Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №96 — Мозаика
28.08.2009

Страницу подготовила
Нина АЛЕКСАНДРОВА

ДИАЛОГ цивилизаций

Британский путешественник, писатель, этнограф Ричард Фрэнсис Бертон в 1853 году предпринял рискованное путешествие в далекую Аравию. Англичанин Бертон не был первым европейцем-немусульманином, предпринявшим хадж. Но паломничество и его описание стали самыми известными и популярными. В апреле 1853 года одетый по-восточному Бертон выехал из Лондона. В начале своего пути он был представлен как персидский принц. В Александрии Бертон превратился в индийского доктора, а затем продолжил путешествие под видом странствующего дервиша. Хаджи Уели, попутчик Берона, предложил ему представляться везде выходцем из Афганистана. В пути иностранцу помогали молодой араб Магомед и индийский мальчик Нур.

Мы вошли в очерченный вокруг Каабы овал западной дверью... Миновав Авраамово место, мы подошли к колодцу Земзем; там выпили по целой чашке этой солодковатой воды, дали порядочную сумму разносчикам ее, которые тут же при нас разделили большую часть денег бедным пилигримам. Наконец мы достигли входа в Каабу, или, лучше юго-восточного угла здания, которое примыкает к ней. Там хранился знаменитый Черный камень. Нам не позволили на этот раз приблизиться; мы должны были издали совершать наши молитвы; затем началось хождение вокруг камня. Ходили мы по овальной полированной площадке вокруг Каабы: три круга скорым гимнастическим шагом и четыре медленным, и все твердя указанные молитвы.

После этих обхождений мы хотели попробовать приложиться к Черному камню; вокруг него теснилась толпа бедуинов и пилигримов, и я отчаивался просто подойти поближе посмотреть камень, но Магомед доказал здесь, что он умеет преодолевать препятствия. Несколько раз он напрасно обращался к пилигримам с просьбою посторониться, но они и не поворачивались, предоставляя нам глядеть на их спины и затылки; тогда Магомед собрал человек шесть своих знакомых из Мекки и, недолго думая, с их энергичною помощью живо очистил место для прохода. Бедуины окрысились на нас, но они были без оружия; к тому же (то было осеннее время) в продолжение предыдущих шести месяцев они сидели на одном молоке и походили на какие-то мумии, я один справился бы по крайней мере с полудюжиной их. Таким образом, несмотря на всеобщее негодование, мы добрались таки до камня и оставались там около 10 минут, не слушая криков негодующих.

Я внимательно рассматривал этот камень, усердно целуя его и ощупывая руками и лбом...

Мы изнемогали от усталости, ноги и голова побагровели от горячих плит и лучей солнца. Я не мог больше выносить и ушел из мечети.

Вечером я опять посетил Святилище вместе с Магомедом и шейхом Нуром, который шел сзади и нес фонарь и коврик для молитвы. Раз испытавши всю ужасную боль поклонения святому месту днем, я не хотел пропустить случая насладиться там всею прелестью и обаянием восточной ночи. Свет ночной луны падал на холме Абу-Кубаиса и таинственно освещал всю картину. В середине освященного места, как огромная гробница, возвышалось здание совсем темное, исключая некоторых мест, где луч света падает на драпировку: точно серебряные полосы извивались на самом черном мраморе. Это невольно поражает взоры. Перед этим стушевались бы здания даже вроде грандиозных пагод с их золочеными и лепными куполами. Перед глазами был только этот храм единому Богу, Богу Авраама, Измаила и его потомства.

На овальных подмостках вокруг Каабы стояла целая толпа мужчин, женщин и детей; почти все были разделены на группы, из которых одни бегали, другие шли медленно-важно, третьи стояли и просто молились. Сколько контрастов!

Имена

«Особо одаренный акын»

Толтогул Сатылганов — наиболее яркий и талантливый представитель культуры киргизского народа конца XIX — начала XX вв. Он родился в 1864 году в местечке Сасык-Джийде в семье бедняка. Старшие дети в семье Сатылгана Токсонбаева рано умирали. Родители, переживая за судьбу новорожденного сына, назвали Токтогул, в переводе «не умирай», «оставайся с нами». Дарования и музыкальные способности Токтогула проявились рано, и в этом огромная роль принадлежала его матери. Бурма славилась в народе своими поэтическими причитаниями, которая она слагала в дни свадеб и похорон.

С детства Токтокул познал нужду. Он вынужден был покинуть родной дом и наняться в подпаски к баю, испытав всю горечь пастушьей жизни. Вспоминая свои детские годы, Токтогул рассказывал: «Полуголодное существование, тяжелый, неблагодарный труд родителей и суровая природа Сасык-Джийды навсегда остались в памяти моей!»

Не умея писать, читать, все свое свободное время Токтогул посвящал музыке. Задушевные, правдивые песни были близки и нравились народу. Токтогула стали приглашать на праздники. Звучали заунывные песни киргизского акына и на поминках. На поэтических состязаниях Токтогул своим талантом, неподражаемой манерой исполнения всегда одерживал победу. Все больше росла поэтическая слава молодого акына, его имя стало известным по всей территории огромной степи. Со своими песнями Токтогул объездил многие уголки Киргизии. В его песнях звучала боль и переживания за свой народ, за судьбу дехканина-бедняка.

В 1898 году за участие в восстании он был сослан в Сибирь. Около десяти лет Токтогул пробыл на сибирской каторге, мужественно перенося изнурительный труд на рудниках, тяжелые условия жизни узников. Тоска по родине, унижения толкают его на побег. Осенью 1910 года после долгих скитаний по Сибири Токтогул вернулся в Киргизию. На родине он не застал живыми отца и единственного сына. После возвращения на родину акын слагает песни, проникнутые любовью к матери, родине. Всех восхищало мастерское исполнение Токтокулом песен и игра на комузе. Он хранил в своей памяти огромное количество мелодий не только киргизов, но и татар, узбеков, казахов.

Он умер в апреле 1933 года, окруженный любовью и заботой своего народа.

 

КОЛЛЕКЦИЯ ЦИТАТ

Нет ничего вернее мудрого совета: «Не проси у лгуна — он приблизит тебя к исполнению твоей просьбы на словах и отдалит на деле; не проси у глупца — он захочет быть тебе полезным и навредит; не проси через посредника — он будет просить не за тебя, а за себя».

Ибн Абд Раббихи «Чудесное ожерелье»

 

ДАТЫ И СОБЫТИЯ сентября

5 — 120 лет со дня рождения Ибрагима Амирханова (1889–1938), татарского политического деятеля, юриста.

15 — 90 лет со дня рождения Мансура Абдуллина (1919–1996), Героя Советского Союза.

15–16 — Ночь Могущества и Предопределения.

19 — 140 лет со дня рождения Шайхульислама Хамиди (1869–1911), татарского религиозного деятеля.

19 — 90 лет со дня рождения Анвара Фасхутдинова (1919–1995), народного артиста ТАССР.

20 — праздник разговенья — Ураза-байрам.

22 — День языков народов Казахстана.

25 — 100 лет со дня рождения Мусагита Мустафина (1909–1941), татарского писателя

 

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Джафарли Н. Азербайджанское государство Сефевидов (государственный строй). — СПб.: Юридический центр Пресс, 2009. — 249 с.

Книга посвящена исследованию малоизученных страниц истории государственности Азербайджана, правлению династии Сефевидов.

Женщины Кавказа: фотографии, живопись, скульптура, графика / Сост. А.А. Галазова и др. — М.: Фортуна ЭЛ, 2008. — 240 с.

В основу фотоальбома вошли материалы выставки «Мир Кавказа», организованной Региональным общественным фондом содействия развитию культуры в 2004–2006 годах. Презентация альбома проходила в апреле этого года в Московском доме национальностей. В издание вошли уникальные фотографии конца XIX — начала XX вв., раскрывающие образы кавказских женщин



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2022 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.