Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
«Медина аль-Ислам» №83
13.10.2008

ТЕМА НОМЕРА

Дорогами Евразии


Фото Фонда им. муфтиев Бабахановых

Многовековое единство Евразии

Евразийское пространство и евразийская государственность — это не просто слова, как это пытаются показать евроцентристы. Срединная зона мира сформировалась много веков назад, и христиане (преимущественно русские православные) и мусульмане (преимущественно тюрки-сунниты) играют здесь ведущую роль. Четырнадцать с половиной веков назад Великий Тюркский каганат стал первым государством, создавшим на Великом шелковом пути прочный мост между Китаем и Византией. Таким образом, получили стабильную связь Восточная Азия и средиземноморская Европа, которые являлись тогда наиболее развитыми регионами мира. В систему торговых отношений этих миров вошли как полноправные партнеры и Центральная Азия (здесь до сих пор вспоминают «золотой век» Согдианы) и Кавказ.

Следующей евразийской империей стало первое феодальное государство Восточной Европы — Хазарский каганат. Здесь мирно уживались мусульмане, православные и иудеи, а в этническом — плане тюрки, славяне, народы Кавказа и угро-финны. Хазары добавили к дороге по параллели — Великому шелковому пути — дорогу по меридиану: Великий волжский путь, или «путь из варяг в персы». Важнейшим символом евразийского единства стала Монгольская империя, на пике своего могущества раскинувшаяся от Адриатики до Желтого моря и от Ледовитого океана до Персидского залива. И хотя историки-мусульмане (включая, кстати, ряд татарских) и русские православные местами весьма негативно оценивают опыт этой империи, вслед за Николаем Карамзиным мы можем повторить: «Москва своим величием обязана ханам». Именно титул «Ак патша» (белого падишаха) сначала в лице царя московского, затем императора петербургского был признан мусульманами Поволжья и Приуралья, Сибири, Казахстана, Средней Азии, Северного Кавказа, Закавказья, Крыма.

И если ранее из тюркского мира шли на Русь скакуны, сапоги, ювелирные изделия, роскошные ткани, бумага, то из Российской империи на юг и восток отправились товары технологий Нового времени. Это были и печатные казанские Кораны, и фабричные ткани Заказанья, а затем Иванова, железные изделия. А с включением Кавказа и Центральной Азии в состав империи дело дошло до железных дорог, телеграфа, танкеров, заводского оборудования, больниц, современных школ. Конечно, миграция славян иногда сопровождалась сгоном коренного населения с земель, но уже в наши времена этнический состав во многом вернулся на прежние места.

Нельзя забывать, что в годы советского режима мусульманские регионы Поволжья, Приуралья, Центральной Азии, Кавказа превратились в важнейшую тыловую базу. Здесь не было массовых отрядов сепаратистов и фашистских пособников, как в Прибалтике и на Украине. Попытки сформировать гитлеровцами легионы из тюрок Идель-Урала, Кавказа и Туркестана не увенчались успехом. И в дни распада советского режима на референдуме в марте 1991 года абсолютное большинство граждан в мусульманских республиках проголосовали за сохранение Союза ССР.

Мусульманское единство — за единую Россию

И в наши дни костяк в Содружестве независимых государств (СНГ) и Договоре о коллективной безопасности (ДКБ) составляют те же республики. Их позиция очень четко проявилась после провала грузинского вторжения в Южную Осетию, когда государства — члены ДКБ поддержали российскую позицию. Нельзя забывать и про роль чеченских батальонов в этом конфликте.

Тогда, в августе, кандидат в президенты США от республиканской партии Джон Маккейн призвал «наказать» Россию за признание независимости Южной Осетии и Абхазии признанием независимости уже российских республик Кавказа. В ответ выступил президент Чечни Рамзан Кадыров, категорически высказавшийся за сохранение единства России. Много шума подняло некорректное высказывание представителей башкирской организации «Кук буре», когда они объединили в одном флаконе разумные требования о сохранении национальной культуры и языка с вопросом о свободном самоопределении Башкортостана. Чуть позднее они категорически заявили, что не ставят под сомнение территориальную целостность России. Но даже гипотетическая возможность возникновения насильственного движения за независимость в Волго-Уральском регионе всколыхнула десятки сайтов и вызвала ожесточенное обсуждение в блогах.

В публикациях в ресурсах Издательского дома «Медина», включая сайт IslamRF.Ru, мы четко обозначили позицию мусульман Волго-Уральского региона. Мы заявляем, что никакие провокации со стороны заморских деятелей не могут подвигнуть народы региона к противостоянию друг против друга. Действительно, президент США Дуайт Эйзенхауэр в 1959 году подписал закон, в котором назван список «порабощенных коммунистическим режимом народов». Сюда вошли Идель-Урал и Черкессия. Под первым подразумевается часть Волго-Уральского региона, где доминируют мусульмане, под вторым — еще менее понятная территориально часть Западного Кавказа. Но здесь царит мир, как бы это кому-то ни нравилось. Становится все очевиднее, что именно взращенные в свое время режимом США Бен Ладен и его террористы, сеют насилие по всему миру. К счастью, после кровавых событий, вылившихся в гибель тысяч людей в Чечне и Центральной Азии, в этих регионах наступил хотя бы относительный мир. Этого нельзя сказать об Ираке, Афганистане, да и еще о многих режимах, являющихся верными союзниками США.

Экономические мосты нового тысячелетия

О мусульманском мире говорится много, но почему-то все больше о проблемах. На самом деле более чем миллиардная умма в своем абсолютном большинстве занята созидательным трудом. Заводы, скважины, железные дороги, мосты, вузы, офисы растут по всему мусульманскому миру.

В начале 1990-х гг. некоторые утверждали, что экономика мусульманских республик бывшего СССР рассыплется. На самом деле по росту добычи нефти и газа они могут дать фору Россию. Азербайджан с его 14-процентным годовым ростом вообще вошел в число мировых лидеров. Многие помнят рекламу «Уз-Дэу» о том, что никто ранее не верил в будущую автомобильную промышленность Узбекистана. Конечно, большое число молодежи ложится тяжелым бременем на экономику: трудно создавать столько рабочих мест ежегодно. К тому же Центральная Азия не имеет выходов к морям и потому отрезана от торговых потоков. Последние тридцать лет в Афганистане идет война, поэтому все попытки лидеров Туркестана выйти к магистралям Пакистана и по ним к морю обречены на неудачу. Иран те же тридцать лет подвергается американским санкциям, и их уровень только растет на глазах. Географически ближе было получить дорогу в Европу через Грузию. Но режим Саакашвили два месяца назад сам разрушил относительное процветание своей страны, вторгшись в Южную Осетию. Это не могло не окончиться параличом нефтепровода Баку — Супса. Казахстан фактически был вынужден покинуть свой нефтяной терминал в Батуми.

Но нет худа без добра. За годы, прошедшие после распада СССР, Россия расширила пропускную способность своих газо- и нефтепроводов, построила новые. В Чечне сейчас действует стабильная власть, наладившая порядок и эффективные контакты с российским центром. Сегодня азербайджанская нефть во все большем объеме идет через Дагестан в Новороссийск. И для кавказских россиян существует весомый приз за сохранение мира. На Новороссийск и вообще в Россию идет все больше и центральноазиатской нефти. Политика президентов Владимира Путина и Дмитрия Медведева приносит здесь все большие дивиденды.

Болезненной проблемой остается развитие транспортных магистралей. Каждый, кто проехал по железной дороге от Казани до Астрахани (поволжской), сохранил о ней незабываемое впечатление. Строилась она в 1942 году и чуть позже и своим возникновением обязана гитлеровскому наступлению на Сталинград. Здесь остановка у каждого столба — это не метафора, а реальность. Великая судоходная Волга местами находится на грани пересыхания, и судоходство на ней сейчас — бледная копия того, что было в советскую эпоху. Поэтому возник проект создания автомагистрали, соединяющей Казахстан и Европу. Она начнется в северной столице и пройдет через Москву, Нижний Новгород, Казань и Оренбург до границы. Планы ее создания одобрены президентом России Дмитрием Медведевым и президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Значительный вклад в ее создание был сделан в Татарстане, когда уже при Минтимере Шаймиеве был наконец-то построен мост в устье Камы на древней дороге в казахстанские степи, ныне Оренбургском тракте. Сейчас расширяется участок от этого моста до нефтяной столицы Татарстана — Альметьевска.

Таким образом, евразийское сотрудничество приобретает все новые очертания. «Путь из варяг в персы» на наших глазах становится не только историческим преданием или маршрутом для круизных теплоходов, но реальной дорогой нового тысячелетия. Государства Евразии наводят новые мосты сотрудничества. И это им намного проще, так как веками над Невой, Москвой-рекой и Волгой, Уралом, среди степей Казахстана, оазисов Центральной Азии, в горах Кавказа и Туркестана звучит русская и тюркская речь. Мы понимаем друг друга без переводчика. А значит, и должны общаться без посредников. Люди и нефть, машины и идеи вновь движутся по великим путям Евразии...


Соборная мечеть Махачкалы, Дагестан. 2007 г.


Члены правления САДУМ

Дамир МУХЕТДИНОВ,
кандидат политических наук




Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2019 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.