Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №96 — Аль-Кардави: Демократия — это возможность наставлять правителя и поправлять его ошибки
28.08.2009

Разговор с президентом Международного совета мусульманских ученых, одним из самых выдающихся улемов-суннитов современности Юсуфом аль-Кардави записала 9 сентября 2008 года корреспондент газеты «Египтянин сегодня» Рания Бадви.

Аль-Кардави— Многоуважаемый шейх, как мне, простой гражданке, «наставлять правителя, призывать его к хорошему и предостерегать от дурного» в условиях нынешнего политического режима и обилия спецслужб?

— Правитель не обладает святостью, он не правит от имени Бога или неба. Правитель представляет народ. Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, однажды заметил: «Меня назначили правителем среди вас. Но я не лучше вас. Если увидите, что я прав, поддерживайте меня. Если увидите, что я неправ, лишите меня слова. Повинуйтесь мне до тех пор, пока я повинуюсь Аллаху. Если я ослушаюсь Аллаха, то нет на вас никакого обязательства повиноваться мне!» Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если кто из вас увидит во мне отклонения, пусть исправит меня!» А Умар бен Абдаль-Азиз: «Я только один из вас. Просто Аллах сделал мою ношу тяжелее вашей». Так как народ выбирает правителя, поэтому он и имеет право давать ему наставления и поправлять его, если тот ошибается.

— То, о чем вы рассказали, теоретически правильно. Но как я, будучи обычной женщиной, которая не имеет никаких связей, могу довести свои слова и точку зрения до президента?

— Когда я хочу сделать наставления президенту, то делаю это напрямую, если смогу до него добраться, или с трибуны во время пятничной молитвы, или же через СМИ: газеты, журналы, спутниковые телеканалы и т. д.

Когда я говорю о гражданине, я не имею в виду отдельное лицо. Гражданин может довести свое мнение до президента через доступные ему инструменты. Такие действия нужно проводить именно посредством таких инструментов.

Например, в странах Запада, когда президент нарушает конституцию, прибегают к процессу импичмента. Поэтому нам тоже нужен такой механизм, чтобы каждый член парламента смог сделать правильный выбор и чтобы парламент действительно обладал реальной силой. Но когда президент держит парламент под своим диктатом, как это происходит сейчас, то как парламент сможет оправить его в отставку, если он совершит ошибку?!

— Как вообще можно этого добиться?

— Пакистан под давлением народа и мирных демонстраций смог отправить своего президента в отставку. Но мы до сих пор не дошли даже до того уровня демократии, каким располагает Пакистан. У нас в стране не было такого президента, который остался бы удовлетворенным одним или двумя президентскими сроками. Каждый хочет править вечно. А когда наступает время уходить, пытается на свое место назначить своего сына.

— А вы не давали наставлений президенту (Хосни Мубарак. — Прим. перев.) раньше?

— С президентом Мубараком я встретился один раз в своей жизни — во время общественного мероприятия. Вот с эмиром Катара я встречаюсь чаще: наставляю его и высказываю ему свои предложения. Моим наставлением прекратить выносить приговоры о смертной казни в отношении исламистов воспользовался ливийский лидер Муаммар Каддафи. Человека не вернуть. А вдруг его повесили по ошибке?! А при пожизненном заключении у человека есть возможность подумать над своим поведением. Власти, если выяснится, что он невиновен, могут его освободить. Каддафи ответил на мое наставление положительно и на его основе пошел на мир с исламистами. То же самое могу сказать в отношении президента Башара Асада (президент Сирии. — Прим. перев.). Я часто с трибуны наставляю президентов, бизнесменов, правительства стран. Например, в Катаре я обнаружил, что люди очень часто переплачивают за аренду жилья. И я этой проблеме посвятил несколько своих проповедей, так как я считаю, что это несправедливость, которую чинят богатые люди.

— Какое наставление вы можете сейчас дать президенту Мубараку?

— Главное, я хочу, чтобы он внимал просьбам людей и отказался от намерений продлить свои полномочия как президента или передать власть сыну. Ему не нужно оставаться президентом страны еще на один срок. Пусть сам народ изберет своего будущего президента. Как и не нужно передавать власть по наследству. Зачем его сыну нести такую опасную ответственность?! Наш господин Умар (второй халиф. — Прим. перев.), да будет доволен им Аллах, когда ему предложили передать после себя власть своему сыну, ответил: «Я считаю, что из семьи аль-Хаттаб достаточно одного человека, чтобы нести такую ответственность. Я желаю освободиться от этой ответственности, не извлекая из этого для себя ни выгод и не нанеся себе вреда». Зачем президенту Мубараку нести такую ответственность и еще вовлекать в это дело сына?!

— Уважаемый шейх, вы рассматриваете банковские ставки как ростовщичество и соответственно запрещаете их. Но как человеку, несведущему в финансовых делах, приумножать свое имущество?

— Единственный выход — либо банк работает по исламским канонам, либо вы идете и сдаете свои деньги в исламский банк. Не только я так считаю. Так полагает большинство ученых, которые считают банковские ставки ростовщичеством, что запрещено.

— Освобождает ли выплата налогов от выплаты закята?

— Если бы Египет был действительно исламским государством, то нужно было бы платить закят, а остальную часть покрывать налогами, так как одного закята, размер которого составляет 2,5% общего объема сбережений и материалов, предназначенных для торговли, недостаточно. Этих средств не хватит на строительство дорог, мостов, улиц... Можно высчитать размер закята от общего объема налогов и освободить от налогов. Например, в США и некоторых европейских странах людей и организации, которые занимаются благотворительностью, освобождают от налогов. Но в целом закят не освобождает от налогов. Налоги должны изыматься законным путем: их нужно изымать исходя из уровня доходов каждого отдельно взятого гражданина.

Как-то вы однажды заметили, что в религии есть так называемое «свободное пространство для издания законов». Ученые должны исходя из условий своего времени и среды выносить суждения юридическо-богословского характера (иджтихад. — Прим. перев.). С другой стороны, это может стать причиной раскола мусульманских улемов относительно того или иного вопроса.

Юсуф аль-Кардави с президентом Сирии Башар Асадом
Юсуф аль-Кардави с президентом Сирии Башар Асадом

(Продолжение следует.)

Автор перевода
Марат Ахметжанов

Редактор перевода
Галина Хизриева



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.