Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №100 — Объединение. Точка старта
30.12.2009

Д. А. Медведев в Московской Соборной мечети с главами Духовных управлений мусульман России. 15 июля 2009 г.

С тех пор как муфтий Талгат-хазрат Таджутдин сделал в Уфе свое сенсационное заявление с призывом мусульманам объединяться, прошел почти месяц, и бурные обсуждения перспектив начатого в прессе поутихли. И это, безусловно, хорошо, потому что дает возможность обсудить заинтересованным сторонам все возможные варианты без суеты и давления со стороны. Всем участникам процесса, а также политическим деятелям и представителям общественных движений целесообразно провести мониторинг позиций и мнений ключевых игроков.

ЦДУМ, из недр которого и вышла данная идея, через некоторое время после ее озвучивания конкретизировал свою позицию: консолидация должна происходить в ключе объединения всех региональных духовных управлений с ЦДУМ, за исключением муфтиятов Северного Кавказа, консолидация с которыми является вторым шагом. Первый пункт в вольной трактовке может звучать и как присоединение муфтиятов в составе СМР к ЦДУМ, при этом предоставив двум ключевым фигурам – главе СМР Равилю Гайнутдину и его сопредседателю муфтию Татарстана Гусману Исхакову пост верховного муфтия и председателя ЦДУМ соответственно. В соответствующем документе – письме Т. Таджутдина президенту Д. Медведеву это преподносится в довольно обтекаемых формулировках, да и сам текст стал доступен широкой общественности не сразу, поэтому поначалу относительно концепции объединения по Таджутдину ходили кривотолки.

Получается, Талгат Таджутдин ценой отказа от руководящей позиции в главном едином муфтияте страны стремится вернуть в лоно единой организации «раскольников» из СМР, какими их принято считать во внутрикорпоративной идеологии ЦДУМ. А в обмен на это обретшие чересчур много самостоятельности и укрепившие свои позиции бывшие ученики шейх уль-ислама Таджутдина должны отказаться от сконструированной ими модели совета муфтиев (объективно более современной и адекватной схеме разделения полномочий от вершины пирамиды к ее основанию, так как это союз лидеров, а не союз муфтиятов) в пользу иерархического строения ЦДУМ (разработанного еще в царские времена).

Совершенно очевидно, что идея отказаться от собственных достижений и наработок и прийти с покаянной головой в ЦДУМ не воспринимается муфтиями СМР на ура. Но и не отвергается, поскольку просто так пройти мимо такого исторического момента было бы глупостью и даже преступлением. В конце концов на ситуацию можно взглянуть и под другим углом зрения: и в структуре СМР в последние годы появилась четкая тенденция к централизации и иерархизации, отождествлению всего СМР только с личностью его председателя (вспомним решение ограничить количество сопредседателей четырьмя, в то время как первоначально каждый вступавший в совет муфтий автоматически становился сопредседателем). У этого процесса могут быть свои плюсы и минусы, но очевидно: когда вся структура работает на усиление позиции своего лидера, этот лидер приобретает значимость и вес в обществе, позволяющий ему лоббировать интересы группы, которую он представляет на всех уровнях. А в ситуации, когда противники межрелигиозного согласия то и дело выдвигают все новые и новые антимусульманские и антиконституционные инициативы и заявления, это очень и очень важно. То, что концепция усиления позиции лидера работает, было доказано летом 2009 года, когда именно резиденцию Равиля Гайнутдина посетил президент России Дмитрий Медведев и именно там встретился с главами других централизованных мусульманских духовных организаций.

Каков же был отклик СМР на предложение главы ЦДУМ? 15 декабря в Казани проект обсуждался и по его итогам было обнародовано заявление, суть которого сводится к следующему: в СМР готовы рассматривать и обсуждать различные варианты, но оптимальным им видится первоначальное объединение многочисленных дублирующих муфтиятов в регионах. Хотя, на первый взгляд, идея и кажется невыполнимой, она не лишена смысла: объединение с головы может окончиться провалом, если не найдет отклика в низах, о чем говорили и эксперты в комментариях по поводу объединения. И разумеется, это вариант подстраховки для муфтиев из СМР.

Что же третий участник – КЦ МСК? Изначально бывшая однозначно «за» позиция по истечении нескольких дней скорректировалась следующим образом: поддержать предложение Таджутдина при условии сохранения КЦМСК, наделения его правом вето и сохранения доминирующей роли в Совете. Другими словами, кавказские муфтии готовы к слиянию при условии сохранении собственного влияния на том уровне, на каком оно находится сейчас.

Как мы видим, все участники процесса предпочитают перестраховаться, нежели ввязываться в непонятный для себя процесс с неизвестным результатом. Не секрет, что решения подобного уровня в нашей стране принимаются по результатам консультаций и по согласованию с органами государственной власти, и в этом отношении важную роль играет позиция руководителей основных «мусульманских» регионов. Но последние в силу того, что у нас государство и церковь формально отделены, не имеют возможности вмешиваться в происходящие процессы напрямую и даже воздерживаются от комментариев.

Известно, что президент Татарстана Минтимер Шаймиев встречался с Равилем Гайнутдином, а затем и с Гусманом Исхаковым. Из анонимных источников сообщается, что Шаймиев поддержал идею объединения. Главы Дагестана, Башкортостана и других республик молчат, не комментирует происходящее и Рамзан Кадыров, которому некоторые СМИ поспешили приписать авторство концепции объединения. 21 декабря Юнус-Бек Евкуров, за рекордно короткий срок завоевавший огромный авторитет и сильные позиции как в системе российской власти, так и в глазах мусульманской общественности, дал свою оценку происходящему. Он призвал исключить из проекта по объединению любые политические спекуляции, а объединением муфтиятов заниматься только муфтиям, без вмешательства третьих сил.

Для тех, кто следит за развитием событий, понятно, что речь идет о попытках представить объединительный процесс как передел сфер влияния между «татарскими» и «кавказскими» центрами. Мысль эта изначально не очень конструктивная, поскольку если допустить, что посредством объединения одна группа хочет перетянуть у другой власть, непонятно, почему для этого необходимо именно объединение, ведь при сегодняшнем положении дел сделать это гораздо проще: там, где нет единой структуры, проводить дезинтеграционные махинации гораздо удобнее и эффективнее.

Свежий пример из действительности: в Мордовии на протяжении нескольких лет работало два параллельных муфтията, и вдруг непонятно откуда появился третий муфтий, за которым нет ни реальных общин, ни признания со стороны населения, но пользующийся поддержкой третьих сил. Можно такое представить в регионе с единым и сильным муфтиятом? С большим трудом.

Собственно, этот же пример и является подтверждением здравости идеи к объединению. Позиции ключевых игроков, какими бы разными они ни казались на первый взгляд, не противоречат друг другу. СМР и ЦДУМ хотят первоначально договориться меж собой (то есть объединить дублирующие структуры в регионах, поскольку с КЦ МСК ни одна из них в рамках отдельного региона не конкурирует), а затем подключить КЦ МСК, что последнему также выгодно, поскольку, имея дело с единым мусульманским центром от европейской части России и Сибири, ему не придется лавировать и сделает правила игры прозрачными и понятными.

В прессе звучали мысли о приоритетности единения мусульманских лидеров перед объединением. Вообще спор о том, что первично – единение (в смысле единомыслие) или объединение, можно продолжать до бесконечности по аналогии с известными дискуссиями о курице и яйце. Но, объективно рассуждая, нам совершенно очевидно, что объединение не может и не должно исключать здоровой конкуренции между мусульманскими лидерами, конкуренции, которая держала бы всех в тонусе, но не имела разрушительного характера. Конкуренция идей и концепций в мусульманской среде появилась еще во времена праведных халифов, и безответственно было бы отказываться от золотой идеи объединения под предлогом столкновений интересов различных личностей.

Не будем подробно обсуждать выгоды от такой консолидации – о них много писали, да они и лежат на поверхности. Вместе с тем создание единого центра принятия решений для всей российской уммы было бы колоссальным имиджевым достижением российской власти в глазах исламского мира и всей мировой общественности. Это также открыло бы совершенно новую страницу взаимоотношений мусульман России с мировой умой, породив качественно иной уровень сотрудничества с исламскими просветительскими, научными организациями. Это дало бы шанс российской умме наверстать то, что было упущено за 70 лет господства атеизма, а российскому государству – выработать совершенно новую модель оперирования с единым мусульманским центром, чего не было в истории России никогда ранее.

Диляра АХМЕТОВА



МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

 
ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Тебе, восток, я шлю привет... Исламский Восток в зеркале русской поэзии
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • A modern perspective on jihad
  • Коранический гуманизм как основа системы просвещения российского мусульманства в XXI веке. Третьи Фахретдиновские чтения
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.