Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №98 — Описание действия паломника
26.10.2009

Прежде чем отправляться в путь, паломнику необходимо ознакомиться с тем, как совершается хадж, чтобы выполнить все предписанные обряды в соответствии с установлениями шариата. Подробное описание действий паломника изложено в книге Абдельхамида Тахмаза «Ханафитский фикх. Каноны религиозной практики», выпущенной ИД «Медина» в 2007 году в серии «Ханафитское наследие» под общ. ред. Д.В. Мухетдинова. Предлагаем вашему вниманию фрагменты из нее.

Если человек захочет совершить хадж, ему следует приготовить деньги для оплаты всех необходимых расходов. Для того чтобы его хадж был принят, эти деньги должны быть приобретены дозволенными и не вызывающими никаких сомнений путями. Кроме того, ему следует подобрать себе праведного товарища, который сможет напомнить ему о необходимых вещах, если он забудет о чем-либо, и помочь ему, если он лишится сил.

Лучше всего отправляться в путь в обществе знающего и праведного человека, примеру которого можно следовать во время совершения обрядов хаджа.

Перед поездкой паломнику следует обойти всех своих братьев и друзей и попросить их простить его, если он в чем-либо провинился перед ними, а также обращаться к Аллаху с мольбами за него. Кроме того, паломник должен получить разрешение родителей на совершение хаджа, когда речь идет о добровольном хадже. Если хотя бы один из родителей не даст своего согласия из-за того, что он нуждается в его помощи, совершать хадж порицается, поскольку в подобном случае повиноваться родителям предпочтительнее, тогда как совершить предписанный хадж предпочтительнее, чем повиноваться родителям. Тому, кто имеет неоплаченный долг, также порицается совершать хадж, пока разрешения на это не даст его кредитор.

Лучше всего отправляться в путь в обществе знающего и праведного человека, примеру которого можно следовать во время совершения обрядов хаджа.

Следуя примеру Пророка, желательно отправляться в путь в четверг, а если это невозможно, то уезжать желательно в начале дня в понедельник. Перед выходом из дома, как и после возвращения домой, согласно сунне совершается молитва в два ракаата. Выходя из дома после молитвы, желательно сказать:

«О Аллах, благодаря Тебе я вышел, к Тебе я направляюсь, у Тебя ищу убежища и на Тебя полагаюсь, о Аллах, Тебе я доверяю и на Тебя надеюсь.

О Аллах, избавь меня от того, что беспокоило меня, чему я не придаю значения о чем Ты знаешь лучше меня. Силен тот, кто находится под Твоим покровительством, и нет бога, кроме Тебя! О Аллах, надели меня благочестием, прости мне грехи мои и направь меня к благому, куда бы я ни направлялся! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от трудностей пути, печального исхода, падения после возвышения и всего, что может доставить огорчение человеку, увидевшему свою семью, свое имущество и своих детей!»

Следуя примеру Пророка, желательно отправляться в путь в четверг, а если это невозможно, то уезжать желательно в начале дня в понедельник. Перед выходом из дома, как и после возвращения домой, согласно сунне совершается молитва в два ракаата.

Покидать свой дом следует с охотой, а находясь в пути — проявлять богобоязненность. Лучше всего полностью посвятить эту поездку делам поклонения Аллаху, однако, если наряду с этим паломник станет заниматься торговыми делами, награда его не уменьшится, поскольку в Коране сказано: «Не будет на вас греха, если станете вы искать милости от вашего Господа» (Коран, 2:198).

Желательно, чтобы при выходе из дома паломник также сказал: «С именем Аллаха, нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха, уповаю на Аллаха. О Аллах, помоги мне (совершать такие дела), которые Ты любишь и которыми останешься доволен, и упаси меня от проклятого шайтана», а потом прочитал аят аль-Курси (Коран, 2:255), а также суры «аль-Ихляс» (112), «альФаляк» (113) и «ан-Нас» (114).

Тому, кто сядет верхом или же на любое транспортное средство, желательно сказать: «С именем Аллаха, хвала Аллаху, Который указал нам путь к Исламу, научил нас Корану и оказал нам милость, (послав к нам) Мухаммада! Хвала Аллаху, Который причислил меня к лучшей из общин, созданных для людей, слава Тому, Кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу, поистине, мы вернемся к Господу нашему, и хвала Аллаху, Господу миров!».

Вхождение в состояние ихрама

Для защиты от холода паломнику разрешается также закутываться в любую другую нескроенную одежду при условии, что его голова и лицо будут оставаться открытыми. Кроме того, паломник может положить на плечи даже скроенную одежду, однако он не должен продевать руки в рукава. Все это разрешается делать в холодную погоду, в противном же случае это является порицаемым.

Желательно, чтобы перед вхождением в состояние ихрама паломник сбрил или причесал волосы, если он нуждается в этом, постриг усы и ногти на руках и ногах, удалил волосы под мышками и в паху, совершил половое сношение с женой, снял с себя всю скроенную одежду, обувь носки и перчатки и обнажил голову, совершил полное омовение. Если сделать это невозможно, совершается частичное омовение. Если же по тем или иным причинам человек не может сделать и этого, то перед молитвой, которая в связи с вхождением в состояние ихрама совершается в соответствии с сунной, паломнику следует очиститься песком. Полное омовение желательно совершить не ради ритуальной чистоты, а для очищения тела от грязи. По этой же причине полное омовение желательно совершать женщинам, у которых еще не закончились месячные или послеродовое кровотечение. В «Сунан» Абу Дауда и ат-Тирмизи приводятся хадисы, содержание которых указывает на то, что такие женщины совершали полное омовение, входили в состояние ихрама и выполняли все обряды хаджа, за исключением обхода Каабы, который им следует совершать только после очищения.

Затем паломник надевает изар, который должен прикрыть все части его тела от пупка до колен, и набрасывает на плечи накидку. Желательно использовать новые или по меньшей мере выстиранные и белые изар, и накидку. Чтобы изар не упал в толчее, поверх него повязывается пояс. Разрешается использовать по два и более изара (накидки), и в этом нет ничего порицаемого. Для защиты от холода паломнику разрешается также закутываться в любую другую нескроенную одежду при условии, что его голова и лицо будут оставаться открытыми. Кроме того, паломник может положить на плечи даже скроенную одежду, однако он не должен продевать руки в рукава. Все это разрешается делать в холодную погоду, в противном же случае это является порицаемым.

Женщина, вошедшая в состояние ихрама, остается в своей обычной скроенной одежде, так как обнажать определенные части тела, подобно мужчинам, ей запрещается. Кроме того, в состоянии ихрама женщине разрешается носить кожаные носки и перчатки.

Женщина, вошедшая в состояние ихрама, остается в своей обычной скроенной одежде, так как обнажать определенные части тела, подобно мужчинам, ей запрещается. Кроме того, в состоянии ихрама женщине разрешается носить кожаные носки и перчатки.

В «Сунан» Абу Дауда приводится хадис Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сообщила, что Посланник Аллаха разрешил женщинам носить кожаные носки. В состоянии ихрама женщине разрешается покрывать голову и закрывать лицо, но так, чтобы покрывало не касалось ее лица. Передают, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда мы были (в пути) вместе с Посланником Аллаха, находясь в состоянии ихрама, мимо нас проезжали всадники. Как только они догоняли нас, каждая (женщина) опускала свое покрывало с головы на лицо, когда же они проезжали дальше, мы открывали лица» (Абу Дауд).

Перед вхождением в состояние ихрама мужчине желательно умаститься такими благовониями, которые не оставляют следов на теле и волосах. Сообщается, что жена Пророка Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Мне приходилось умащать благовониями Посланника Аллаха, когда он готовился надеть ихрам, а также после того, как он снимал его перед совершением обхода Каабы » (аль-Бухари).

Согласно сунне после облачения в ихрам совершается молитва, для чего следует выбрать такое время, когда совершение молитв не считается порицаемым. Затем паломнику следует обратиться к Аллаху с мольбой о прощении и принести Ему искреннее покаяние за все совершенные грехи, после чего принять сердцем твердое решение войти в состояние ихрама для совершения хаджа.

Будет еще лучше, если при этом человек скажет вслух: «О Аллах, поистине, я хочу совершить хадж, так облегчи же его для меня и прими его от меня. Я вознамерился совершить хадж и искренне вошел в состояние ихрама для (совершения хаджа) ради Аллаха Всевышнего».



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.