Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
«Медина аль-Ислам» №81
26.09.2008

МОЗАИКА

Полосу подготовила Нина АЛЕКСАНДРОВА

ДАТЫ И СОБЫТИЯ ОКТЯБРЯ

1 — День учителя и наставника в Узбекистане (1997).

5 — 100 лет со дня рождения Таира Жаррокова (1908–1965), казахского поэта.

6 — День поминовения жертв землетрясения 1948 года в Туркменистане.

18 — День независимости Азербайджана (1991).

25 — 80 лет со дня рождения Нурихана Фаттаха (1928–2004), татарского писателя.

25 — День Республики Казахстан (1990).

27 — День независимости Туркменистана (1991).


КОЛЛЕКЦИЯ ЦИТАТ

Есть переходы трудные, есть переходы легкие, а жизнь между ними — лишь временная остановка в караван-сарае.

Самарканди


ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Башкирия — страна моего детства, моей юности, моей неизменной любви…

(К 130-летию со дня рождения Николая Александровича Крашенинникова)

В течение всей своей жизни русский писатель был тесно связан с башкирским краем. В студенческие годы он часто приезжал в Башкирию, собирал легенды, слушал рассказы и предания о прошлом этого удивительного края. Будучи студентом пятого курса Московского университета, Николай Крашенинников напечатал в «Русских ведомостях» свой первый рассказ «Лесной сторож». Это произведение положило начало целой серии очерков о башкирском народе. В 1907 году писатель издал книгу «Угасающая Башкирия», куда вошли одиннадцать рассказов и очерков о жизни башкир. Сборник получил высокую оценку у литературных критиков, которые назвали его энциклопедией дореволюционной Башкирии. В 1915 году Крашенинников пишет роман «Амеля» о судьбе башкирской девушки. Главной темой нового произведения писателя стала любовь к родине. В 1917 году за этот роман Крашенинникову была присуждена премия Российской академии «Почетный отзыв имени А.С. Пушкина». В 1936 году роман «Амеля» и семнадцать башкирских рассказов и легенд вошли в сборник «Под солнцем Башкирии». В 1940 году писатель опубликовал последнее произведение о Башкирии — «Посох Альяна». Через год после его публикации, 17 августа 1941 года, Крашенинников в последний раз приехал в Уфу. В творческих планах писателя было создание новой серии рассказов о Башкирии. Но осуществить замыслы русскому писателю не удалось: после непродолжительной болезни в октябре 1941 года Н.А. Крашенинников скончался.

Песня курайсы

С чувством тоски, стремления и радости, после долгой работы в Москве, ехал я по Оренбургской степи. Мимо бежали русские деревни, обожженные солнцем равнины… Я все смотрел: там, вдали, чуть синеет горная цепь! Там Башкирия, страна моего детства, моей юности, моей неизменной любви, смешанной с грустью. И я думал о народе, неслышно ютящемся в своих жалких поселках по отрогам словно обглоданных гор. Медленно приближались они, медленно менялись картины степи, и только к следующему утру запахло горным солнцем. Запахло Башкирией, ее медом, ковылями, сонным цветом, затянувшим омуты. Медленно кружится в этих омутах седая, древняя, тысячелетняя вода.

Вот и село. Уже башкирское. Оно затерялось в ущелье, полузакрытое жалкими останками когда-то непроходимого леса. Виднеются кривые избы, совсем нерусские, — ничто так не напоминает о башкирском жилье, как это особенное, жутко знакомое, словно безъязычное затишье… Вот и полумесяц серой мечети уныло всплыл над листьями ветлы <…>. Башкирия, башкиры, молчаливая страна, обожженная солнцем, тихая зыбь жизни, мертвая зыбь <…>. Черные ребятишки в засаленных тюбетейках полощутся в луже. Лениво катят по выжженному подорожнику тарантас мелкорослые лошади <…>. Что за любопытные эти башкирята! Один рассматривает мое пальто и осторожно касается пальцем каждой пуговицы, — так осторожно, точно трогает пылающий уголек. Другие заняты шапкой. У саквояжа целая толпа <…>. В сторонке, на чурбаке, вдруг заиграл на дудке невесть откуда появившийся курайсы. Сорвалась и упала тоскливая строфа. Разом оборвалось веселье в комнате. И что это за песня, такая унылая! Откуда взялась она, так много наплаканная, так крепко выстраданная!


КНИЖНАЯ ПОЛКА

В начале сентября, в канун Московской международной книжной выставки-ярмарки, были подведены итоги V международного конкурса стран СНГ «Искусство книги-2008». Диплом первой степени в номинации «Содружество» получил фотоальбом «Гейдар Алиев: “В России часть моей души…”». (М.: Фонд Гейдара Алиева; ИТАР-ТАСС, 2007); в номинации «Моя страна» лучшей признана еще одна книга из Азербайджана «Дворец шекинских ханов» (Баку: ТУТУ Дизайн, 2006); в номинации «Книга для детей и юношества» — пятитомник из Киргизии «Кыргызский эпос» (Бишкек: Раритет, 2007).

В октябре в столице Туркменистана пройдет III Международная выставка-ярмарка издательской продукции «Золотые издания Золотого века». В ярмарке, организованной Туркменской государственной издательской службой, смогут принять участие делегации всех стран. Россия станет главным экспонентом выставки-ярмарки. Гости книжного Ашхабада в течение двух дней, с 8 по 10 октября, получат прекрасную возможность познакомиться с литературным наследием туркменского народа, стать участниками многочисленных конференций и «круглых столов», встретиться с авторами известных книг.


ИМЕНА

К 150-летию со дня рождения узбекского поэта Фурката

С любовью и уважением узбекский народ произносит имя талантливого поэта и публициста Закирджана Фурката, открывшего новую страницу в истории узбекской литературы. Закирджан сын Халмухамеда родился в 1858 году в семье мелкого торговца-ремесленника. Еще в школьные годы он начал писать в стихи. В 17 лет он был вынужден оставить учебу и уехал в Фергану, где служил приказчиком в лавке. На время пришлось забросить и поэтические занятия. В 1882 году Закирджан возвратился в Коканд. Он избрал себе поэтический псевдоним Фуркат (Разлука). В Коканде Фуркат создает газели и мухамассы. Вместе с Мукими и Завки он бывает на поэтических вечерах: «Иногда мы срывали цветы в цветнике похвал, а иногда и плоды финики в саду возвышенной поэзии. Если кому-нибудь из нас удавалось создать хорошую газель, то люди, обладающие литературным вкусом, просили экземпляр, чтобы переписать себе». Жизнеутверждающая и оптимистическая лирика поэта воспевала любовь, светлое будущее его народа, рисовала яркие картины местной природы. В 1889 году поэт переехал в Ташкент и поселился в медресе Кугалдаш. Ташкентский период стал одним из плодотворных в творчестве узбекского поэта. Фуркат стал первым публицистом среди узбекских поэтов. Выдающийся поэт и общественный деятель заложил основу узбекской журналистики.

Поэт много путешествует. Он побывал в Турции, Греции, Болгарии, Египте, Индии, некоторое время жил в Мекке. Последние годы жизни поэт прожил в городе Яркенде, но никогда не забывал своей родины.




Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2019 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.