Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №93 — Судьбы старинных мечетей Среднего Урала
29.04.2009

Мечеть г. Красноуфимска

В Красноуфимском районе Свердловской области около 20 татарских деревень, многим из которых более 400 лет. По утверждению местных краеведов, вместе с деревнями сразу возникали и мечети, хотя исторические источники фиксируют их наличие лишь с конца XVIII или середины XIX вв. В некоторых из них мусульмане до сих пор возносят молитвы Всевышнему Создателю. И на примере двух исторических мечетей хочется поговорить о судьбе всех мусульманских храмов Среднего Урала.

Мечеть деревни Новый Бугалыш Красноуфимского района уникальна по многим показателям. Во-первых, это самая старая из действующих мечетей Свердловской области. Впервые она упоминается в списке населенных мест Пермской губернии в 1869 году, стало быть, в нынешнем ей исполняется 140 лет. Народная память сохранила имя ее основателя Зыятдина-муллы. Затем были и другие муллы.

— Я помню Кави-хазрат, сына Сунгат-муллы, который был имамом после Зиятдина-хазрата. После Кави-муллы, с 1920-х гг. мечетью руководили братья Сафины Габдрахман, Гаптельвахит и Гаптераким. Все они имели религиозное образование, — говорит Миргазиян-хазрат Хасанов, имам-хатыб мечети д. Новый Бугалыш.

Деревня Новый Бугалыш входит сейчас в состав Красноуфимского района, а ранее — в состав одноименного уезда. Часто ездили жители деревни в уездный центр, да вот беда, не было там дома Аллаха. Не давали власти строить мечеть. Но богатый хлеботорговец, купец первой гильдии Мухамметхафиз Хабибуллин, известный в народе как Хафиз-бай, в конце XIX века сумел построить в городе мечеть.

— Здание Красноуфимской мечети и медресе было построено нашим уважаемым меценатом Хафиз-баем в 1896 году. На свои средства он не только построил мечеть, но и содержал шакирдов и муаллимов, так как здание использовалось еще и как медресе. Помещение позволяло одновременно и жить, и получать религиозное образование, — поясняет имам-хатыб мечети Красноуфимска Хабибулла-хазрат Фазлеев.

В 1910 году, к примеру, здесь обучались 35 юношей. Учебой руководил мулла Габдулгазиз Бикишев, уроженец Тамбовской губернии. Он имел репутацию строгого, но справедливого преподавателя, никогда без веской причины не пропускал занятия. Занятия сменялись намазами, которым предшествовал азан, отмеряя спокойную жизнь небольшого уездного города, пока не наступила революция и начавшаяся почти сразу после нее борьба с религией.

— Одной из задач советской власти было приобщение мусульманского населения Урала к новой идеологии. Этому способствовало внедрение колхозов, борьба с религиозными пережитками, эксплуататорами — кулаками и муллами, а также закрытие мечетей, — говорит заведующая отделом использования и публикации документов Государственного архива Свердловской области Ольга Бухаркина.

1920-е гг. ознаменовались на Урале массовым закрытием церквей и мечетей. Более 40 мечетей Свердловской области были превращены в школы, нацмен-клубы, склады или библиотеки. Если для православных трагедией был сброс колоколов, то для мусульман — снос минаретов. Фиктивные собрания верующих отсылали в центр письма с просьбой закрыть мечеть, которые без промедления получали одобрение властей, о чем свидетельствуют многочисленные архивные документы.

— Хочу процитировать вам один документ, который мне кажется очень показательным. Это выписка из протокола № 23 общего собрания рабочих и служащих станции Ирбит Пермской железной дороги, — продолжает Ольга Бухаркина. — «Мы, рабочие-железнодорожники, считаем, что уже достаточно на 13-м году революции существовать в советском государстве разного рода моленьям, церквам и пр. Мы настаиваем передать высшим органам сов. власти, закрыть все секты, церкви, молельни, в корне пресечь религиозную пропаганду, отдать церкви и помещения сект под культурные учреждения».

Этому совету трудящихся масс власти последовали и при закрытии Красноуфимской мечети.

— Было постановление уездного исполкома от 1923 года, в котором говорилось: «Особое здание на ул. Пролетарской передать Уралмарийскому педтехникуму», уже потом по линии военных архивов мы нашли расшифровку слова «особое здание» — это была наша мечеть, построенная Хафиз-баем, — пояснила нам председатель Красноуфимской национально-культурной автономии татар Расима Сафина.

На протяжении всех лет советской власти в стенах Красноуфимской мечети располагалась базовая школа местного педагогического техникума. Такая же судьба была у всех мечетей Свердловской области, за исключением мечети д. Новый Бугалыш — она была единственной, которая продолжала работать на протяжении советского времени. И в этом ее вторая уникальность. В Центре документации общественных организаций имеются документы, свидетельствующие о работе мечети в 1940–1950-е гг. Из них следует, что в официально зарегистрированную в 1947 году общину входило 300 мусульман. Однако и эту мечеть не миновала нелегкая судьба.

— В середине 1960-х гг. мечеть была закрыта под клуб, в ней перестали читать молитвы. В середине 1980-х здание мечети по требованию местных жителей была возвращена, — рассказал нам житель д. Новый Бугалыш Закий Хасанов

И в ней возобновились богослужения. Правда, не обошлось без потерь.

— Когда мечеть использовалась как клуб, был срезан высокий минарет. После того как мечеть вернули, мы восстановили его, правда, он намного меньше того, что был раньше, — вспоминает имам Миргазиян-хазрат Хасанов.

Он уже почти тридцать лет руководит жизнью деревенской общины и мечети. Ему без малого 90 лет, и он самый пожилой из ныне работающих имамов Среднего Урала. И в этом третья уникальная особенность этой мечети. Поскольку здание мечети старое, по его решению в 2008 году верующими было построено дополнительное «летнее» здание, которое после отделки и будет использоваться для молитв, а старое предстоит реконструировать. Если вернуть деревенскую мечеть оказалось довольно просто, то за Красноуфимскую мечеть развернулась настоящая борьба, ведь администрация учебного заведения не хотела лишаться просторного помещения. Доходило даже до митингов и перекрытия дорог.

— Для передачи здания мусульманам требовалось, чтобы депутаты исполкома проголосовали «за». Накануне голосования мы объехали всех 35 депутатов, каждого уговаривали, убеждали, и в итоге они проголосовали за возвращение мусульманам мечети, — с гордостью рассказывает Расима Сафина.

Здание было почти наполовину разрушено. На протяжении последних лет благодаря меценатам мечеть привели в порядок — провели канализацию, газовое отопление, сейчас идет поэтапный ремонт. Работает медресе, проводятся собрания имамов. Одним словом, Красноуфимская мечеть снова стала центром просвещения, каким была до революции.

А сколько еще таких исторических мечетей на Урале до сих пор не возвращено мусульманам, а если и возвращено, то находятся в ужасном состоянии! Глядя на них, больно становится душе. Им нужно дать новую жизнь, ведь мечеть — это сердце мусульманской общины. Но сегодня, к сожалению, многие уральские общины — с больными сердцами.

 

Алексей СТАРОСТИН,
соб. корр. в Екатеринбурге
Фото автора

Учащиеся красноуфимского медресе, 1910 год.
В верхнем ряду справа — имам Габделгазиз-хазрат Бикишев

 



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.