Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №92 — Молодым везде у нас дорога...
02.04.2009

Члены молодежного движения «Нур» с ректором Нижегородского исламского института им. Х. Фаизханова
Члены молодежного движения «Нур» с ректором Нижегородского исламского института им. Х. Фаизханова

 

2008 год запомнится нам исполнением ветхозаветного предания о семи тучных и семи голодных годах, о чем мы писали год назад. Первые месяцы нынешнего года бьют рекорды в падении промышленного производства и жизненных стандартов, роста безработицы, совпадающих с подъемом цен на жизненно важные товары и услуги. Как указывает президент Д. А. Медведев: «Люди более зрелые имеют собственный опыт, они набили уже свои шишки... у них есть внутренний стержень... А для молодежи все гораздо более подвижно, более сложно». То есть среднее поколение уже имеет определенную квалификацию и посты, жировую прослойку и опыт жизни в кризисных условиях. Для молодежи же, помнящей только сытые путинские годы, настал весьма неприятный момент истины. И если еще несколько месяцев назад заводы и офисы, казармы и роддома, казалось, готовы были поглотить вчерашних выпускников, то теперь они стремятся сохранить лишь наиболее опытных и работоспособных сотрудников. Работодатели в больших городах привыкли, что дворники, водители, строители, малоквалифицированные рабочие появляются с пространств СНГ и депрессивных регионов России. Поэтому не нужно особо беспокоиться об условиях их быта и труда.

Молодежь из городов-миллионников не привлекает такая работа. За годы новой России большинство городских детей получили высшее образование, они предпочитают быть «белыми воротничками». В дни кризиса этих молодых специалистов все чаще называют «офисным планктоном» и первыми отправляют на улицу. Студенты все чаще задумываются о своем будущем месте под солнцем, и атмосфера напряженности все разливается в вузовских аудиториях. В силу своей образованности они вряд ли пополнят ряды уличной преступности, но зато вполне могут предъявить свои претензии власть предержащим. Стремление подольше удержать молодежь в стенах вузов выразили первый вице-премьер Игорь Шувалов и участники мартовского IX съезда Российского союза ректоров. С другой стороны, на молодежь стремится оказывать все большее влияние Русская православная церковь Московского патриархата (РПЦ МП) в лице прежде всего патриарха Кирилла.

За последние два месяца РПЦ МП и персонально патриарх Кирилл превратились в один из главных источников новостей на российском пространстве. Здесь можно упомянуть избрание нового патриарха; начало государственного лицензирования духовных семинарий; признание ученых степеней по богословию государством; подготовку к введению в школьную программу «Основ православной культуры», инициативу по созданию общенационального православного телеканала; наконец, ключевую роль главы РПЦ в работе президиума Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России, прошедшего 11 марта в Туле.

Эпоха кризиса неизбежно заставляет искать виновного. В России на это место определен западный мир, прежде всего США. Но неизбежно возникает вопрос об ответственных за огромный разрыв в уровне жизни в России. Не случайно, что в декларации, подписанной религиозными лидерами в Туле, говорится об отвержении любой не только национальной и религиозной, но и социальной розни. Здесь констатируется: «Сообща народы России создали великое государство с высокой духовной традицией, богатейшей культурой, сильной экономикой, устойчивой политической системой, развитым гражданским обществом». Боюсь, что такие тезисы не получат единодушного согласия в студенческой аудитории. Ведь по практически единодушному мнению экспертов, именно огромное социальное неравенство, отсутствие работы и перспектив у молодежи являются неизменными факторами радикализации, особенно на Северном Кавказе.

Здесь РПЦ МП предложила руку помощи государству. Патриарх обозначил стратегическую цель, которая должна лечь в основу последующих переговоров между РПЦ МП и государством: «Задачи совместной работы по воспитанию молодежи должны, на мой взгляд, определяться и решаться через системный диалог религиозных организаций, государства и общества. Нам необходимы не только конференции, “круглые столы” и дискуссии в СМИ, но и создание механизмов для подготовки решений общенационального масштаба». И здесь уже вновь ставится вопрос о сохранении принципа отделения церкви от государства, школы от церкви. Проблематично, что в российское право его ввели большевики. Хотя все сегодняшние лидеры всех традиционных российских конфессий в свое время демонстрировали полную лояльность режиму, где по Конституции руководящей и направляющей силой называлась Коммунистическая партия СССР.

Совместное заседание Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте. 11 марта 2009 года, Тула
Совместное заседание Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте. 11 марта 2009 года, Тула

Среди нынешнего студенчества все больше детей студентов перестроечных лет. В свое время их родители с энтузиазмом восприняли демонтаж советской системы, так как устали от лжи и вечных дефицитов, невозможности быть хозяином собственной жизни. И действительно, 1990-е и в еще большей степени 2000-е годы дали большие возможности для умеющего найти свое место в рыночной экономике человека. В путинские годы люди получили долгожданную стабильность, за которую их родители так ценили брежневскую эпоху. Теперь нужно вновь опасаться завтрашнего дня, уже по своей вине. По словам патриарха Кирилла, реальная безработица сразу мобилизует разгильдяев и пьяниц. «Я считаю, что кризис — это не только проклятие, но и благословение. Он даст людям возможность задуматься, переоценить ценности». Только что делать близким уволенных и переведенных на неполную рабочую неделю в промышленных моногородах? Ведь цены на продовольствие и услуги ЖКХ продолжают расти.

Впрочем, церковь предлагает свой экономический вариант переоценки ценностей. 19 марта правительственная комиссия по вопросам религиозных объединений рассмотрела вопрос о помощи верующим в сохранении храмов, являющихся «объектами культурного наследия». На содержание этих зданий, находящихся не только в федеральной собственности, но и переданных религиозным общинам, предполагается выделить в 2009 году 2235 млн рублей. РПЦ МП готовится к передаче ей объектов собственности. По словам управляющего делами Московской патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента, согласно законопроекту к ней относятся «храмы и иные объекты для совершения религиозной деятельности». РПЦ МП предлагает «включить в перечень здания воскресных школ и духовных учебных заведений, здания бывших приютов, богаделен, гостиницы для паломников, монастырские комплексы — келейные корпуса (монашеские общежития), башни и стены (ограждавшие монастыри)». Это замечательно, но во сколько обойдутся переселения и выкуп этих объектов у собственников? Нельзя забывать и про растущие объемы церковного строительства. В одной Белгородской области за три года планируется построить 109 церковных объектов. В дни кризиса люди начинают все больше задумываться о деньгах и предпочитают собственное скромное жилье всему остальному.

В начале марта были проведены промежуточные итоги всероссийской школьной олимпиады по «Основам православной культуры». Это четко свидетельствует о том, что ОПК уже в десятках регионов превратились фактически в полноправный школьный предмет. Здесь уже фигурируют не только Белгородчина, Брянщина и Смоленщина, но и половина школьников Подмосковья. Точкой отсчета считается циркуляр патриарха Алексия II от 9 декабря 1999 года, где епархиальным архиереям предписывалось добиваться введения в школах основ православного вероучения. В случае отказа предмет предлагалось обозначать как ОПК. В лучших традициях журнала «Пионер» на сайте «Интерфакс-религия» были опубликованы ляпы участников этой Олимпиады. Один из наиболее характерных: «Имя “Казанская” Богородица получила потому, что Она жила в Казани». Как-то даже не хочется комментировать... Характерно, что даже мэр Москвы Юрий Лужков, осуществивший сложнейший в постсоветской России проект восстановления храма Христа Спасителя, является противником преподавания ОПК в своем родном мегаполисе.

На том же IX съезде Российского союза ректоров ректор православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев заявил: «Кафедра теологии в региональном вузе превращается в центр оздоровления студенческой среды, становится единственным инструментом, благодаря которому в этом направлении достигнуты реальные успехи». Сегодня в российских регионах действуют 45 факультетов и кафедр теологии в рамках РПЦ МП.

Ребята из татарской молодежной общественной организации «Яшен» во время поездки по мечетям Свердловской области
Ребята из татарской молодежной общественной организации «Яшен» во время поездки по мечетям Свердловской области

Цель этой программы действий четко обозначил Кирилл Фролов, лидер «Союза православных граждан», заведующий «отделом Украины и Крыма Института стран СНГ»: «Кирилл в пух и в прах разгромил идеологию миссиофобии. Я бы назвал эту идеологию новой псевдоправославной ересью, которая пропагандирует церковный изоляционизм. Ее сторонники заявляют, что нужно ждать, когда молодежь сама придет в Церковь. Но ожидание совершенно бесполезно. Нет и еще раз нет».

Ответ имамов и интеллигенции достаточно прозрачен. В условиях русскоязычного ЕГЭ и ликвидации национальных школ вне титульных тюркских республик религия Ислама остается единственным вариантом сплочения. За более чем 1300 лет своего развития на территории Восточной Европы, Северного Кавказа и Сибири умма исламийя переживала различные времена. Но после периодов очередных репрессий следовал новый этап возрождения мусульманских традиций. И всегда находились проповедники, несущие слово Истины людям. Сегодня существуют Интернет и мини-типографии, аудио- и видеозаписи. В России всегда находились правители и эксперты, понимавшие необходимость диалога с мусульманами. Ведь за их спиной не стоит миллиардное ядерное государство, как в случае с китайцами. Если деятели вроде Даниила Сысоева, и не только он, стремятся отторгнуть мусульман от своей тысячелетней традиции, то найдутся и такие, кто напомнит, что дева Марьям не жила в Казани. Да и российские мусульмане знают, что численность всемирной уммы в четыре раза превышает число всех православных, а Россия не может восполнить убыль населения. И поэтому нам лучше вспоминать традиции великих нижегородцев Николая Лобачевского и Хусаина Фаизханова, встретившихся на казанской земле. Россия не может существовать без мусульман, как она не может существовать без православных. И в этой великой правде лежит залог нашего общего благополучия и процветания...

Дамир МУХЕТДИНОВ,
кандидат политических наук



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.