Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №100 — Пути между Меккой и Мединой
30.12.2009

Мечеть Пророка в Медине. Рисунок Р. Бертона

Российская мусульманская традиция, наука и дипломатия создали целый ряд выдающихся источников, посвященных истории хаджа. Но совершенно особую роль здесь занимает отчет штаб-капитана Габдельазиз (Абд-ал-Азиз) Давлетшина «О командировке в Хиджаз», с фрагментами которого мы продолжаем знакомить наших читателей. Полная версия опубликована во втором выпуске ежегодного сборника путевых заметок о хадже «Хадж российских мусульман» (составитель и отв. редактор И. А. Нуриманов), выпускаемом ИД «Медина». Книга представлена на портале www.idmedina.ru.

(Продолжение. Начало в № 9899.)

Между Меккой и Мединой существуют четыре дороги, из которых одна огибает Хиджазские горы с востока, а остальные – с запада. Выбор той или другой дороги при выступлении из Мекки делается обыкновенно по указанию шерифа, которому бывают известны отношения разных кабиля между собой и вообще положение дел среди бедуинов. Есть еще пятый – морской путь, но ввиду изложенных выше затруднений в сообщении Ямбога с Мединой этим более легким направлением последние годы не пользуются.

Приводя ниже названия пунктов, где караваны обыкновенно имеют остановки, следует заметить, что бедуины, располагая достаточным количеством мехов (кожаные емкости для воды – турсук) для воды, не всегда придерживаются этого маршрута, а весьма часто, забирая с собою запас воды, останавливаются, смотря по обстоятельствам, и в совершенно безводных местностях.

Из трех западных дорог наиболее удобной является Тарык-эс-Султани.

Все кафеля и рякибы, выступающие в Медину, собираются у мечети Омря (Умра), находящейся верстах в пяти к северозападу от Мекки.

Хадж российских мусульман 1-й переход, до Вади-эль-Фатима (Вади Фатыма), около 25 верст от Мекки. Дорога идет в северо-западном направлении среди песчаных увалов с незначительными подъемами и спусками, версты за две до конечного пункта входит в широкое ущелье Вади-эль-Фатима (Вади Фатыма), у западной окраины которого находится большой родник с пресной водой и сады того же названия, возле которых и останавливаются караваны.

2-й переход, около 50 верст, до колодцев и селения Осфан (Усфан) или Бир-эль-Тефля. Грунт на этом переходе часто сыпучий песок, окружающие дорогу высокие утесистые горы часто расходятся и образуют широкие песчаные равнины; много древесной растительности, каких-то жестких трав и сене-э-меккэ; недоезжая до Осфана (Усфана), обширные посевы кукурузы и бахчей; воды в колодцах прекрасного качества и в изобилии; в селении можно достать молоко, яйца и лепешки; имеются шалаши, устроенные жителями из прутьев и сухой травы, в которые за плату пускают проезжающих.

3-й переход, около 35 верст, до родника Холяйс (Хулайс); первые четыре версты дорога очень трудная и пролегает по очень узкой заваленной камнями расщелине с сыпучим песчаным грунтом; на соседних склонах видны большие площади очищенных от камней участков, предназначенных для посева под дождь. Затем дорога следует среди отдельно разбросанных групп гор, грунт везде сильно песчаный, растительности много; в Холяйс (Хулайс) имеются финиковые сады и бахчи.

4-й переход, около 35 верст, до колодцев и селения Кадыйма (Кудайма); дорога от Холяйс (Хулайс) уклоняется более к северу и первые 10 верст идет по сыпучим пескам; горы делаются ниже и разбросанные; тропа затем выходит на ровную береговую полосу (тегамэ) и следует параллельно берегу моря, верстах в 6–7 от него; грунт по тегамэ везде очень удобен для движения – плотный морской песок без всяких неровностей, оврагов, промоин и т. п.; часто встречаются кусты гушара и трав; недоезжая селения, видны по сторонам дороги бахчи; вода в колодцах солоноватая; в селении имеются такие же, как в Осфане (Усфана), шалаши для проезжающих.

5-й переход, около 60 верст, до селения Робуг (Рабиг); дорога следует все время по берегу моря, совершенно ровная и очень удобная для движения. Робуг (Рабиг) – небольшое селение, расположенное верстах в двух от берега моря, которому турецкие власти ввиду его нахождения на узловом пункте дорог между Меккой и Мединой и среди кочевья наиболее беспокойных бедуинов, более других грабящих паломнические караваны, придают особенное значение и постоянно содержат здесь 1/2 табора войск, помещающихся в особой кале. В селении этом насчитывается 369 жителей и 116 домов, построенных из сырцового кирпича. Во время движения паломнических караванов здесь открывается до 60 лавок, торгующих преимущественно съестными припасами. Селение имеет семь колодцев с солоноватой водой, почему обыкновенно берут ее из цистерн, устроенных вне селения. Караваны, проходящие через Робуг (Рабиг), останавливаются обыкновенно за селением; с северной и западной сторон прилегают к селению обширные финиковые сады.

6-й переход, около 25 верст, до колодца Мастура; дорога идет все время по берегу моря и очень удобна для движения; из колодцев Мастура только один имеет воду, годную для питья.

7-й переход, около 40 верст, до колодцев Бир-эш-Шейх; дорога продолжает идти по берегу моря и, не доходя до названных колодцев, сворачивает на север и входит в горы; вода в колодцах пресная.

8-й переход, около 45 верст, до селения Софра (Сафра); дорога поворачивает на северо-восток и следует вверх по ущелью Вади-эс-Софра (Вади Сафра); в названном селении считается около 500 душ и благодаря родникам имеются сады, преимущественно из финиковых пальм, из лимонных деревьев, из кна (хна) и фельсенк.

9-й переход до колодцев Бир-эль-Аббас, около 40 верст; дорога пролегает по тому же ущелью, которое за Софра (Сафра) начинает суживаться; верстах в 10 от начального пункта такое же, как Софра (Сафра), селение с садами и пресной водой – Хамра. На таком же расстоянии от последнего пункта – селение Джудайдя, представляющее группу домов из сырцового кирпича, имеющее родник с невкусной и нездоровой водой и несколько финиковых садов; у этого пункта ущелье сильно суживается, в некоторых местах 7–10 саж., с почти отвесными высокими скалами по бокам; одна из этих теснин, несколько ниже селения, называется «Джудайдинским горлом» (Джудайдя-богазы) и приобрела очень дурную славу вследствие задерживания здесь Ибне-Харбами проходящих караванов. В упомянутых выше трех селениях обращает внимание то, что значительное число владельцев садов – негры, бывшие невольники. У Бир-эль-Аббас горы образуют широкую равнину, среди которой и находится колодец; возле колодца возвышается заброшенная кала, которую некогда занимал турецкий гарнизон, выставленный для охранения проходящих караванов; такие же калы имеются в предыдущих пунктах – Хамра, Джудайдя и Софра (Сафра); вода в колодце хорошего качества.

10-й переход, около 40 верст, до колодцев Эш-Шугада; в версте от Бир-эль-Аббас дорога вновь входит в ущелье, здесь менее глубокое, более широкое, и, заметно поднимаясь, проходит у колодцев с пресной водой Бир-эль-Рахэ, находящихся приблизительно на средине этого периода, и достигает до колодцев Эш-Шугада.

11-й период, около 15 верст, до колодцев Бир-эль-Шербуфи; местность сохраняет тот же характер, вода в колодцах пресная.

12-й переход до города Медины, около 50 верст; с половины перехода ущелье теряется и дорога лавирует между невысокими горами; недоезжая верст 10 до города, дорога вновь входит в широкое ущелье, вдоль которого начинают попадаться колодцы и при них сады; одна группа таких колодцев, находящаяся верстах в пяти от Медины и называющаяся Бияр-эль-Али, служит местом для сбора выступающих из Медины в Мекку или Ямбог (Янбо) караванов. Вторая половина вышеописанного пути скудна, за исключением побережья, растительностью; попадается только изредка «шук» (колючки), из которого верблюдовожатые набирают сучья для топлива во время остановок.

(Окончание следует.)



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.