Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №96 — Сохраним сокровища Хан-Кермана
28.08.2009

Ханская мечетьДелегация Духовного управления мусульман Нижегородской области 13 августа совершила визит в город Касимов Рязанской области, в прошлом — один из крупнейших центров мусульманской общины России. Делегация в составе председателя Совета улемов ДУМНО Дамира-хазрата Мухетдинова и руководителя международного отдела ДУМНО посетили действующую новую мечеть Касимова, здание Ханской мечети, являющееся ныне городским краеведческим музеем, Кастровское медресе, текие Шах-Али, текие Авган-Мухаммеда, татарское кладбище и другие историко-архитектурные достопримечательности города. Общее впечатление от поездки было весьма тягостным: древнейшие из сохранившихся в России мусульманских памятников до сих пор не возвращены последователям Ислама, несмотря на солидные достижения в аналогичном процессе у других конфессий нашей страны, прежде всего РПЦ. Более того, многие памятник культуры, такие как текие Авган-Мухаммеда и старинные мавзолеи на Мусульманском кладбище, требуют срочных охранительных мероприятий, поскольку разрушаются у нас на глазах.

ДЛЯ СПРАВКИ: Среди татар долгое время город Касимов именовался как Хан-Керман, «город Хана» или «Царь-град»

Как представляется, поскольку материальная сторона вопроса в случае возвращения Ханской мечети мусульманам окажется непосильным бременем для местной общины, вероятно, в данном случае основную ответственность за ее судьбу должно нести Духовное управление мусульман европейской части России (ДУМЕР). В том, что финансовые возможности ДУМЕР позволят обеспечить функционирование Ханской мечети Касимова, сомневаться не приходится в свете масштабной помощи в адрес ДУМЕР со стороны государства. В том, что возвращение Ханской мечети (минарет которой является одним из замечательных и немногих сохранившихся памятников постордынской архитектуры) должно стать своего рода идеей фикс для мусульман, прежде всего мусульман Москвы, мы тоже не сомневаемся. Ведь именно касимовские татары в конце XIX — начале ХХ веков были инициаторами и финансистами всех самых крупных построенных тогда мечетей в Российской империи, в том числе знаменитой теперь уже на весь мир (особенно после ее посещения президентом России Д. А. Медведевым в июле с. г.) соборной мечети Москвы. Наш долг, долг всех мусульман России, и прежде всего лично руководства ДУМЕР, — вернуть Ханскую мечеть мусульманской умме и обеспечить ее работоспособность, как то и полагается в знак нашей признательности перед касимовскими татарами прошлого. Думается, что лучшего повода, чем съезд ДУМЕР в сентябре 2009 года, для составления обращения на имя президента Д. А. Медведева и дальнейшего продвижения этой инициативы и не найти.

Духовное управление мусульман Нижегородской области в свою очередь готово внести посильную лепту в оживление культурно-религиозной жизни касимовских мусульман, с одной стороны, и в процесс ознакомления российских приверженцев Ислама с духовным наследием Касимова в нашей истории — с другой. Недавно вышел в свет массовым тиражом энциклопедический словарь «Ислам в центральноевропейской части России», экземпляры которого уже были подарены руководителям касимовских мусульман. Данный, 4-й том словаря из серии «Ислам в Российской Федерации» основное внимание уделяет мусульманам ряда значимых регионов Центральной России, в том числе Касимову и его окрестностям. В дальнейшем мы намерены публиковать на страницах газеты «Медина аль-Ислам» те или иные материалы, посвященные мусульманам Касимова и других регионов, чтобы читатели воочию убедились в огромной роли, которую сыграли уроженцы и выходцы из Центральной России в деле развития Ислама в нашей стране.

Ханская мечеть в Касимове — памятник татарской культовой архитектуры. По общепринятой версии, была построена в 1467 году по указанию основателя Касимовского ханства султана Касима бин Улуг-Мухаммеда. Однако, согласно Кадыр-Али бию — придворному летописцу хана Ураз-Мухаммеда, мечеть была выстроена в XVI веке при хане Шах-Али (1515–1567). Мечеть получила свое название не только оттого, что была самой знаменитой и большой мечетью в ханстве, но и потому, что в ней происходил обряд возведения хана на престол. Имам-хатыбами мечети являлись сейиды из рода Шакуловых.

После ликвидации Касимовского ханства в 1681 году значение Ханской мечети несколько снизилось; она стала соборной мечетью мусульман Касимова. С конца XVII века и до 1760-х гг. в Касимове и в его окрестностях активно проводилась политика по христианизации татар; кульминацией этой политики стал приезд в 1702 году в Касимов Петра I (посетившего город не с религиозными целями). Согласно широко распространенному преданию, проплывая по Оке, Петр принял Ханскую мечеть за церковь и перекрестился, а затем в гневе приказал снести мечеть, что и было сделано. Однако уцелел и дошел до наших дней уникальный минарет мечети, выстроенный из окского камня. Минарет представляет собой массивную цилиндрическую башню с площадкой для муэдзина наверху, на которой возвышается малый цилиндр, покрытый сфероконическим куполом; его аналогами являются Большой и Малый минареты в Булгаре (ныне территория Татарстана). В эпоху Касимовского ханства минарет Ханской мечети выполнял также функцию смотровой военной вышки.

Кастровское медресеНесколько десятилетий мусульманам не дозволялось возродить Ханскую мечеть. Лишь в эпоху Екатерины II касимовские татары получили необходимое разрешение. В 1768 году на старом фундаменте рядом с уцелевшим минаретом по разрешению и именному указу императрицы была выстроена каменная одноэтажная мечеть. Сохранился текст указа Екатерины II о возрождении Ханской мечети. Быстрое возрождение мечети произошло благодаря усилиям сейида Бектемира и его сына Бурхана Шакуловых, мурз Ибрагима и Юсуфа Чанышевых, других мурз и сейидов Касимова.

В 1835 году на средства семьи Шакуловых был выстроен из кирпича второй этаж мечети с куполом в стиле классицизма. В целом Шакуловы продолжали руководить жизнью Ханской мечети. Так, богатый касимовский промышленник Хамза Шакулов длительный период времени являлся ее попечителем. Однако, активно занявшись еще в первой половине XIX века предпринимательской деятельностью, они уже не становились имамами. Вскоре на долгие десятилетия в мечети утвердилась династия имамов Давлекамовых.

Первый представитель этой семьи, ставший имамом мечети, — Абдулвахит Исмагилович был уроженцем деревни Бастаново близ Касимова. Он получил должность имам-хатыба и мударриса в 1800 году. Именно он при поддержке Шакуловых, Максутовых и Давлетгильдеевых основал в 1808 году в Касимове медресе (впоследствии — Кастровское медресе).

Его сын Фазлулла Давлекамов, ставший вторым имамом Ханской мечети 19 октября 1827 года, помогал отцу в руководстве медресе. Он был удостоен звания ахуна и награжден серебряной медалью с надписью «За усердие» на анненской ленте.

Имамам Давлекамовым удавалось на протяжении длительного периода успешно отражать нападки Касимовской противомагометанской миссии во главе с известным миссионером В. В. Доронкиным.

Старое татарское кладбищеПоскольку позиции Давлекамовых в приходе Ханской мечети к середине XIX века сильно укрепились, а влияние Шакуловых падало, последние в 1850 году на должность муэдзина мечети выдвинули бывшего муллу деревни Акашево Краснослободского уезда Пензенской губернии мурзу Тухватуллу Курамшевича Агеева. После смерти в 1855 году Абдулвахита Давлекамова Шакуловы пытались сделать Агеева имамом-хатыбом Ханской мечети, но Т. К. Агеев, уже имевший соответствующий документ, неожиданно отказался от этого поста. Хотя позднее он являлся вторым имамом мечети, роль Давлекамовых в мусульманской общине Касимова лишь усиливалась. 8 июля 1857 года брат Фазлуллы — Изатулла Давлекамов стал имамом (а с 1866 года — имамом-хатыбом) Ханской мечети. Будучи ахуном Касимова, И. Давлекамов 5 августа 1876 года направил обращение на имя муфтия С. Тевкелева с просьбой о ходатайстве перед правительством об освобождении мусульман от участия в работе суда по пятницам.

В 1870 году вместо умершего Т. К. Агеева вторым имамом был избран Хасан Изатуллович Давлекамов. В 1878 году должность имама-хатыба и мударриса получил Мухамедвали Изатуллович Давлекамов, ставший в 1884 году ахуном. Он активно участвовал в создании и становлении Касимовского мусульманского благотворительного общества. Последним имамом Ханской мечети с 19 июля 1903 года стал Фатихиддин Хасанович Давлекамов.

Значительный интерес представляют впечатления дореволюционного историка Н. И. Шишкина о посещении им Ханской мечети в конце XIX века. Он отмечал, что михраб и стены мечети были мраморными; из здания мечети имелся заваленный подземный ход к текие Шах-Али.

Вскоре после установления советской власти Ханская мечеть была закрыта; с 1930-х гг. в ее здании размещается Касимовский краеведческий музей (основан в 1922 году). С конца 1980-х гг. мусульмане Касимова добивались у городских властей возврата Ханской мечети. Аргументом властей в отказе освободить мечеть было то, что мусульманская община не сможет по финансовым причинам содержать старинное здание мечети — памятник архитектуры. В середине 1990-х года было принято компромиссное решение: мусульманам передавалось здание Новой мечети Касимова, а в здании Ханской мечети оставалась лишь экспозиция, посвященная истории и культуре касимовских татар (до этого в бывшем молитвенном зале мечети размещались фонд и экспозиция краеведческого музея, в том числе иконы и картины).

Позиция нынешнего руководства мусульманской общины Касимова заключается в том, что содержать в необходимом виде Ханскую мечеть возможностей у общины пока нет. Однако эта мечеть является прежде всего зданием, предназначенным для культовых целей, построена самими мусульманами, имеет богатейшую историю, в связи с чем полезно обратиться к положительному опыту взаимодействия Русской православной церкви и учреждений культуры для совместного ведения над Ханской мечетью со стороны мусульманской общины и краеведческого музея.

Текие Шах-Али — мавзолей правителя Касимовского и Казанского ханств Шах-Али б. Шейх-Аулиара, расположен в г. Касимове Рязанской обл. ок. Ханской мечети. Памятник татарской средневековой архитектуры.

Построен в XVI в. Представляет собой белокаменное, двухкамерное сооружение с позднейшими сводчатыми кирпичными перекрытиями и арочными дверными и оконными проемами; размеры здания – 13,5 х 8,5 м, высота – 5 м.

В текие Шах-Али две комнаты: небольшая – предназначенная для поминовения и большая – место захоронений. Внутри мавзолея – сводчатый подвал.

Здание имеет 4 окна и 2 входные двери. Над одной из дверей располагается каменная плита с высеченною рельефною надписью: «Строитель и собственник этого здания – Шах-Али-хан, сын Шейх-Аулиара-султана, 21 числа месяца рамазана 962 года» (9.08.1555 г. Р.Х.) – т.е. мавзолей был выстроен еще при жизни хана Шах-Али (он умер в 1567 г.). Рядом высечен также текст из Корана (аят аль-Курсий, 2:256).

Активное изучение текие Шах-Али проводилось в XIX – нач. XX вв. Среди ученых, изучавших архитектурные особенности текие Шах-Али и памятники, расположенные в его помещениях были В.В. Вельяминов-Зернов, Н.И. Шишкин, Х. Фаизханов и др. В этот период было установлено, в частности, что внутри усыпальницы похоронены не менее 9 чел., в т.ч. сам Шах-Али; его жена Буляк-Шах и воспитанницы ханской семьи Хан-Салтан и Маги-Салтан; астраханский царевич Гайбулла б. Аккубек и его дочь; Алтын-сач, мать касимовского хана Саин-Булата, его сестра, и др.

В связи с тем, что большинство татарских архитектурных памятников золотоордынского и постордынского периодов были разрушены, текие Шах-Али, а также минарет Ханской мечети и текие Авган-Мухаммеда, расположенные в Касимове, представляют собой уникальные свидетельства развития татарского средневекового зодчества.

Текие Авган-Мухаммеда — мавзолей, расположенный в г. Касимове Рязанской области; памятник татарской средневековой архитектуры. Построен в 1649 году, в период правления касимовского султана Сеид-Бурхана бин Арслана (1624-1679). Представляет собой кирпичный двухкамерный мавзолей приблизительно 10 на 6 метров, высотой более 4 метров, со сводчатыми перекрытиями в традициях татарского зодчества. В здании имеется шесть окон: по два с длинных и по одному с коротких сторон. Наличники окон, фронтон, пилястры и карнизы оформлены в соответствии с канонами каменной архитектуры XVII века и украшены цветными изразцами. Находится на месте Старопосадского кладбища (по существу, является единственным внешним напоминанием о существовании данного кладбища).

Над входом в текие со стороны длинного западного фасада возвышается фронтон, куда вмазан камень с надписью: «В 1058 году (1649) благословенного месяца Рамазана в 9 день... сын Араб-Мухамед-хана Авган-Мухаммед-султан ушел из этого мира. Над ним соорудила это здание супруга его Алтын-Ханым, дочь Хаджим-султана». Царевич Авган-Мухаммед являлся сыном хивинского хана Араб-Мухаммеда. С 11 лет и вплоть до своей кончины в 1648 году он жил в Москве, пользуясь рядом привилегий со стороны московского престола. Кроме царевича, в текие похоронена его супруга Алтын-сач (дочь сибирского царевича Азима бин Кучума и царицы Карачаци, падчерица касимовского хана Арслана бин Али), а также некоторые ее родственники.

Начиная с XIX века, архитектурные особенности текие и памятники, расположенные внутри здания, были неоднократно исследованы. В начале 2000-х гг. текие было отреставрировано.

Лит.: Сафаров М. Текие Авган-Мухаммеда;

Текие Шах-Али; Ханская мечеть // Ислам в Центрально-Европейской части России. Энциклопедический словарь. Вып. IV. Гл. ред. серии Д. В. Мухетдинов. — М. — Нижний Новгород, 2009, с. 297–298, 329–330.



МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Тебе, восток, я шлю привет... Исламский Восток в зеркале русской поэзии
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • A modern perspective on jihad
  • Коранический гуманизм как основа системы просвещения российского мусульманства в XXI веке. Третьи Фахретдиновские чтения
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.