Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №96 — Сохраним сокровища Хан-Кермана
28.08.2009

Ханская мечетьДелегация Духовного управления мусульман Нижегородской области 13 августа совершила визит в город Касимов Рязанской области, в прошлом — один из крупнейших центров мусульманской общины России. Делегация в составе председателя Совета улемов ДУМНО Дамира-хазрата Мухетдинова и руководителя международного отдела ДУМНО посетили действующую новую мечеть Касимова, здание Ханской мечети, являющееся ныне городским краеведческим музеем, Кастровское медресе, текие Шах-Али, текие Авган-Мухаммеда, татарское кладбище и другие историко-архитектурные достопримечательности города. Общее впечатление от поездки было весьма тягостным: древнейшие из сохранившихся в России мусульманских памятников до сих пор не возвращены последователям Ислама, несмотря на солидные достижения в аналогичном процессе у других конфессий нашей страны, прежде всего РПЦ. Более того, многие памятник культуры, такие как текие Авган-Мухаммеда и старинные мавзолеи на Мусульманском кладбище, требуют срочных охранительных мероприятий, поскольку разрушаются у нас на глазах.

ДЛЯ СПРАВКИ: Среди татар долгое время город Касимов именовался как Хан-Керман, «город Хана» или «Царь-град»

Как представляется, поскольку материальная сторона вопроса в случае возвращения Ханской мечети мусульманам окажется непосильным бременем для местной общины, вероятно, в данном случае основную ответственность за ее судьбу должно нести Духовное управление мусульман европейской части России (ДУМЕР). В том, что финансовые возможности ДУМЕР позволят обеспечить функционирование Ханской мечети Касимова, сомневаться не приходится в свете масштабной помощи в адрес ДУМЕР со стороны государства. В том, что возвращение Ханской мечети (минарет которой является одним из замечательных и немногих сохранившихся памятников постордынской архитектуры) должно стать своего рода идеей фикс для мусульман, прежде всего мусульман Москвы, мы тоже не сомневаемся. Ведь именно касимовские татары в конце XIX — начале ХХ веков были инициаторами и финансистами всех самых крупных построенных тогда мечетей в Российской империи, в том числе знаменитой теперь уже на весь мир (особенно после ее посещения президентом России Д. А. Медведевым в июле с. г.) соборной мечети Москвы. Наш долг, долг всех мусульман России, и прежде всего лично руководства ДУМЕР, — вернуть Ханскую мечеть мусульманской умме и обеспечить ее работоспособность, как то и полагается в знак нашей признательности перед касимовскими татарами прошлого. Думается, что лучшего повода, чем съезд ДУМЕР в сентябре 2009 года, для составления обращения на имя президента Д. А. Медведева и дальнейшего продвижения этой инициативы и не найти.

Духовное управление мусульман Нижегородской области в свою очередь готово внести посильную лепту в оживление культурно-религиозной жизни касимовских мусульман, с одной стороны, и в процесс ознакомления российских приверженцев Ислама с духовным наследием Касимова в нашей истории — с другой. Недавно вышел в свет массовым тиражом энциклопедический словарь «Ислам в центральноевропейской части России», экземпляры которого уже были подарены руководителям касимовских мусульман. Данный, 4-й том словаря из серии «Ислам в Российской Федерации» основное внимание уделяет мусульманам ряда значимых регионов Центральной России, в том числе Касимову и его окрестностям. В дальнейшем мы намерены публиковать на страницах газеты «Медина аль-Ислам» те или иные материалы, посвященные мусульманам Касимова и других регионов, чтобы читатели воочию убедились в огромной роли, которую сыграли уроженцы и выходцы из Центральной России в деле развития Ислама в нашей стране.

Ханская мечеть в Касимове — памятник татарской культовой архитектуры. По общепринятой версии, была построена в 1467 году по указанию основателя Касимовского ханства султана Касима бин Улуг-Мухаммеда. Однако, согласно Кадыр-Али бию — придворному летописцу хана Ураз-Мухаммеда, мечеть была выстроена в XVI веке при хане Шах-Али (1515–1567). Мечеть получила свое название не только оттого, что была самой знаменитой и большой мечетью в ханстве, но и потому, что в ней происходил обряд возведения хана на престол. Имам-хатыбами мечети являлись сейиды из рода Шакуловых.

После ликвидации Касимовского ханства в 1681 году значение Ханской мечети несколько снизилось; она стала соборной мечетью мусульман Касимова. С конца XVII века и до 1760-х гг. в Касимове и в его окрестностях активно проводилась политика по христианизации татар; кульминацией этой политики стал приезд в 1702 году в Касимов Петра I (посетившего город не с религиозными целями). Согласно широко распространенному преданию, проплывая по Оке, Петр принял Ханскую мечеть за церковь и перекрестился, а затем в гневе приказал снести мечеть, что и было сделано. Однако уцелел и дошел до наших дней уникальный минарет мечети, выстроенный из окского камня. Минарет представляет собой массивную цилиндрическую башню с площадкой для муэдзина наверху, на которой возвышается малый цилиндр, покрытый сфероконическим куполом; его аналогами являются Большой и Малый минареты в Булгаре (ныне территория Татарстана). В эпоху Касимовского ханства минарет Ханской мечети выполнял также функцию смотровой военной вышки.

Кастровское медресеНесколько десятилетий мусульманам не дозволялось возродить Ханскую мечеть. Лишь в эпоху Екатерины II касимовские татары получили необходимое разрешение. В 1768 году на старом фундаменте рядом с уцелевшим минаретом по разрешению и именному указу императрицы была выстроена каменная одноэтажная мечеть. Сохранился текст указа Екатерины II о возрождении Ханской мечети. Быстрое возрождение мечети произошло благодаря усилиям сейида Бектемира и его сына Бурхана Шакуловых, мурз Ибрагима и Юсуфа Чанышевых, других мурз и сейидов Касимова.

В 1835 году на средства семьи Шакуловых был выстроен из кирпича второй этаж мечети с куполом в стиле классицизма. В целом Шакуловы продолжали руководить жизнью Ханской мечети. Так, богатый касимовский промышленник Хамза Шакулов длительный период времени являлся ее попечителем. Однако, активно занявшись еще в первой половине XIX века предпринимательской деятельностью, они уже не становились имамами. Вскоре на долгие десятилетия в мечети утвердилась династия имамов Давлекамовых.

Первый представитель этой семьи, ставший имамом мечети, — Абдулвахит Исмагилович был уроженцем деревни Бастаново близ Касимова. Он получил должность имам-хатыба и мударриса в 1800 году. Именно он при поддержке Шакуловых, Максутовых и Давлетгильдеевых основал в 1808 году в Касимове медресе (впоследствии — Кастровское медресе).

Его сын Фазлулла Давлекамов, ставший вторым имамом Ханской мечети 19 октября 1827 года, помогал отцу в руководстве медресе. Он был удостоен звания ахуна и награжден серебряной медалью с надписью «За усердие» на анненской ленте.

Имамам Давлекамовым удавалось на протяжении длительного периода успешно отражать нападки Касимовской противомагометанской миссии во главе с известным миссионером В. В. Доронкиным.

Старое татарское кладбищеПоскольку позиции Давлекамовых в приходе Ханской мечети к середине XIX века сильно укрепились, а влияние Шакуловых падало, последние в 1850 году на должность муэдзина мечети выдвинули бывшего муллу деревни Акашево Краснослободского уезда Пензенской губернии мурзу Тухватуллу Курамшевича Агеева. После смерти в 1855 году Абдулвахита Давлекамова Шакуловы пытались сделать Агеева имамом-хатыбом Ханской мечети, но Т. К. Агеев, уже имевший соответствующий документ, неожиданно отказался от этого поста. Хотя позднее он являлся вторым имамом мечети, роль Давлекамовых в мусульманской общине Касимова лишь усиливалась. 8 июля 1857 года брат Фазлуллы — Изатулла Давлекамов стал имамом (а с 1866 года — имамом-хатыбом) Ханской мечети. Будучи ахуном Касимова, И. Давлекамов 5 августа 1876 года направил обращение на имя муфтия С. Тевкелева с просьбой о ходатайстве перед правительством об освобождении мусульман от участия в работе суда по пятницам.

В 1870 году вместо умершего Т. К. Агеева вторым имамом был избран Хасан Изатуллович Давлекамов. В 1878 году должность имама-хатыба и мударриса получил Мухамедвали Изатуллович Давлекамов, ставший в 1884 году ахуном. Он активно участвовал в создании и становлении Касимовского мусульманского благотворительного общества. Последним имамом Ханской мечети с 19 июля 1903 года стал Фатихиддин Хасанович Давлекамов.

Значительный интерес представляют впечатления дореволюционного историка Н. И. Шишкина о посещении им Ханской мечети в конце XIX века. Он отмечал, что михраб и стены мечети были мраморными; из здания мечети имелся заваленный подземный ход к текие Шах-Али.

Вскоре после установления советской власти Ханская мечеть была закрыта; с 1930-х гг. в ее здании размещается Касимовский краеведческий музей (основан в 1922 году). С конца 1980-х гг. мусульмане Касимова добивались у городских властей возврата Ханской мечети. Аргументом властей в отказе освободить мечеть было то, что мусульманская община не сможет по финансовым причинам содержать старинное здание мечети — памятник архитектуры. В середине 1990-х года было принято компромиссное решение: мусульманам передавалось здание Новой мечети Касимова, а в здании Ханской мечети оставалась лишь экспозиция, посвященная истории и культуре касимовских татар (до этого в бывшем молитвенном зале мечети размещались фонд и экспозиция краеведческого музея, в том числе иконы и картины).

Позиция нынешнего руководства мусульманской общины Касимова заключается в том, что содержать в необходимом виде Ханскую мечеть возможностей у общины пока нет. Однако эта мечеть является прежде всего зданием, предназначенным для культовых целей, построена самими мусульманами, имеет богатейшую историю, в связи с чем полезно обратиться к положительному опыту взаимодействия Русской православной церкви и учреждений культуры для совместного ведения над Ханской мечетью со стороны мусульманской общины и краеведческого музея.

Текие Шах-Али — мавзолей правителя Касимовского и Казанского ханств Шах-Али б. Шейх-Аулиара, расположен в г. Касимове Рязанской обл. ок. Ханской мечети. Памятник татарской средневековой архитектуры.

Построен в XVI в. Представляет собой белокаменное, двухкамерное сооружение с позднейшими сводчатыми кирпичными перекрытиями и арочными дверными и оконными проемами; размеры здания – 13,5 х 8,5 м, высота – 5 м.

В текие Шах-Али две комнаты: небольшая – предназначенная для поминовения и большая – место захоронений. Внутри мавзолея – сводчатый подвал.

Здание имеет 4 окна и 2 входные двери. Над одной из дверей располагается каменная плита с высеченною рельефною надписью: «Строитель и собственник этого здания – Шах-Али-хан, сын Шейх-Аулиара-султана, 21 числа месяца рамазана 962 года» (9.08.1555 г. Р.Х.) – т.е. мавзолей был выстроен еще при жизни хана Шах-Али (он умер в 1567 г.). Рядом высечен также текст из Корана (аят аль-Курсий, 2:256).

Активное изучение текие Шах-Али проводилось в XIX – нач. XX вв. Среди ученых, изучавших архитектурные особенности текие Шах-Али и памятники, расположенные в его помещениях были В.В. Вельяминов-Зернов, Н.И. Шишкин, Х. Фаизханов и др. В этот период было установлено, в частности, что внутри усыпальницы похоронены не менее 9 чел., в т.ч. сам Шах-Али; его жена Буляк-Шах и воспитанницы ханской семьи Хан-Салтан и Маги-Салтан; астраханский царевич Гайбулла б. Аккубек и его дочь; Алтын-сач, мать касимовского хана Саин-Булата, его сестра, и др.

В связи с тем, что большинство татарских архитектурных памятников золотоордынского и постордынского периодов были разрушены, текие Шах-Али, а также минарет Ханской мечети и текие Авган-Мухаммеда, расположенные в Касимове, представляют собой уникальные свидетельства развития татарского средневекового зодчества.

Текие Авган-Мухаммеда — мавзолей, расположенный в г. Касимове Рязанской области; памятник татарской средневековой архитектуры. Построен в 1649 году, в период правления касимовского султана Сеид-Бурхана бин Арслана (1624-1679). Представляет собой кирпичный двухкамерный мавзолей приблизительно 10 на 6 метров, высотой более 4 метров, со сводчатыми перекрытиями в традициях татарского зодчества. В здании имеется шесть окон: по два с длинных и по одному с коротких сторон. Наличники окон, фронтон, пилястры и карнизы оформлены в соответствии с канонами каменной архитектуры XVII века и украшены цветными изразцами. Находится на месте Старопосадского кладбища (по существу, является единственным внешним напоминанием о существовании данного кладбища).

Над входом в текие со стороны длинного западного фасада возвышается фронтон, куда вмазан камень с надписью: «В 1058 году (1649) благословенного месяца Рамазана в 9 день... сын Араб-Мухамед-хана Авган-Мухаммед-султан ушел из этого мира. Над ним соорудила это здание супруга его Алтын-Ханым, дочь Хаджим-султана». Царевич Авган-Мухаммед являлся сыном хивинского хана Араб-Мухаммеда. С 11 лет и вплоть до своей кончины в 1648 году он жил в Москве, пользуясь рядом привилегий со стороны московского престола. Кроме царевича, в текие похоронена его супруга Алтын-сач (дочь сибирского царевича Азима бин Кучума и царицы Карачаци, падчерица касимовского хана Арслана бин Али), а также некоторые ее родственники.

Начиная с XIX века, архитектурные особенности текие и памятники, расположенные внутри здания, были неоднократно исследованы. В начале 2000-х гг. текие было отреставрировано.

Лит.: Сафаров М. Текие Авган-Мухаммеда;

Текие Шах-Али; Ханская мечеть // Ислам в Центрально-Европейской части России. Энциклопедический словарь. Вып. IV. Гл. ред. серии Д. В. Мухетдинов. — М. — Нижний Новгород, 2009, с. 297–298, 329–330.



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2019 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.