Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
«Медина аль-Ислам» №84
22.10.2008

НАШ ИСЛАМ

АПОЛОГЕТИКА ИСЛАМА

Есть ли в Исламе духовенство?

Окончание. Начало в № 33 (82)

Вопрос: Есть ли в Исламе духовенство? Почему ваши имамы и муфтии не могут отлучить от Ислама террористов?

Ответ:

Первосвященники вместо пророков

В религии Единобожия, которую Всевышний дал народу Израиля через Своего пророка и посланника Моисея, мир ему, первоначально не было никаких штатных посредников с Богом: пока была в народе вера, Господь руководил им через Своих посредников — избранников-пророков. Хотя Моисей и ввел штатные должности священников («коэны», «когены») и левитов, они не были посредниками в общении с Богом — они принимали от народа жертвы, освежевывали туши и разделяли их на куски, следили за чистотой в храме, отвечали за правильность всего ритуала, хранили и разворачивали к молитве свитки Писания.

Толкователи Писания, богословы, учителя веры («раввины»), первоначально не имели никакого отношения к священству и были в нашем понимании алимами и муфтиями (дающими толкования и разъяснения). Со временем, и особенно после разрушения Храма в период нахождения евреев в Вавилонском плену, где процветал пышный языческий культ, статус раввина-учителя стал обрастать в сознании неграмотных верующих функциями жреца, поскольку раввин вынужден был исполнять часть функций коэна. После возвращения евреев из Вавилона в Землю обетованную раввины стали претендовать на тот статус, о котором мы читаем в Евангелиях, где посланник Аллаха Иисус Христос, мир ему, говорил: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи... связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям; а сами не хотят и перстом двинуть их... любят... председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: “Раввин! Раввин!”. А вы не называйтесь раввинами, ибо один у вас Раввин — Христос... Больший из вас да будет вам слуга. Ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет» (Библия, Мф. 23: 1–12).

Согласно словам Иисуса, раввины незаконно занимают «Моисеево седалище», то есть место пророка — избранника Божьего, председательствуют в собраниях верующих и приветствуются как духовные лидеры в народных собраниях (в органах власти). Разве это сопоставимо с учительством истине? Тем самым Иисус отрицал претензии и профессиональных раввинов, и всякого штатного служителя в храме на функции штатного посредничества между Богом и человеком, то есть на священнослужение, жречество.

Иисус, мир ему, отрицал необходимость штатного священства как института посредничества с Богом, призывал всех обращаться к Богу напрямую: «Абба (то есть Отче)!» и не называть никого себе ни «отцами», ни «владыками» (Мф. 23: 1–12).

В Исламе только алимы (носители подлинных знаний, ведущие благочестивую жизнь) являются наследниками пророков, но они не несут, как пророки, новой вести от Аллаха всем людям, а только доводят до каждой отдельной личности в доступной для нее форме и более детально ту волю Аллаха, которая уже выражена в общем виде в Коране и Сунне.

Однако проблема клерикализма появилась и в Исламе. Слишком был велик соблазн монополизировать религию в руках правителей, жаждущих завоеваний и богатств, присвоить себе право на эксклюзивное толкование Корана, «закрыв» умме «врата иджтихада», использовать Ислам в корыстных интересах. Внутриисламский клерикализм пошел по двум крайним путям: традиционалистскому и джихадистскому. Традиционалистский путь в народе часто называют «муллократией». В различных областях появились муллы (должность чаще называется «имам-хатыб») и даже административная иерархия служителей мечетей.

Негативную роль в этом сыграли и власти — как в мусульманских странах, так и в немусульманских, например, в Российском империи, стремившиеся как можно сильнее подчинить себе волю мусульман. Так, в XVII–XIX веках были образования «духовные управления мусульман» по примеру отчасти православных и отчасти лютеранских епархий Германии, с тем чтобы обеспечивать контроль государства над верующими через посредство МВД, которое само и назначало муфтиев и мулл. Однако ни власти, ни их назначенцы не учитывали принципиальную разницу в вероучении двух религий.

В Христианстве священники — носители культовой должности в храме — имеют право отлучать верующих от церкви за непослушание, и именно на этом основана посредническая роль духовенства, без которого доступ человека к Богу как бы закрыт. Однако в Исламе правом на закрытие задвижки в контактах человека с Аллахом («отлучением от Ислама») никакая структура не обладает и в принципе не может обладать. От Ислама человек может отлучить только сам себя, намеренно отвергая основные постулаты религии.

Человек, признающий эти постулаты, остается мусульманином, хотя бы он и совершал грехи и даже серьезные преступления — за грехи и преступления его ждут наказания в обеих жизнях, но отказать ему в праве верить в единственного Бога никто не может, и пока человек жив, у него еще есть надежда исправиться.

Муфтий не является «мусульманским патриархом», или кардиналом, или епископом. Понятия «муфтий», «шейх уль-Ислам» и т. д. означают лишь степень духовной учености людей, вроде как «профессор» или «академик» в религиозных знаниях, дающей ему право на внесение богословско-правовых заключений по актуальным вопросам мусульманской жизни. Чем выше богословский уровень и степень благочестия мусульманской элиты, тем спокойнее и благочестивее жизнь простых мусульман. Если есть где-то уважаемый имам или муфтий, имеющий знания и личный авторитет, его лично, за его личные знания, но не за должность, будут слушать и за его призывами пойдут, если же имам нечестив и безграмотен, за ним никто не пойдет и никто его не послушает.

Противоестественность насаждаемой для уммы извне структуры стала одной из причин появления альтернативного клерикализма, заявляющего о своей «шариатской чистоте» и о необходимости вести повсеместный «джихад с неверными». Ведь за советами богословско-правового характера верующий может в принципе обращаться к любому алиму, если свой имам безграмотен, а с остальными вопросами — вообще к любому знающему правоверному. И что мешает этому советчику оказаться джихадистом, который ведет очень строгую жизнь по религиозным предписаниям?

Из этого следует, что административная вертикаль в Исламе не может работать аналогично тому, как она работает, например, в Христианстве. Во многом недостатки механически перенесенной в умму извне вертикали восполняются естественной самоорганизацией мусульман. Реальной традиционной структурой самоорганизации мусульман остаются шейхи и устазы. На Северном Кавказе верующие, поспорившие между собой, обращаются к старцу, который лучше знает шариат, и он на Коране разрешает их спор. Шейхи и устазы получают сами и передают другим свой духовный опыт по преемственности сильсиля и методом таклида.

Сама по себе разумная субординация — административная вертикаль — в сочетании с органичной Исламу координацией нужна и полезна для уммы, ибо выполняет важные представительские функции перед немусульманскими властями, может консолидировать умму в целом и объединять мусульман вокруг значимых проектов, координировать дагват, благотворительность, выполнять правозащитные функции. Гармония между координацией братьев в Исламе и субординацией между знающими, учащимися и незнающими — главный щит против клерикализма.

Второй, «альтернативной» и крайней ветвью внутриисламского клерикализма стало движение такфиристов и джихадистов (независимо от того, какое название они используют для своих группировок). Такфир — это объявление кого-либо вне Ислама. Оно может быть сделано только шариатским судом на основе доказанных публичных высказываний человека, в которых тот ясно отвергает посланничество Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, и волю Аллаха, высказанную в Коране или отраженную в достоверной Сунне. И после этого человек должен еще получить время для покаяния и возвращения в Ислам. Без этого любой такфир незаконен в принципе.

Однако ряд неоклерикальных группировок, возведших военный джихад на уровень религиозного поклонения и воспроизводящих практику заблудшей секты хариджитов, стали неправомерно расширять границы такфира. Они стали объявлять по своему усмотрению вне Ислама (как христиане вне церкви) всех мусульман, кто отказывается следовать примитивно-буквалистским трактовкам Корана (искажающим его смысл), а также тех, кто отказывается подчиняться приказам неоязыческих жрецов, которых они именуют «амирами» и которые по своим функциям ничем не отличаются от Папы Римского и инквизиторов. Уместно приложить к такфиристам и джихадистам хадис Пророка, мир ему и благословение Всевышнего: «Они взяли своих священников и монахов и Ису, сына Марьям, себе за господ вместо Бога. Хотя им было приказано поклоняться единому Богу» (Коран, 9:31). Когда принявший Ислам христианин Ади б. Хатим спросил у Пророка о значении этого аята, тот уточнил: «Считаете ли вы запретным то, что они вам запрещают, и позволяете ли вы себе то, что они вам позволяют?». Ади б. Хатим ответил: «Да». Тогда Посланник Аллаха сказал: «Это значит, что вы почитаете их, вместо Бога» (Бухари, Муслим).

Именно эти секты неоязыческих клерикалов, взявших себе в качестве господ самозваных амиров, кощунственно приписывающих себе некую «чистоту первоначального Ислама», более всего и дискредитируют Ислам, затрудняют исламский призыв, а также более всего используются спецслужбами Запада в провокациях против реальных мусульман.

Таким образом, в Исламе понятия «священства» нет, оно введено в подражание другим религиям в более поздний период его истории. Ведущую роль в Исламе играют алимы — благочестивые ученые, которые, независимо от занимаемых должностей или совсем без них, научают истинам Корана и Сунны верующих, следующих за ними по принципу таклида как в богословии, так в молитве, так и в жизни.

Али Вячеслав ПОЛОСИН,
Айдын АЛИ-ЗАДЕ




Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2019 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.