Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №97 — Ислам в центрально-европейской части России
17.09.2009

Недавно Издательский дом «Медина» выпустил в свет очередной, 4-й выпуск энциклопедического словаря из серии «Ислам в Российской Федерации». Предлагаем вашему вниманию интервью с ответственным редактором словаря кандидатом исторических наук Дамиром Зинюровичем Хайретдиновым.

— Уважаемый Дамир Зинюрович! Не могли бы вы рассказать, каков предмет исследования только что вышедшего словаря?

— 4-й том энциклопедического словаря посвящен территории центрально-европейской части России. Словарь описывает наиболее значимые явления, объекты, персоналии и историографию прошлого и современности ислама и мусульман в 19 регионах России: Белгородской, Брянской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Яро-славской областях и Рес-публике Мордовия.

Более точное определение географии – это Центральный федеральный округ (ЦФО) без Москвы и Московской области, плюс Вологодская область из состава Северо-Западного округа, а также два важных региона, входящие в состав Поволжского федерального округа, – это Мордовия и Пензенская область.

— Такая «нарезка» регионов в словарь подобрана как-то специально?

— Помимо современного административно-территориального районирования (подавляющее большинство указанных регионов входят в состав ЦФО), на компоновку регионов в словарь повлияла их общность в историческом аспекте. Южные области в составе ЦФО составляли единый социогеографический комплекс во времена Золотой Орды, а некоторые из них – как Воронежская, Белгородская и Курская области – и в эпоху Хазарского каганата. В доордынский же период отмечаются такие мусульманские этносы, как буртасы – на территории Пензенской области, Мордовии и волжские булгары, постоянные контакты с которыми фиксируются в Рязанской, Владимирской, Ивановской областях. Хотя монгольское нашествие значительно изменило этническую карту Восточной Европы, реликты прежней эпохи длительное время оставались на данной территории, свидетельством чего являются, например, Новохарьковский могильник, оставленный аланами – наследниками салтово-маяцкой культуры, или Болгорская волость под Тверью.

— То есть вы хотите сказать, что словарь отражает, помимо прочего, и эпоху хазарской государственности?

— Совершенно верно. Древнейшие этапы истории ислама и мусульман, их взаимоотношений с другими народами – славянами, угро-финнами и др. исследованы в настоящем издании благодаря статьям археологов. Это более 10 авторов из Владимирской области, Курска, Пензы, Рязани, Плёса Ивановской области, Тулы, Ельца Липецкой области и др. Такое масштабное привлечение специалистов из области археологии произошло впервые в рамках серии словарей «Ислам в РФ» и, в общем-то, само по себе является небольшой сенсацией. Дело в том, что, к сожалению, даже в соседних регионах иногда имеется весьма поверхностное представление о том, над чем конкретно работают коллеги из близлежащих областей. Археологии, пожалуй, это касается прежде всего: ведь многие памятники, даже раскопанные и изученные уже в течение длительного времени, до сих пор не описаны. Сказанное тем более верно относительно проблематики ислама в центрально-европейской части России: эта тема практически никем целенаправленно не изучалась, зачастую открыто игнорировалась, и уж тем более не исследовалась комплексно. Так что наш словарь стал пионером в этой проблематике.

— Как же удалось привлечь столь значительное число ученых?

— Основная заслуга здесь принадлежит нашему коллеге, эксперту Федерации мигрантов России Дмитрию Витальевичу Макарову, который лично объездил огромный регион, изучаемый в этом издании, и координировал научную работу при составлении словаря. Всего же в словаре представлено более 500 статей, написанных почти 50 авторами. Историки-архивисты (10 авторов) внесли весомый вклад в изучение позднефеодального и имперского времени (а также, относительно только Пензенской области – и советской эпохи). Этнологи представили свое видение процессов этногенеза тех или иных национальных групп, исповедующих ислам, описали их жизнь в недавнем прошлом и современности. Уникальны статьи о роли ислама в истории и культуре мордовского народа. Журналисты и публицисты, философы, преподаватели вузов, активисты мусульманских организаций дополнили издание статьями о советском и нынешнем периодах бытования мусульманских общин.

— Возвращаясь к теме Хазарии: что интересного представлено в словаре по этой проблематике?

— Знаете, по хазарской теме вопросов больше, чем ответов. Зачастую при изучении эпохи Хазарского каганата ученые руководствуются, скажем так, неким заказом. Например, одна крупная исследовательница хазарской тематики полагает, что «менее всего в Хазарии пользовался популярностью ислам». Новые данные, представленные в нашем словаре, утверждают об обратном: на западной периферии каганата были мусульманские города и села, сохранились мусульманские могильники.

В целом, я полагаю, многие устоявшиеся выводы по доордынской эпохе, которые приняты в нашей историографии, в свете последних находок археологов на юге России и северо-востоке Украины, следует в корне пересматривать.

— Кстати, кто такие буртасы, о которых вы сказали выше?

— В словаре представлено более десятка статей, связанных с буртасской тематикой. Однако, несмотря на кажущееся обилие материалов, однозначного ответа на ваш вопрос до сих пор не существует. Это связано с тем, что эту проблематику практически никто не изучает, за исключением считанного числа специалистов.

— Выше вы говорили о широкой географии авторов словарных статей. Наверное, среди них есть и те, кто не согласен с вашими воззрениями. Не мешало ли это в работе над этим томом?

— Концептуальная несовместимость взглядов представителей различных научных школ являлась одной из ключевых проблем при составлении словаря. Вслед за Хусаином Фаизхановым мы признаем существование Касимовского ханства как одного из постордынских государственных образований, не имевшего, однако, полного политического и монархического суверенитета. По аналогии, мы указываем на наличие в средневековой Московии целого ряда тюрко-мусульманских автономных и историко-географических образований, ликвидированных после воцарения Романовых.

— Татары Центральной России в основном крестились и ассимилировались?

— Да, но дело в том, что дальнейшая территориальная экспансия России привела к включению в ее состав таких мусульманских земель, как Крым, Северный Кавказ, Закавказье, Казахстан, Средняя Азия, выходцы из которых в XVIII–XIX вв. в качестве почетных пленников, военных ссыльных появлялись и в Центральной России. В новое время татары, в первую очередь из нижегородских земель, возродили исчезнувшие мусульманские общины в Ярославле, Твери, Костроме (в этом случае речь идет о местных татарах – потомках романовских ногайцев), построив здесь мечети, и попытавшись сделать то же самое в Иваново, Вологде, Курске, Калуге.

Таким образом, к Новому времени территория Центральной России, которая традиционно в российской историографии рассматривается исключительно с москвоцентричных, мононациональных позиций, в действительности вобрала в себя многочисленные мусульманские элементы из различных этнических групп, из разных регионов огромной Российской империи.

— Кроме татар, какие другие мусульманские народы проживают в регионе?

— Уже в советский период к старожилам-татарам добавились трудовые мигранты из Азербайджана, Кавказа и Средней Азии, а также представители репрессированных народов. Разумеется, в тот период религиозная жизнь среди них не могли вестись легально, но в некоторых регионах она не прерывалась и в годы репрессий. Интересным и неожиданным является тот факт, что в Курске мусульмане заключили официальный договор с советской властью о пользовании мечетью, а в таком регионе, как Тамбовщина, одна из мечетей не закрывалась на протяжении всего советского периода. Активно действовали, особенно в послевоенный период, неофициальные муллы Ярославля, Костромы, Тулы, Курска, Иванова, Владимира, не говоря уже о Пензенской области и Мордовии.

Возрождение религиозной жизни, происходящее здесь с 1990-х гг., сопровождается резким изменением этнодемографической ситуации. Среди причин этого – и экономическая, и обусловленная конфликтами миграция из регионов Северного Кавказа и Средней Азии. Проблемы, возникающие при этом, могут быть разрешены с учетом богатой истории ислама в регионе. Так, в большинстве областей ЦФО мигранты позднего времени вливались в существующие мусульманские общины.

— Большое спасибо! Позвольте пожелать успехов в вашем творчестве.

Беседовал
Ильдар Нуриманов

Продолжение следует...



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.