православной церкви. Последние убийства Д. Сысоева и А. Филиппова шокируют и удручают: если уж в Москве и ближайшем Подмосковье православная проповедь о человеколюбии, о небесной каре за убийство не останавливает убийц, что же тогда может происходить с моралью в далекой провинции?

Из позитивных событий отмечу следующие. Позиционирование Турции в качестве лидера исламского мира – очень показательно и многообещающе. Политический Ислам умеренного типа, восторжествовавший в Турции, становится маяком для многих движений и партий в странах исламского мира.

Психологическое поражение Израиля после Газы, особенно заметное во второй половине 2009 года, набирает ход. Рано или поздно это приведет к падению расистского общества, созданного на основе религиозного сионизма. Место апартеида должна занять система полного равенства иудеев, христиан разных деноминаций и мусульман – как это и было в эпоху мусульманского правления в Палестине.

Межрелигиозный диалог в России, несмотря ни на что развивается, хотя и не всегда в направлении «вперед». Большую, или даже ведущую роль здесь играет государство. Решение властей, озвученное президентом Д.А. Медведевым, о введении предмета ДНК вместо ОПК, показывает, что голос общественности – включая мусульманской – что-то значит и в нашей стране.

Возвращаясь к тому же фильму «2012», мы узнаем из прессы, что режиссер отказался от включения в него кадров разрушения Каабы, побоявшись гневной реакции мусульман. Боятся – значит уважают!

 

– Какая личность за этот год в сфере религиозно-политической проявила себя наиболее значимо?

– В нашей стране это патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Он очень энергичен в продвижении интересов РПЦ, при этом в должной степени дипломатичен – хотя очевидно, что его активность либо заставит российских мусульман выдвинуть столь же грамотного и работоспособного лидера, либо приведет к очередному отступлению Ислама на «кухонные позиции», где он и сохраняется, начиная уже с 16 века.

В мусульманском мире личностью № 1 можно назвать премьер-министра Турции Т. Эрдогана, хотя он и не является религиозным деятелем.

В российском мусульманском пространстве важно обозначить президента Чечни Р. Кадырова – его я считаю первым политиком, который без оглядки на кого-либо обозначает себя практикующим мусульманином. Этим он резко отличается от нынешних глав Татарстана, Башкортостана и Дагестана, крупнейших мусульманских регионов России. Советский менталитет этих трех персон был, вероятно, хорош для 1990-х годов, но сегодня явно не вписывается в современную религиозно-политическую модель нашего общества.

Примеру Кадырова последовал и новый глава Ингушетии Ю.-Б. Евкуров, за что сильно пострадал от кого-то из тех, кто не желает умиротворения на Кавказе. Дай Аллах ему здоровья и успешной работы.

 

– Что главного было для мусульман России?

– Во-первых, это беспрецедентный уровень участия государства в вопросах развития Ислама в нашей стране. Чего стоит одно лишь заявление Д.А. Медведева о необходимости создания мусульманского телеканала? К сожалению, сама умма пока что сильно дезорганизована и не в состоянии воспользоваться преференциями со стороны государства. Отсюда второй пункт – попытка объединения разрозненных мусульманских религиозных организаций, предпринятая в конце этого года. Процесс будет явно не простым. Об этом свидетельствует и третий пункт: резкая, как по команде возникшая информационная травля этой попытки объединения, с одновременным жесточайшим административным давлением на региональных муфтиев в системе ЦДУМ.

Назову и четвертый пункт, тоже достаточно важный: визит Х.Клинтон в Казань, во время которого она сказала важные вещи: как бы то ни было, а уровень исламско-христианского добрососедства в нашей стране, в т.ч. в Татарстане, остается примером для Запада.

Наконец, в-пятых – это научный прорыв в нашем проекте по выпуску энциклопедических словарей «Ислам в РФ». В этом году в свет вышло целых три тома, получивших высокие оценки со стороны академических кругов, и это весьма знаменательное событие.

 

– Можно ли говорить о некоем общем духовном пространстве для жителей стран СНГ, в частности - для мусульман?

– Мои коллеги по Издательскому дому «Медина» объездили почти все мусульманские страны СНГ, и обнаружили огромные возможности и желание совместной работы, как по духовному возрождению, включая противодействие религиозному экстремизму и распространению ханафитской богословской школы, так и в научно-исследовательской сфере. Все наши собеседники говорят на прекрасном русском языке, многие понимают татарский, большинство являются сторонниками ханафизма – следовательно, мусульмане СНГ по большей части вполне могут существовать в едином духовном пространстве.

 

– Какова была специфика и динамика духовно-религиозных взаимодействий между Православием и Исламом в России?

– Это два внешних фактора. Первый – попытка подключить к процессу мусульман СНГ во главе с Аллахшукюром Паша-заде. Это попытка была инициирована вне мусульманской уммы России, и по факту оказалось, что религиозные лидеры российского Ислама почти не видны на фоне фигуры азербайджанского шейх-уль-ислама. Следует отдать им должное: они довольно быстро поняли, что идет их элементарное вытеснение, в силу ряда причин, из общественного пространства. Прямым следствием этого стала попытка объединения ДУМ в России, озвученная Т. Таджутдином.

Второй фактор – роль государства. На сегодня государство играет ведущую, довлеющую роль во взаимодействии двух конфессий. Иногда это хорошо, иногда – не очень, здесь каждый шаг следует оценивать отдельно.

 

– Ваш прогноз развития ре-лигиозно-политических отношений в мире (и в России в частности) на предстоящий год?

– Будут продолжаться попытки свалить на «Аль-Каиду» и Талибан теракты, которые ожидаются на Западе. Мы неоднократно останавливались на этой теме: идет передел сфер влияния на планете между ведущими игроками, которые и организуют масштабные провокации и теракты. Вездесущая «Аль-Каида» - их инструмент, не имеющий ни штаб-квартиры, ни лидера, но которая якобы может устроить теракт в любом месте земного шара. Реальный Талибан не имеет ни малейшей возможности действовать за пределами Афганистана и только одной пакистанской провинции. Так что это, конечно, чистой воды политика, но она будет невольно способствовать дальнейшей радикализации масс, способствовать усилению исламофобии.

Другой срез этой же самой политической игры – провоцирование суннитско-шиитских и арабско-персидских противоречий. В реальности такие противоречия имеются, главным образом, на уровне элит, которые отстаивают свои интересы, вовсе не пересекающиеся с религией. Но заинтересованные стороны будут обращать внимание толпы исключительно на конфессиональную сторону возможных споров и конфликтов.

Процесс объединения Духовных управлений мусульман в России будет продолжаться, но с трудом. На первых порах возможны лишь половинчатые результаты, но если оно обретет соответствующее информационное сопровождение – оставшиеся «за бортом» муфтияты будут подвергнуты обструкции и рано или поздно будут вынуждены войти в единую систему. Т.к. главными «тормозами» начавшегося процесса выступил ряд муфтиев ЦДУМ, я думаю, мы увидим в наступающем году микро-дворцовые перевороты именно в этой структуре.

Беседовал
Сергей-Джаннат Маркус
portal-credo.ru



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2022 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.