Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №99 — Мозаика
27.11.2009

Коллекция цитат

Молчание – мудрость, которая дотупна немногим. Лучше раскаяться в том, что промолчал, чем в том, что сказал не, что следовало.

Ибн Абд Раббихи, «Чудесное ожерелье»

Диалог цивилизаций

Самаркандский живописец

Павел Петрович БеньковВ 2009 году исполняется 130 лет со дня рождения русского живописца Павла Петровича Бенькова. Многие годы жизнь этого удивительного человека была связана с Казанью. Здесь он родился, учился в Казанской художественной школе, преподавал. Казанский период жизни запечатлен на таких полотнах художника, как «Уход белых из Казани», «Старьевщик», «Татарин-грузчик», «Портрет писателя Г. Ибрагимова». В 1927 г. на Всетатарской выставке Павел Беньков представил «Портрет татарки» (Обреченная невеста). Позировала художнику Халима Терегулова. Павел Петрович часто бывал в доме Терегуловых, ему нравилась домашняя библиотека татарских знакомых. Особенно любил читать книги о волжских булгарах.

Сцены из татарской жизни художник перенес и в Татарский академический государственный театр. Его работа как театрального живописца принесла новую популярность и заслуженный успех. В каком бы жанре не работал Беньков, его картины всегда узнаваемы, в них много ярких красок, тепла и солнца.

Романтика Востока влекла художника в дорогу, в 1928 году он уезжает в Бухару. Беньков поражен и захвачен своеобразием старинного города: «Чудеса-то, чудеса-то какие! А солнца-то сколько!» – восхищался живописец. Знакомство с древним среднеазиатским городом произвело неизгладимое впечатление на художника, он рисовал улицы, базары, людей – сюжеты старой Бухары. В 1930 году Беньков едет в Хиву. Здесь он пишет «Портрет хивинки», «Овощной базар. Хива», «Улица с минаретом. Хива». В 1931 году Павел Беньков переезжает на постоянное место жительства в Самарканд. Он приступает к преподавательской работе в Самаркандском художественном училище, приобретает свою мастерскую. Красочный быт Узбекистана дал новый толчок для творческой деятельности художника. Героями картин Бенькова были простые труженики («Портрет колхозника-ударника»), рабочие («Раватстрой»), художник создает несколько женских образов («Окучка хлопка», «Мать героя», «Девушка с дутаром», «Подруги»). Он воспевал ставший для него родным солнечный Самарканд: «Летом, когда многие покидали Самарканд, уезжая от знойной жары, Павел Петрович перебирался в старый город. С большими холстами он ходил по узбекским дворам и улицам, без устали писал портреты, пейзажи…», – вспоминал его ученик Р. Тимуров.

В последние годы жизни он мало работал, полюбил самаркандскую осень. В январе 1949 года Павла Петровича не стало, его хоронили всем городом. Имя русского художника носит одна из улиц и художественное училище Самарканда.

Имена

В декабре исполняется 100 лет со дня рождения двух узбекских писателей Халида Алимджана и Камиля Яшена. С именем Яшена связана история узбекской национальной драматургии. Все герои произведений его произведений — из жизни. Особое место в литературном наследии писателя занимают очерки о Фуркате, Айбеке, Хамзе. В 1971 г. Яшен создает очерк о Х. Алимджане, отрывки из которого мы публикуем.

Слово о Хамиде

Детское увлечение народными сказаниями и поэмами постепенно переходило в любовь к литературе, в желание писать стихи. Ощутив на бумаге первое трепетание созвучий и рифм, Хамид Алимджан уже в течение всей своей жизни не выпускает перо из рук. В 1926 году, учась в педагогическом училище, он выступает со стихами в областной газете «Зеревшан». Поступив в 1928 году в Узбекскую педагогическую гимназию, Хамид Алимджан неожиданно открывает для себя новый величественный материк русской и советской литературы… Лучшие, заповедные страницы из произведений Пушкина, Тургенева, Некрасова, Гоголя, Льва Толстого, Чехова, Горького будили пылкое воображение поэта, рождая серьезные замыслы и желания. В 1929 году Хамид Алимджан встретился в Крыму с Маяковским <…>. Он глубоко изучает художественные средства Маяковского и, ничего не заимствуя, ищет новые, свои собственные средства поэтической выразительности. Стремление к новаторству питалось не только поэтикой Маяковского, не только стремлением поэта воспеть социальные преобразования в стране, но и обращением к жанру публицистики и очерка <...>.

Хамид Алимджан был большим знатоком мировой литературы, с увлечением читал Шекспира, Байрона, мог часами на память декламировать отрывки из произведений Навои, Саади, Фурката, Пушкина, Шекспира, Байрона.

Шли годы. Великую Отечественную войну Хамид Алимджан встретил уже зрелым мастером стиха, полпредом литературных сил, признанным новатором в поэзии, сложившимся публицистом и ученым. В стихотворных сборниках, изданных в годы войны, — «Мать и сын», «Возьми оружие в руки», «Вера», — поэт с неподдельной искренностью и волнением говорит и о чувствах матери, благославляющей сына на битву с жестоким врагом, и о любви к Родине, и о подвигах бойцов на фронтах войны, и о героическом труде в тылу.

Голос Хамида Алимджана никогда не затихнет, он и сегодня звучит сильно, страстно, проникновенно. Поэт завоевал любовь и благодарную память народа.

Даты и события декабря

• 3 – 145 лет со дня рождения Муссы Акъегетзаде (1864–1923), татарского писателя, журналиста.

• 8 – День Конституции Узбекистана.

• 11 – 100 лет со дня рождения Габдуллы Шамукова (1909–1981), актера, писателя, переводчика, народного артиста ТАССР, РСФСР и СССР.

• 16 – День независимости Казахстана.

• 18 – Новый год по мусульманскому календарю.

• 25 – 85 лет со дня рождения Махмуда Ахтуганова (1924–1971), Героя Советского Союза.

• 31 – День солидарности азербайджанцев всего мира.

Книжная полка

Актуальные проблемы Европы = Urgent pro-blems of Europe: сб. науч. тр. / РАН; ИНИОН; Центр науч.-информ. исслед. глобал. и регионал. проблем отделение Зап. Европы и Америки; Гл. ред. Т. Г. Пархалина. – Вып. 1. – Мусульмане в Европе: существуют ли пределы интеграции = Muslims in Europe: are there limits to integration? / Ред.-сост. Т. С. Кондратьева, И. С. Новоженова. – М., 2008. – 214 с. – Содерж.: Ислам в современном мире / П. Н. Воге. – с.10–43; Кризис Запада и Ислам Г. С. Померанц; беседовали Т. С. Кондратьева, И. С. Новоженова. – С. 43–60; Мусульмане в Великобритании: Социализация или обособление? / Т. С. Кондратьева. – С. 61–95; Мусульмане в испанском социуме / С. М. Хенкин. – С. 96–129; Франция: Ислам в светском государстве / И.С. Новоженова. – С. 130–145; Мусульмане в Германии: Специфика интеграции / С. В. Погорельская. – С. 146–176; Исламский экстремизм в Германии / А. А. Лапин. – С. 177–187; Ислам в Европе: Пути адаптации к новым условиям / О. Н. Новикова. – С. 188–213.

В сборнике рассматриваются проблемы, связанные с присутствием мусульман в Западной Европе, где в настоящее время, по разным оценкам проживает от 15 до 24 млн. приверженцев ислама.

Веселая мудрость

Знакомясь с историями о Насреддине, можно узнать, что ходжа худо ли бедно, получил образование. Как и многие его сверстники, он окончил медресе, был муэдзином, судьей, выдавал себя за лекаря, предсказателя. Где бы ни был Насреддин, какие обязанности он не исполнял бы, ему всегда помогали находчивость и юмор.

Тогда бы я прочел по-другому

Пришла однажды к ходже Насреддину женщина и попросила прочесть ей письмо. А ходжа не умел читать, но признаться в этом ему было стыдно. Взял он письмо и начал: «Высокородный, глубокоуважаемый господин… « – и так далее, как обычно пишут друг другу знакомые.

Тут женщина сказала, что это не письмо от знакомого, а хозяйственное поручение.

-- Что же ты мне сразу не сказала, – ответил Насреддин. – Я бы тогда прочел по-другому.

Нож Моллы

Однажды Молла заткнул за пояс большой нож и пошел в медресе. По дороге ветер отбросил полу чехла, и нож стал виден. В то время запрещали носить оружие. Моллу поймали и привели к правителю. Тот спросил:

– Разве ты не слышал о приказе повелителя? Почему ты носишь с собой оружие?

– Господин правитель, это не оружие, а нож. Он мне бывает нужен на уроках в медресе.

– Для чего же тебе этот нож на уроках?

– Этим ножом я исправляю ошибки в книгах.

Правитель разгневался:

– Ты заткнул этот нож за пояс, чтобы исправлять им ошибки? Разве ножом исправляют ошибки?

Молла глубоко вздохнул и сказал:

– Иногда сочинители книг делают такие грубые ошибки, что их не только ножом, но и топором не выскоблишь.

Дорогое письмо

Пришел однажды к ходже Насреддину турок, попросил написать письмо, обещал заплатить, как положено.

– Кому же ты хочешь писать письмо и куда? – спросил ходжа.

– Сыну своему в Стамбул, – отвечал турок.

– А какими деньгами ты располагаешь, чтобы уплатить за письмо? – поинтересовался Насреддин. – У меня есть три цены: дешевая, дорогая и самая дорогая.

– Ты же знаешь, ходжа, я человек бедный, – сказал турок. – Много я дать не могу. Возьми с меня по самой дешевой цене.

– Что ж, – ответил Насреддин, – дешевле всего будет, если я напишу тебе письмо, а ты сам пойдешь в Стамбул и расскажешь сыну все, что там написано. Дорогое письмо – это если я напишу его так, что сам прочесть не смогу. А самое дорогое – если я напишу тебе письмо, да сам отнесу в Стамбул, потому что, кроме меня, никто мой почерк не разберет, пусть там соберутся все стамбульские ученые вместе с шейхом ислама!



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.