Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №93 — История ислама на Урале приоткрывает свои тайны
29.04.2009

В завершающую стадию входит написание статей и подготовка к изданию пятого тома серии энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации» — «Ислам на Урале». В него войдут статьи по истории и современному состоянию ислама семи регионов, находящихся с востока и запада от Уральского хребта: Республик Коми и Удмуртия, Пермского края, Челябинской, Оренбургской, Свердловской и Курганской областей. Пятый том выйдет уже в 2009 году. О том, как продвигается работа и чем будет отличаться этот том от предыдущих энциклопедических словарей, мы беседуем с историком, составителем и координатором проекта «Ислам на Урале», корреспондентом ИД «Медина» в Уральском регионе Алексеем Николаевичем Старостиным.

 

— Алексей, скажите, когда ислам пришел на уральские земли и какова история религии единобожия в этих местах?

— Урал — это уникальный регион с точки зрения истории ислама на этой земле и влияния мусульман на жизнь края. Он подвергался исламизации одновременно с запада, востока и юга. Волжская Булгария включила Урал в торговлю с Ираном и Халифатом, свидетельство чему — многочисленные находки иранского серебра в Прикамье, а также на уральском Севере. Известный булгаровед А. М. Белавин обнаружил на территории Рождественского городища (Пермский край) фундамент каменной мечети, датируемой X–XI вв. Среднеазиатское влияние ощущается в Челябинской области, где сохранились памятники кесене, распространенные в Центральной Азии, так называемая «Башня Тамерлана» в Варненском районе (XIV–XV вв.) и следы мавзолея — тюрбе на 1-м кладбище г. Троицка. Шейхи-миссионеры из Средней Азии принесли ислам и в Западную Сибирь более шестисот лет назад, а поскольку Урал всегда входил в орбиту влияния государств сибирских татар, нужно учитывать и этот путь проникновения ислама в регион. С Уралом связана судьба таких выдающихся исламских деятелей, как суфий Зайнулла Расулев и его сын муфтий Габдрахман Расулев, один из лидеров мусульман Японии Мухаммед Абдулхай Курбангалиев, известная просветительница Мухлиса Буби, почти всех муфтиев Оренбургского магометанского духовного собрания, и многих других. На Урале действовало множество известных медресе, включая учебные заведения с. Каргалы, «Хусаиния» в Оренбурге, «Расулия» в Троицке. И тут меня надо остановить, ведь о Троицке можно говорить бесконечно, этому крупному исламскому центру в словаре будет посвящено несколько десятков статей.

 

— Хорошо ли изучена история уральских мусульман, достаточно ли источников и что нового с историографической точки зрения даст энциклопедический словарь «Ислам на Урале»?

— Как это ни парадоксально, несмотря на то что ислам имеет давнюю и богатую историю на Урале, изучен он очень слабо. Есть 2–3 полноценные научные монографии, несколько десятков научных статей и краеведческие издания, в которых как-то отражена эта тема. Довольно мало и исследователей ислама. Среди них хочется назвать Дениса Денисова, Григория Косача, Диану Касимову, Гаделя Валеева, Альбину Михалеву. Многие из них внесли свой вклад в работу над словарем. Есть и настоящие энтузиасты, прилагающие немало усилий для раскрытия белых пятен истории татарского народа, в частности, екатеринбургский исследователь Рустам Бикбов, много лет посвятивший работе в архивах. Или ныне покойный красноуфимский краевед Мухаммеднур Муллануров, написавший несколько книг по истории татар и ислама в родном районе. Весьма обширна этнографическая литература, посвященная различным группам татар и башкир, которые исторически проживают на этих землях. В них исламская тема прослеживается в контексте духовных и бытовых традиций данных народов с упором на локальные особенности, но, как правило, исследователи не рассматривают исповедующие ислам народы как представителей одной общей мусульманской уммы. И в этом видно явное упущение, так как в некоторые моменты истории именно ислам являлся определяющим фактором развития всего региона. За несколько лет работы над словарем «Ислам на Урале» удалось собрать богатый, во многом неизвестный исследователям исторический материал. Некоторые биографии и истории мечетей собирались буквально по крупицам, например, данные о жизни одного из первых имамов Екатеринбурга Гирфана Шайх-Мардановича Рахманкулова мы искали в архивах Екатеринбурга, Уфы и Перми. Предполагаем, что и это неполная информация. Архивные материалы дополнялись публикациями краеведов и журналистов, записью исторических интервью с очевидцами событий. Удалось подключить к работе специалистов в сфере журналистики, филологии, социологии, археологии, этнологии, философии, в исследованиях которых прослеживается исламская тематика, познакомить их друг с другом, сориентировать на исламские исследования, выполненные специально для словаря. Весьма продуктивно сложилось сотрудничество с духовными управлениями, а также представителями государственных структур, отвечающих за связи с религиозными организациями, в Оренбургской, Челябинской и Свердловской областях, некоторые из них также стали авторами энциклопедического словаря. Все это позволяет надеяться на то, что читатели энциклопедического словаря «Ислам на Урале» по-новому взглянут на историю мусульман этого региона, поймут, насколько она богата и уникальна.

 

— В чем специфика словаря и что общего у него с первыми изданиями серии?

— В отличие от Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и даже всего Центрального федерального округа Урал очень богат объектами мусульманской культуры — мечетями, медресе, археологическими памятниками. Описания наиболее выдающихся из них вошли в словарь. Причем наряду с историческим повествованием мы даем и архитектурное описание памятников. Это небольшое ноу-хау данного тома. Также представлены обширный биографический материал религиозных деятелей прошлого и современности, компаративные исследования биографического материала. Читатели смогут познакомиться с выдающимися муллами, ахунами, суфиями, муфтиями, а также со среднестатистическими портретами различных групп мусульман в исторической ретроспективе. Мы продолжили традицию нижегородского тома и постарались подготовить максимально подробные списки репрессированных имамов по каждому региону. На территории рассматриваемых в словаре регионов существовало несколько мусульманских государств, оказавших заметное влияние на историю края. Мы постарались объективно и беспристрастно отразить и все перипетии Гражданской войны, когда мусульмане оказались по разные стороны баррикад, но, несмотря на это, по-своему понимая высшие цели и благо, оставались верны своей вере. Особое внимание уделено в словаре государственно-исламским и церковно-исламским отношениям — нашла свое отражение политика русификации окраин, насильственного крещения «инородцев» в царское время, попытка замены религиозной идентичности у мусульман на национальную в 1920-е гг., межконфессионального диалога — в современности. Раскрываются история противомусульманских миссий, татар-кряшен, приводятся биографии ряда миссионеров, внесших, несмотря на это, значительный вклад в просвещение мусульман. В статьях, посвященных различным мусульманским народам, проживающим на Урале, упор сделан на их исламской идентичности и характерных для них исламских традициях. Можно сказать, что формат энциклопедического словаря «всеядный». Он позволяет объединить в одной книге как ранее неизвестные материалы, так все, что уже было когда-то опубликовано, но разрозненно и неизвестно. Мы не претендуем на всеохватность и завершенность, наша команда, включающая более 30 авторов, стремится показать читателям все, что известно науке об уральских мусульманах. Возможно, некоторые моменты окажутся раскрыты не полностью, но важно хотя бы обозначить их, поставить на повестку дня, чтобы нашлись исследователи, которые захотели бы продолжить работу с этой темой.

 Фото советского периода из архива мечети г. Троицка

 

— Что вы открыли лично для себя, работая над словарем?

—— Во-первых, я понял, что история ислама на Урале почти не изучена, а материал для исследований богатейший. Этой работой хочется показать роль и место мусульман в истории края. На сегодняшний день, к сожалению, даже в материалах СМИ ислам появляется лишь в моменты религиозных праздников — Мавлида, Курбан- и Ураза-байрама. Уральские обыватели знают, что как бы есть они, мусульмане, но кто они, что собой представляют, о чем думают — никто не знает. Во-вторых, удивило, что сами мусульмане почти не занимаются своей историей. Хотя это понятно, очень много насущных современных проблем: строительство мечетей и медресе, обучение детей. И, в-третьих, в процессе работы над словарем мне удалось познакомиться с массой интересных и неравнодушных людей: коллег-ученых, журналистов, а также религиозных деятелей и верующих, которые, узнав о проводимой работе, делились материалами, знакомили с нужными людьми. Словарь — это коллективный труд. Права пословица: один в поле не воин, поэтому без помощи огромного количества людей вряд ли что-то получилось бы.

 

Беседовала Наиля ТАРДЖЕМАНОВА



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.