Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
«Медина аль-Ислам» №83
13.10.2008

СЛОВО ИМАМА

Мусульмане — за евразийское единство!

Ас-саляму алейкум, уважаемые братья и сестры!

В эти октябрьские дни я хотел бы поразмышлять вместе с вами на тему, заявленную как самая главная на предстоящем 3–4 ноября в Нижнем Новгороде IV Всероссийском мусульманском форуме, ведь его лозунг — «Мусульмане — за евразийское единство!» Сразу при этом отмечу: форум будет всероссийским, но с перспективой, чтобы его услышали все мусульмане огромных пространств, где говорили, говорят и, надеюсь, долго будут говорить по-русски.

Под «евразийским» мы понимаем не какую-либо новую философию или идеологию, но только географию и тот уникальный тип цивилизации, который является устойчивым вот уже на протяжении многих столетий. Да, еще во времена Чингисхана сложилось могучее единство культур многих народов Восточной Европы, Центральной Азии и Кавказа. На протяжении веков на этих гигантских просторах то созидались, то рассыпались в прах империи и княжества, ханства и всякого рода союзы. Последнее могучее государственное образование мы с вами помним прекрасно — это был Советский Союз.

Но он так же рассыпался, как и прежние крупные союзы или едва заметные уезды и улусы. Такова воля Всевышнего: ни на одной территории на земле долго не держится единый порядок с единым государством… Все течет, все изменяется. На наших глазах на руинах СССР выросли новые государства, везде поменялись правила и уклад жизни. И все-таки неизменным осталось нечто, что по-прежнему нас объединяет как людей родственной цивилизации. Что это и как это по-мусульмански осмыслить? Вот это первый вопрос, который следует решить на нашем форуме.

Именно поэтому международной научной конференции, которая соберется в рамках форума, дано название «Цивилизационная интеграция: прошлое, настоящее, будущее». Организаторами конференции выступают Фонд имени имама Абу Ханифы (Нижний Новгород), Фонд поддержки и развития научных и культурных программ имени Марджани (Москва), Фонд имени муфтиев Бабаханов (Нижний Новгород — Ташкент). Столь масштабная встреча проводится при содействии администрации Нижегородской области, Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования (Москва) и Духовного управления мусульман Нижегородской области. Мероприятие приурочено ко Дню народного единства и 220-летию со дня основания Оренбургского магометанского духовного собрания, 65-летию со дня основания Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана, 15-летию со дня основания Духовного управления мусульман Нижегородской области.

Как видите, у нас все переплетено — Ташкент и Уфа, Москва и Поволжье. Но ведь такова и наша жизнь! Разве мы не понимаем друг друга с полуслова, когда пересекаем границы СНГ? Разве мы не улыбаемся друг другу и не пожимаем руку после намаза, когда рядом с нами на молитвенном ковре оказывается таджик и чеченец, киргиз и татарин?..

Вот, к примеру, я в молодые годы учился в медресе Бухары и институте Ташкента, там же учились практически все ныне действующие лидеры мусульман СНГ. А ныне Чечня чтит своего лидера Ахмата-хаджи Кадырова и в октябре зовет всех нас посетить Грозный в радостные дни открытия грандиозной (самой крупной в Европе!) Соборной мечети. А ведь Ахмат-хаджи тоже из «бухарских имамов», как и я, как и многие другие. И корни у нас, воспитание, даже родственные связи у многих — общие, евразийские. Россия, плюс Средняя, или, теперь говорят, Центральная Азия, плюс Кавказ — вот наше общее цивилизационное поле. Хорошие мы или негодные — пусть рассудит Аллах, только Он хозяин наших сердец! Кто, как не Он, Творец Всемогущий, дал нам именно такую историю, таких предков и такие огромные земли для проживания!

Но что мы с вами знаем точно: нет ничего хуже на свете, чем вносить раздор, фитну среди мусульман. И нет ничего прекраснее, чем работать на объединение. Нам об этом четко сказано в Коране: «Держитесь за вервь Аллаха и не разъединяйтесь!». Сделаем же из сказанного первый вывод: евразийская наша цивилизация существует уже веками, наше самосознание, культура, традиции складывались долго и на одной и той же территории. Это великое достояние. Его надо держать в памяти. Им можно вдохновляться в планах на будущее.

Так что же мусульмане делают в этой растянутой во времени и пространстве евразийской цивилизации? Они здесь гости и мигранты? Нет! Мусульмане здесь живут самое малое с конца VII века, когда одни проповедники Единобожия пришли в Дербент, другие пошли дальше на Восток в Среднюю и Центральную Азию. Предки нынешних татар получили Коран еще во времена Хазарского каганата. А образование получали на земле нынешнего Узбекистана.

И потому, когда нам говорят о какой-то «вторичности» в государствообразовании России, мы отвечаем: «Друзья хорошие, историки любезные, а почему вы забываете Хазарию, Волжскую Булгарию, средневековую государственность на Кавказе и в Азии, почему только с киевской Руси, которая образовалась в IX–X веках, надо вести счет нашей общей истории?! Да — именно общей. Мы — евразийская цивилизация, мы — это славяне и тюрки, угро-финны и народы Кавказа. Для нас все эти земли — наша Родина!»

Если нет такого самосознания, карта Евразии рассыпается на кусочки, все более и более мелкие. Теряется связь времен, теряется благословение предков. А благословение предков вместе с заветом Корана о единстве — опора нашей жизни. Перед мусульманами стоит в этой цивилизации уникальная задача: служить скрепой, мостом между Востоком и Западом, Севером и Югом, быть добрыми соседями всем «ахль аль-китаб — последователям писаний Единобожия», христианам и иудеям.

Еще нам важно осознать роль языка, точнее сказать, языков нашего общения. Со времен Золотой Орды языком культуры и деловой переписки служил тюрки, предшественник современного татарского языка. Причем его знали и те славяне, которые стремились быть на высоких ролях: недаром великих киевских князей именовали «каганами», а тюркская символика стала основой для государственных регалий московских царей, в моде у москвичей были татарские кожаные сапоги и тюбетейки.

Позднее, во времена наших с вами дедов, все образованные кавказцы читали богословскую литературу на татарском — ведь Казань лидировала в книгоиздании. Да, любой алим обязан был знать арабский, этот великий язык великого Пророка, мир ему и благословение Всевышнего. Но вот общение в культуре и в торговле в дореволюционной России велось на татарском. И недаром наш мудрый просветитель Исмаил Гаспринский, сам крымский татарин, издавал для всех мусульман Российской империи газету и книги на этом языке. Тюрки и сейчас открывает нам сердца наших соседей! Как важно сберечь это сокровище, передать детям!

Вторая языковая скрепа нашей цивилизации — это язык русский. Это очевидно, как ясно и наличие огромного числа тюркизмов внутри русского языка. И с помощью этого языка нам открывается еще больше сердец! Призываю вас: цените оба этих языка, ведь они со времен Золотой Орды как два легких в нашей груди. Как два глаза, как две наши руки!

Прошлый год был объявлен в России Годом русского языка, и мы сразу выпустили сборник «Родная речь», в котором была продемонстрирована любовь поэтов к своему родному языку наравне с любовью к языку русскому. Евразийская цивилизация, золотоордынская по своей структуре, базируется именно на сочетании, взаимодополнении — в языках, обычаях, традициях.

Но еще очень важно не забывать о роли персидского языка в культуре мусульман. К нам, шакирдам бухарского медресе, 20 лет назад приходили ученые с чтением стихов на фарси. Ребята, говорили они, настоящий мусульманский ученый — это тот, кто знает арабский, чтобы читать Коран, изучать богословие и науки, но без фарси вам будут недоступны сокровища великих мистиков и поэтов! Вспоминая сейчас это напутствие, я думаю о роли России, которая в наши дни защищает своей дипломатией Иран от нападения агрессоров, о тех «персидских мотивах», которые вплелись в ткань наших культур, русской, татарской, кавказской.

Слушая меня, многие скажут: вот как трудно быть образованным мусульманином, да разве это по силам человеку! А я сам тогда спрошу вас: а как же наши предки владели одновременно несколькими языками да еще длиннейшие тексты хранили в памяти? Когда-то мальчик Марджани с караваном на верблюде добрался с берегов Волги до «кладезя Востока» Бухары и овладел языками и науками. Когда-то деревенский мальчик Фаизхани из аула Сафаджай встал у истоков профессионального востоковедения нынешней России в Петербурге. Да, большое и великое достигается большими усилиями.

И, продолжу я эту мысль, огромное евразийское пространство было безумно трудно собрать в единое государство, или союз государств. Еще труднее удержать единство. Ведь для этого нужны ежедневный труд и великая справедливость! Если объединитель или его потомки начинают чувствовать себя на отдыхе или на пенсии — соседи отворачиваются. А если творишь несправедливость к подданным или к соседям — они превращаются во врагов.

Евразийской цивилизации, подведу итог, нужны особые усилия мусульман и воплощение в жизни таких понятий Ислама, как единство всех верующих — умма, божественная справедливость — адль, мудрость — хикма.

Братья-мусульмане! Нам с вами волею Всевышнего дано жить не в Арабских Эмиратах или где-то в Персии, Индонезии, — предки передали нам вот эту реальность, Евразию. Сделаем же нашу жизнь полноценной, духовно успешной здесь и теперь, здесь и сейчас. И да поможет нам в этом Творец Всемогущий и Щедрый!

Амин

Умар-хазрат Идрисов,
председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области




Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.