Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
«Медина аль-Ислам» №86
01.11.2008

ТЕМА НОМЕРА

Мусульманские форумы: дорога в будущее

Мусульманский мир еще в прошлом веке показал свою способность к проведению весьма эффективных форумов. Уже после Первой мировой войны, закончившейся новой серией колониальных захватов, страны Ислама поняли необходимость объединения ради защиты своего суверенитета. Не зря столь массовую поддержку всей уммы, включая помощь российских мусульман, получили патриоты Мустафы Кемаля (затем Ататюрка) в дни войны за независимость. В 1926 году, хотя и по-разному, тема единства прозвучала на мусульманских конгрессах в Мекке и Каире. В периоды трезвой внешней политики Россия, включая СССР, играла важную роль на таких форумах. Об этом говорит ключевая позиция делегации СССР, возглавляемой председателем Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России муфтием Ризой Фахретдином, на Мекканском конгрессе. Во многом эти традиции продолжила Организация Исламская конференция (ОИК), в которую Россия вошла в качестве ассоциированного члена в период президентства В. В. Путина. Сегодня представителем России в ОИК является экс-мэр Казани К. Ш. Исхаков. В конце октября в штаб-квартире ОИК в Джидде прошло четвертое заседание группы стратегического видения «Россия — исламский мир». Здесь делегацию России возглавлял президент Татарстана М. Ш. Шаймиев.

Всероссийские мусульманские форумы: часть пути мировой уммы

Российские мусульмане собираются на свой четвертый форум. Это уже вошло в традицию, ведь, как говорят юристы, трое образуют коллегию. Форум упрочивает свою роль объединителя, причем не только российского, но и пространства стран СНГ, то есть постсоветского. Люди сюда приезжают не за икрой, перемячами и казылыком, а для обсуждения реальных планов на общее будущее. При этом прекрасно понимая, что самим их придется выполнять. И русские, и мусульмане славятся своим красноречием. Но за словами нужно и дело. А с этим бывает плоховато. Тем более что поколение, воспитанное советской эпохой, уже получило весьма немало и начало почивать на лаврах. Честь им и хвала за восстановление мусульманской инфраструктуры, но невозможно жить только заслугами прошлого. Университеты, медресе и мектебе требуют преподавателей и учебников, мечети — образованных имамов, приводящих новых прихожан, правовая и богословская сфера — высококвалифицированных улемов и издаваемых ими фетв. Вроде это понимают все, но когда дело доходит до дела…

Особой темой является мусульманский пиар. С «легкой руки» Голливуда члены уммы обозначаются как основная группа мировых террористов. Иранские аятоллы, Усама Бен Ладен и «аль-Каида», шейх Насрулла с ХАМАС обозначаются как источники мирового зла, сравнимые чуть ли не с Гитлером. Но при всем осуждении терроризма и радикализма не нужно заниматься откровенным подлогом и кликушеством. На истерику в стенах кнессета чересчур впечатлительному деятелю ответили его коллеги: «Мы не в варшавском гетто, а в Государстве Израиль!». И действительно, после всех «превентивных» ударов Израиля в отношении многих мусульманских стран, ввода войск НАТО в Ирак и Афганистан, угроз в отношении Ирана и Пакистана весьма странно звучат обвинения в адрес мусульман. К сожалению, эта исламофобская волна с антиобщемусульманским, северокавказским, ваххабитским или нурсистским контекстом весьма часто переливается и в российские СМИ и звучит с кафедр российских вузов. Да, заявления президентов — вначале В. В. Путина, а сейчас и Д. А. Медведева — в отношении мусульман всегда юридически безупречны, но часто остаются преимущественно «наверху».

Поэтому вся система органов массовой информации Издательского дома «Медина», прежде всего в лице еженедельной газеты «Медина аль-Ислам» и сайта IslamRF.Ru, ведет постоянную борьбу за показ истинного лица мусульманского мира. Это касается как светских новостной ленты и аналитики, так и религиозных проповедей и произведений из наследия улемов. Действительно, сегодня мусульманские сайты, постоянно дающие новую информацию, существуют как бы отдельно от жизни самих религиозных структур. Мы постарались совместить эти две основы. И здесь становится особенно явным, что речь идет не о нижегородском или даже татарско-мишарском, а об общероссийском или общеэсэнговском проекте. Российским мусульманам не привыкать опираться именно на СМИ и религиозных и светских интеллектуалов для объединения рядов всей уммы. В условиях запрета на общественно-политические мероприятия важную подготовительную роль для будущих общенациональных съездов сыграло чествование 20-летия основополагающего органа джадидистов газеты «Тарджеман» в 1903 году. Именно она была единственным печатным органом, сообщившим о съезде улемов при Оренбургском магометанском духовном собрании в апреле 1905 года. Этот форум, во многом определивший программу Всероссийских мусульманских съездов 1905–1906 гг., был созван по инициативе центральных властей. Но тогда они сначала нажали на газ, а затем дали по тормозам, испугавшись плодов своей деятельности. В итоге I и II Всероссийские мусульманские съезды в 1905–1906 гг. прошли подпольно. Сто лет спустя ситуация изменилась. Начиная с I Всероссийского мусульманского форума в 2005 году их посещают представители властей всех уровней, зачитываются приветствия от лидеров федерального центра. Теперь уже сами мусульмане не могут или не хотят эффективно объединиться. Действительно, российская вертикаль власти 2000-х гг., кажется, не дошла только до мусульман. Но, как уже говорилось, если мировая умма объединяется, а представители России участвуют в этом процессе, то очередь дойдет и до нас. Весь вопрос, когда и на каких условиях.

В России надо жить долго

Легендарный британский премьер, лидер консерваторов Бенджамен Дизраэли сказал первому лидеру лейбористов Кейру Харди, что в Британии даже за долгую жизнь можно продвинуться весьма ненамного. У нас нет трехвековых лужаек, но зато россияне способны иногда идти семимильным шагами. Особенно когда за дело берется весь народ. Действительно, возвращение религии и ее институтов в 90-е гг. прошлого века стало великим историческим феноменом. Но теперь нужно подумать и о содержании. Ведь мечетей много, но полны ли они верующими или зарастает к ним тропа в зимние бураны? Сегодняшняя мусульманская молодежь преимущественно живет в городах, хорошо образованна, испробовала разные виды досуга. Однако как преподать этим уже искушенным людям свет божественной истины и как уберечь их от представителей радикальных и чуждых российским мусульманам группировок? Ведь горожане — это не сельчане, они не привыкли слушаться старейшин или начальников, зато привыкли к призывам, защищающим свободу слова и веры и социальную справедливость. Во многом из-за этого естественного радикализма молодежи уже почти ежедневно звучат взрывы на Северном Кавказе. Но здесь все больше укрепляются религиозные основы. Мусульмане к северу кажутся более спокойными. Однако здесь процветают пьянство, распущенность и утрата языка и веры. На эти вопросы и вызовы мы не получили адекватного ответа за последнее двадцатилетие.

Поэтому столь важно, чтобы было слышно мудрое слово старшего поколения. Его воплощением должен стать общероссийский Совет улемов. Это не значит, что он превратится в клуб почетных аксакалов. Но сегодняшним лидерам нужно дать возможность отойти от текучки хозяйственных проблем и аппаратного мелкотемья. Не случайно, что некоторые муфтии сравнивают себя с завхозами. То крыша течет, то денег не хватает, то нужно ходить по бесконечным кабинетам, выбивать разрешение на что-то там…

Любой человек, занимавшийся организационными вопросами, знает, сколь быстро бежит время менеджера. Так и не нашлось время написать статью, прочитать книгу, подготовить выступление, просто подумать, а уже пролетел день. А там другой, и целый год почти без выходных и отпусков. Так и жизнь проходит… Наверное, не случайно в западных демократиях и в китайском Политбюро компартии ограничивается срок пребывания на ключевых постах. Есть и возрастные параметры. Многомудрый Шигабутдин Марджани реально боролся за пост муфтия Оренбургского магометанского духовного собрания в сорок пять лет, но отказался от состязания на седьмом десятке в середине 1880-х гг. Ахметжан Мустафин, местоблюститель Духовного управления мусульман европейской России и Сибири (ДУМЕС), отказался от поста муфтия уже в 1970-е гг., будучи в преклонном возрасте. Муфтий ДУМЕС Габдулбари Исаев чуть позже добровольно покинул свой пост, понимая, что его наиболее активные годы уже прошли. С другой стороны, назначение муфтием ОМДС в 1915 году менее чем 30-летнего Мухаммад-Сафы Баязитова привело к его отставке в 1917 году во многом из-за неопытности молодого муфтия.

Естественно, что человек не уходит в небытие, как это было в советские времена. Вспомните только героя Михаила Ульянова. Вчера он был директором огромного завода, а сегодня — простой пенсионер. Он не знает, куда себя деть, и жрет поедом себя и всю семью. Поэтому находится вариант ответственного поста, не требующего постоянных хлопот и изнуряющего общения с бесконечным количеством людей. Тогда появляется возможность сконцентрироваться на одной или нескольких стратегических целях.

Такой целью и является создание Совета улемов как органа, определяющего рамки и правила формирования единого пространства российских мусульман. Здесь решения должны приниматься на основе согласия сторон, но кто-то же должен их подготовить и вводить в действие. В последние годы появился удачный термин «дорожная карта», то есть механизм, проговаривающий действия сторон на каждом из последующих шагов. Претворение в жизнь «дорожной карты» может затянуться, но в целом стороны понимают общую выгоду от ее выполнения. Всероссийские мусульманские форумы в своих резолюциях и последующих за ними действиях во многом создают эту «дорожную карту». Статьи в газетах и на сайтах, научные экспертные проработки, учебные пособия объясняют членам российской уммы и (или) специалистам, каким путем нам идти. За двадцать лет российские мусульмане научились многому. Теперь нужно переводить эти знания из формы личного опыта лидеров уммы в форму коллективной, религиозно и юридически проработанной позиции общины. В этом и будет единый путь в будущее наших единоверцев.


Делегаты от СССР на Первом Всемирном мусульманской конгрессе в Мекке, 1926 год. В первом ряду в центре слева направо — Кашшафетдин Тарджемани и глава делегации муфтий Ризаэтдин Фахретдин.


Ахметжан Мустафин читает проповедь в московской Соборной мечети

Дамир МУХЕТДИНОВ,
кандидат политических наук




Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.